СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОРКС "Совесть"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

данный конспект можно использовать для внеклассного мероприятия

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКС "Совесть"»

Тема: «Совесть»

Цель урока: создать условия для формирования ценностного мира ребенка; формирование понятия «совесть».



Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • формирование осознанной необходимости нравственного поведения человека, обусловленного принятыми в обществе представлениями о совести;

  • развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

  • формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм.

Предметные результаты:

  • усвоить понятия «совесть», «стыд», «раскаяние», «чувства», «воля»;

  • объективно оценивать свои и чужие поступки;

  • понимать значимость толерантного отношения к другим мнениям.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу;

  • выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Познавательные УУД:

  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах(текстах, таблицах, схемах и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы, устанавливая аналогии и причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других учеников: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • слушать других людей, рассматривать их точку зрения, относиться к ним уважительно, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в паре, группе.

Оборудование:

  • компьютер

  • доска

Дидактические материалы:

  • учебник "Основы светской этики. 4-5 класс"

  • раздаточный материал для групповой работы (тексты, конверты с пословицами, справочный материал, цветные круги, таблички со словами, листы для групповой работы, ручки)

Ход урока:

l. Организационный момент.

Психогимнастика « Искорка добра»

В одном ауле люди умели дарить друг другу добро. А знаете как? Очень просто , когда они протягивали друг другу руки, их ладошки встречались и между ними вспыхивала крошечная тёплая искорка, маленькое, маленькое солнышко. Оно было такое маленькое, что не обжигало, а только согревало ладошки. Давайте передадим, друг другу искорку добра, протянем ладошки и посмотрим в глаза друг другу, и тепло улыбнемся.

II. Актуализация знаний.

На предыдущих уроках вы познакомились с некоторыми понятиями. Давайте их вспомним.

- Какие чувства испытывает человек, если у него тяжелое, подавленное состояние от осуждения окружающих за неправильное поведение, за невыполненный долг перед самим собой. Это ... (СТЫД и ВИНА)

- Какие качества не дадут человеку совершить безнравственный поступок, помогут избежать вражды, взаимных обид и упреков, даже мести. Это ... (ЧЕСТЬ и ДОСТОИНСТВО)

(На доске записаны слова на цветных карточках, дети показывают кружок нужного цвета; объясняют свой выбор)

Обобщение учителя:

Стыд и вина формируют СОВЕСТЬ человека. Немецкий философ Артур Шопенгауэр сказал, что "Честь есть внешняя совесть, а совесть - внутренняя честь". Я думаю, что вы догадались, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О СОВЕСТИ)

III. Формулирование темы, цели урока.

Правильно, тема нашего урока СОВЕСТЬ.

- Ребята, а что вы знаете и хотели бы узнать на этом уроке о совести? (Ответы детей)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

(Что такое совесть? Как она формируется? Какая бывает совесть? Что значат выражения "чистая совесть", "голос совести", "потерять совесть", "муки совести" и др.)

Давайте попробуем разобраться в этих вопросах вместе.

III. Работа по теме урока.

1. Углубление в тему урока. Работа над содержанием рассказа "Поступок Гены" (стр.32-33).

Я предлагаю познакомиться рассказом "Поступок Гены"! (звучит рассказ)

- Понравился ли вам рассказ?

- А понравился ли вам главный герой? Почему произошла неприятность? (Гена думал только о себе)

- Как вы оцениваете поступок Гены?

-Почему Гена решил исправиться? (Стало стыдно, мучала совесть, стал жить по -совести)

- А какой урок вы получили для себя после знакомства с рассказом? (Ответы детей)

Обобщение учителя: Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.

Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.

2. Работа в группах.

- А как объясняют понятие СОВЕСТЬ известные нам люди. Прочитайте цитату и попробуйте объяснить выделенные словосочетания. (Обсуждение в группах)

1 ЗАДАНИЕ.

1 группа: Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце. (Пушкин А. С.)

2 группа: Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае. (Суворов А. В.)

3 группа: Совесть — верный руководитель жизни людей. Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. (Толстой Л. Н.)

2 ЗАДАНИЕ.

1 группа. Давайте попробуем вслушаться в слово СОВЕСТЬ и составить из этих букв другие слова. Запишите на своем листе.

СОВЕТ (совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы;

ВЕСТЬ (совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно;

СЕТЬ (то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки;

ЕСТЬ (совесть - это то, что есть у всех;

СВЕТ (совесть -это свет внутри нас;

ВЕС (совесть - это то, что имеет вес (значимость);

ВЕТО (то, что накладывает запрет на плохие поступки;

Обобщение учителя: Совесть - это чувство, которое свойственно только человеку, чувство ответственности перед собой и перед другими людьми за свои поступки. Поэтому совесть развивается и воспитывается в человеке.

2 группа. Вашей группе необходимо посмотреть в разных источниках, как там раскрывается понятие СОВЕСТЬ и выделить главные слова. Запишите на своем листе.

Толковый словарь В.Н.Даля:

«Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».

Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).

Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.



Толковый словарь Ожегова:

Совесть - Чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Интернет-Википедия:

Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Совесть — чувство нравственной ответственности за своё поведение перед другими людьми или обществом (а также и перед собой).



3 группа. Изучите карточку и найти ответ, какие чувства сопутствуют совести? Запишите на своем листе эти чувства.

Постарайтесь объяснить, как вы это понимаете.

(Если ты делаешь что-то на совесть, то от этого получаешь удовольствие. Неудовлетворенность рождает муки совести, раскаяния.)

Обобщение учителя: Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», –  так гласит русская пословица.

3. Работа с текстом учебника.

С.26- 31 чтение с карандашом. Отмечаем важные, несказанные моменты.

4.Тренировка совести.

Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.

А чтобы совесть не молчала,  нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум - постоянно размышлять над тем, что ты совершил! Всегда применять правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:

Не берите чужого без разрешения.

Не желайте никому зла.

Не допускайте грубости.

Во всём помогайте ближним.

Будьте добрым человеком.

Всегда говори правду.



Посмотрите на пламя свечи (зажигается свечка). Совесть в нашей душе – это словно огонёк свечи. Совесть не спит – и светло в душе человека. Если мы не будем забывать о ней, будем спрашивать у совести: «Хорошо ли то, что я делаю?», то совесть наша никогда не угаснет. А если мы не будем беречь совесть (взмах руки над пламенем свечи)  - станем обманывать, обзывать, грубить, будем злыми, равнодушными людьми. Что будет? (огонёк гаснет). Было в сердце светло, а что теперь? Тьма.

Обобщение учителя: Голос совести - это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При  такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьей человека. Совесть, отвергнутая человеком, проявляется в непонятных состояниях тревоги, страха, неудовлетворённости. Одним словом – болит душа. Чтобы у вас этого не было, давайте попробуем определить последовательность своих действий для решения вашей проблемы.

VI. Применение знаний.

1. Проблемно-поисковая ситуация. Коллективная работа.

- Согласны ли вы с утверждениями:

  • у всех людей есть совесть;

  • бессовестному человеку жить легче;

  • плохих людей, преступников совесть не мучает;

  • "голос совести" можно услышать только после совершения плохого поступка;

ВЫВОД (Обобщение учителя):

Запомните! Бессовестных людей нет! Просто совесть таких людей очерствела, как кожа после мозоли или ожога, где зарубцевавшиеся ткани становятся нечувствительными.

Не игнорируйте и не подавляйте голос своей совести, и вы всегда будете идти правильным путем!

Зажжём огоньки совести и споём песню…

VII. Рефлексия. Оценка.

- Итак, вспомните цели урока. Выскажите свое мнение о том, насколько мы достигли поставленных целей. (Дети кратко анализируют достижение целей)

Обобщение учителя:

- Активно работали на уроке….

- Интересны были высказывания…



VIII. Итог.

Самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.

В мире столько всяческого зла.

Значит, надо помнить постоянно:

Никогда не поздно и не рано

Совершать хорошие дела.

И чтоб сердцу не было морозно,

Сколько бы ты бед ни натворил,

Никогда не рано и не поздно

Повиниться честно и серьезно

В том, что ты когда - то совершил. ( Э. Асадов)



IХ. Домашнее задание.

1. Нарисуйте, как по-вашему выглядит совесть.

2. Подберите пословицы о совести.