СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОРКСЭ "Возникновение религий. Древнейшие верования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока  ОРКСЭ  по теме "Возникновение религий. Древнейшие верования."

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ "Возникновение религий. Древнейшие верования"»


Урок по ОРКСЭ

Возникновение религий. Древнейшие верования


Цель: познакомить учащихся с терминами: пантеон, многобожие, монотеизм, иудаизм, завет, заповедь.


Задачи:

1) направленные на личностный результат:

- развитие доверия и уважения к истории и культуре еврейского народа;

- развитие личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества с учителем и одноклассниками;

- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.


2) направленные на метапредметный результат:

- формирование умения определять цель учебной деятельности;

- формирование умения контролировать и оценивать учебные действия;

- эффективное использование речевых средств для решения различных познавательных задач;

- овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений;

- развитие умения слушать собеседника и вести диалог.


3) направленные на предметный результат:

- знакомство с основными понятиями урока (пантеон, многобожие, монотеизм, иудаизм, завет, заповедь);

- формирование первоначальных представлений об иудаизме;

- понимание значения веры и религии в жизни человека.






Этап урока

Использовование ИКТ

Действия учителя

Действия

учащихся

1.Организационный момент.


Слайд 1

Настроились на урок. Возьмите все самое доброе и мысленно подарите друг другу через улыбку.


2.Проверка домашнего задания.






Самооценка




Слайд 2а





Слайд 2б

- Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. Что такое культура?

- В науке есть такое определение. Это ценности, созданные человеком.

А какие это ценности?

- Вы знакомы с понятиями материальные и духовные ценности. На ваших столах листы с иллюстрациями. Рассмотрите внимательно изображения и определите, к каким культурным ценностям они относятся. В тетради запишите только буквы: д. (духовные) или м. (материальные)

Проверьте свою работу. Есть ли у вас вопросы? Кто выполнил задание на отлично?



материальные и духовные

3.Актуализация знаний





Запись в тетрадь






Слайд 3


- К каким ценностям мы относим религию? Почему?

- Что такое религия?

- Как вы думаете, что нам предстоит сегодня узнать?



- Вспомните, когда появились первые религиозные верования?

- Запишите в тетрадь число, название темы «Возникновение религий. Древнейшие верования».

Духовным

Это вера человека в единого Бога или во множество богов.

В глубокой древности

4. Объяснение новой темы «Древнейшие верования. Возникновение религий»















Работа в группах













Запись в тетрадь












Объяснение термина Иудаизм


Запись в тетрадь







































Запись в тетрадь

Слайд 4



Слайд 5










Слайд 6







Слайд 7












Слайд 8








Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11



Слайд 12




Слайд 13









Слайд 14






Слайд 15




Слайд 16


Слайд 17













Слайд 18









Слайд19


Слайд 20





Слайд 21

- Предлагаю вам заглянуть в таинственные уголки природы.

-Здесь в мрачных и на залитых солнцем отвесных скалах наши далекие предки оставили для нас, потомков, свои удивительные послания о себе.

- В пещерах археологи находят захоронения древних людей. Почему в захоронениях обязательно оставляли оружие, еду, предметы украшений?


- Это была вера в загробное существование.







- Что еще находят в пещерах?

- Какую тайну древнего человека хранит эта находка?

Древний человек верил, что если пронзить рисунок зверя, то это принесет ему удачу на охоте.

- Они верили и в то, что окружающий их мир населен духами, добрыми и враждебными. Эти духи обитали в деревьях и горах, ручьях и реках, в огне и ветре. Верили и в священных животных.

- А знаете ли вы таких животных?

- Образуйте 3 группы. Догадайтесь, в каких странах эти животные считались священными. Запишите их названия в соответствующей графе.

- Проверим ваши ответы.








- Постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов.

- Кто из вас знаком с таким понятием как пантеон? А что такое многобожие?

- В Древних государствах – Египте, Греции, Риме, Индии – люди верили в то, что богов много, и каждый из них имел свою «специализацию». Были боги, которые покровительствовали ремеслам и искусству, другие царствовали в морях и океанах, в подземном царстве. Все вместе эти боги назывались пантеоном.

- Запишите в тетрадь: Пантеон- многобожие.

- Это боги Древнего Египта.

- Назовите богов Древнего Рима. Где вы встречали их имена?

- Кто из вас читал мифы Древней Греции? Каких древнегреческих богов вы знаете?


- Первым народом, который поверил в единого Бога, был народ иудейский (еврейский). Монотеизм – единобожие, от греч. - один Бог. Иудаизм – это первая монотеистическая религия. Тех, кто исповедует иудаизм, называют иудеями.

- Запишите в тетрадь: Монотеизм – единобожие.

Иудаизм – первая монотеистическая религия.

Почему религия получила такое название - иудаизм? Иуда – это имя, принятое в России. На иврите, языке евреев – это имя звучит так «иегуда», что в переводе означает еврей. Значит слова «еврей» и «иуда» практически синонимы.

- На вопрос, где возник иудаизм, и историки, и богословы отвечают одинаково – в Палестине.


- Родоначальником иудеев считается патриарх Авраам. Патриарх - родоначальник старейшина рода.

- Он ушел из страны своих предков и поселился в земле Ханаан, обещанной ему Богом. Евреи зовут эту землю Землей Обетованной (Обещанной). Но скоро здесь наступил голод, и внуки Авраама со своими семьями переселились в Египет.

- Там их превратили в рабов: евреи выполняли тяжелую работу и подвергались жестокому обращению. Они мечтали освободиться от этого рабства, но египетский царь фараон не хотел отпускать их. В это время в одной еврейской семье родился мальчик, которого назвали Моисей. Когда Моисей вырос, Бог повелел ему вызволить из рабства еврейский народ. Моисей повел свой народ обратно в Землю Обетованную.

- Этот путь был долгим. Сорок лет евреи блуждали по Синайской пустыне.

(упражнение для снятия эмоционального напряжения)

Примите удобное положение, закройте глаза. Сейчас мы постараемся увидеть эту пустыню. Ходить здесь очень трудно, под ногами острые камни самых разных размеров, на высокие скалы забраться почти невозможно, а куда заведет очередное ущелье – неизвестно: может в тупик и придется возвращаться и начинать путь сначала. Палящее солнце и полное отсутствие воды. Но целый народ, среди которых и старики, и женщины с младенцами на руках, преодолевая эти трудности наполнены огромным желанием вернуться на родную землю.



- Во время странствий на горе Синай Моисей получил от Бога каменные таблички – скрижали, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу. Тем самым Моисей заключил с Богом договор (Завет), согласно которому Бог будет оберегать еврейский народ, а народ должен быть верным Богу и соблюдать его заповеди.

- Запишите в тетрадь: завет- договор. Заповеди – Божье наставление, правила, которые должны соблюдать люди.

- Не убивай, не кради, уважай отца и мать своих, не желай чужого – вот какие заповеди были написаны на этих каменных табличках.

- Иудеи вернулись на родную землю. Чтобы почитать своего Бога, евреи построили в городе Иерусалим Храм. Но через некоторое время Иерусалимский храм подвергся нашествию соседних государств и был разрушен.

Иудеи переселились в Вавилонию. После падения Вавилонии они смогли вернуться в Землю Обетованную и заново построили в Иерусалиме Храм. Но нашествия продолжались и Храм был вновь разрушен. Западная стена его сохранилась до наших дней.

- Сейчас она известна всем как Стена Плача. В Израиле, в г. Иерусалим возле Стены Плача можно найти молящихся в любое время суток. Есть такой обычай – укладывать записки между камней стены Плача. Что на них пишут миллионы людей всего мира?


- Мы еще вернемся к священным заповедям еврейскому народу, поговорим об Иерусалимском Храме.






Древние люди заботились о душах своих предков, верили, что души умерших людей продолжают участвовать в жизни своей семьи и всего племени.


Рисунки животных, пронзенных стрелами и копьями.




Тайланд: белый слон

Индия: корова

Египет: крокодил, скарабей,

Китай: дракон

Россия: олень, волк




Вера во многих богов








В названиях планет

















































Они просят у Бога здоровья, достатка, спасения, удачи.




5. Повторение и обобщение пройденного

Слайд 22

- Вспомните и объясните:

1) Что такое пантеон богов?

2) У какого народа возникла вера в Единого Бога?

3) Что такое завет?

4) Что означает слово заповеди?


6. Домашнее задание

Слайд 23

Знать все термины, записанные в тетради; подготовить сообщение о богах Древнего Рима, Древней Греции, Древнего Египта на выбор.


7. Рефлексия. Итог урока

Слайд 24

Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я понял(а)…

- На уроке для меня было важно понять…