Слайд 1
Песни, опалённые войной… песни о войне
70-летию Победы посвящается…
Цели и задачи:
Познакомить с историей создания песен ВОВ.
Воспитывать чувство патриотизма, уважения к истории Родины, к ее культурному наследию.
Развивать эмоциональный отклик на музыкальные произведения ВОВ.
Форма проведения: интегрированный урок литературы, технологии, истоков - экскурс в историю военных песен и песен о войне.
Оформление и оборудование:
мультимедиа, видеоролики;
слайд-шоу «Песни на войне», фонограммы песен;
солдатские конверты для писем
таблицы
- Ребята, какую дату собирается отметить 9 мая народ нашей планеты?
-Расскажите, пожалуйста, а как вы, учащиеся 4-а класса, готовитесь встретить 70-летие великой Победы народа в Великой отечественной войне?
Мы реализуем проект «Я помню, значит, я живу»
В рамках проекта мы выучили много песен военного времени, прочитали повесть Л. Кассиля «Улица младшего сына», смотрим фильмы о детях времён ВОВ, создали макет «Курган славы», являемся участниками акции «Бессмертный полк», готовим мероприятие для учеников начальных классов, знакомимся с военной историей городов - героев, городов воинской славы, посетили школьный музей, собираем, изучаем материал, готовим и выпускаем классные газеты о истории ВОВ, принимали участие в смотре строя и песни, готовимся выступать в городе.
- Память о ВОВ живет в воспоминаниях ветеранов, в исторических документах, в произведениях литературы, музыке. В те страшные 1418 дней нас постоянно возвращает кинематограф. О песнях войны мы поговорим сегодня.
Слайд 2
Седина отсчитывает даты,
И сквозит тревогою уют.
В одиночку старые солдаты
Песни позабытые поют.
Может, так, а может, к непогоде
Ноют раны у седых солдат.
Песни тоже вроде бы не в моде,
Вроде устарели, говорят.
Может быть, и мы и песни стары.
Высохла кровавая роса.
Новое под перебор гитары
Новые выводят голоса.
Лёгкие и свежие. Обиде
Не копиться, не кипеть во мне.
Наши песни спеты в лучшем виде,
Наши песни спеты на войне.
Там, где переходы и завалы,
Рваная колючка на столбах,
Умирали наши запевалы
С недопетой песней на губах…
(Михаил Дудин)
- Вы знаете достаточно много песен о войне, с удовольствием их поёте, а вот об истории их появления на свет вам ещё не известно, об этом мы сегодня и поговорим. А начать следует с песни, которая была написана ещё до войны.
Прошание славянки (Никитенко В.) презентация
Ребята поют песню «Прощание славянки»
- 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В строй с солдатами встала песня. Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен… и, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. Ярким примером такой песни является песня
«Три танкиста» 1939 год Диляра Даминова.
В конце 30-х годов по экранам страны триумфально прошла веселая музыкальная кинокомедия «Трактористы» .
В ней играли совсем молодые в ту пору актеры Николай Крючков, Борис Андреев, Петр Алейников, Марина Ладынина и другие — замечательный ансамбль творческих индивидуальностей, ставших открытием нашего кинематографа, любимцами молодежи.
В картине поднимались большие темы: любви, патриотизма, честного и ударного труда. Вместе с тем через весь фильм проходила мысль о необходимости быть бдительным и готовым к предстоящим боям с врагами Родины. Раскрытие темы начиналось буквально с самых первых кадров, которые сопровождались песней про трех танкистов — “Экипаж машины боевой”.
Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины. Инициатором создания такой именно песни, по свидетельству ее авторов — поэта Бориса Ласкина (1914—1983) и композиторов Дмитрия и Даниила (1905 — 1954) Покрасс, был режиссер-постановщик “Трактористов” Иван Александрович Пырьев.
- На войне было сложно, и пелось немало боевых песен. Простыми словами в них говорилось об оружии, о ненависти, о боевых дорогах, о подвигах героев. Но в памяти людской закрепились и такие песни, где говорилось о любви, о стойкости, об умении ждать. Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку.
- давайте познакомимся с текстом песни. Определите основную мысль песни, о ком она?
(Чтение текста)
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови!
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
- Ребята, вам предстоит поработать в группе.
Перечитайте текст, определите средства выразительности речи и дайте ответ на вопрос, что позволило песне стать такой популярной? (работа в группах) Работая, вы будете заполнять таблицу
Слайд 4
Проверка групповой работы Слайд 5
Эпитеты | сравнения | олицетворения | метафора |
образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? | сопоставление двух предметов или явлений, помогают союзы: как, точно, словно, будто. | изображение неживых предметов в виде живых существ. | перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. Скрытое сравнение. |
в тесной печурке | смола, как слеза | поёт гармонь |
в белоснежных полях | | шептали кусты |
заплутавшее счастье | | тоскует голос |
негасимой любви | | пой, гармоника, | |
Давайте послушаем песню. Слайды 6, 7, 8.
(В землянке)
- В долгие годы войны мучительно трудно было ожидание писем с фронта, но именно это ожидание помогало бойцам переживать тяготы войны. Сегодня мы проведём с вами мастер-класс по изготовлению фронтового конверта для письма.
(проводит мастер-класс по изготовлению солдатского треугольника письма с фронта проводить ученица)
Практическая работа
Домашнее задание
- Ребята, вам необходимо будет написать на этом конвертике письмо на тему:
«Моему ровеснику в 1941 год»
«Моему прадедушке».
О чём вы будете писать, вам нужно подумать самостоятельно. Мы обязательно прочитаем ваши письма на уроке риторики, обсудим их.
Подведение итогов урока:
- зачем сегодня мы так много говорим о победе народа в ВОВ?
-Подводя итог урока, хочется вспомнить ещё одну замечательную песню, у которой совсем другое настроение, о ней нам расскажет Полина.
Дети поют песню «Майский вальс» Слайды 9,10,11
Материалы к уроку:
В землянке
Алексея Сурков Константин Листов
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой,
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко,
Между нами снега и снега...
До тебя мне дойти нелегко,
А до смерти — четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови!
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви.
Алексей Сурков: Как сложилась песня
Все эти песни - и те, что были написаны до войны, и те, что родились в дни Великой Отечественной войны, - были адресованы сердцу человека, отстаивавшего или отстаивающего честь и независимость своей Родины с оружием в руках. Как создавались эти песни? Каждая по-своему. Но есть у них нечто общее - были они написаны как стихи для чтения, а потом, переложенные на музыку, стали песнями.
Расскажу историю песни, которая родилась в конце ноября 1941 года после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой. Эта песня "Бьется в тесной печурке огонь...". Если я не ошибаюсь, она была первой лирической песней, рожденной из пламени Великой Отечественной войны, принятой и сердцем солдата, и сердцем тех, кто его ждал с войны. А дело было так. 27 ноября мы, корреспонденты газеты Западного фронта "Красноармейская правда", и группа работников Политуправления Западного фронта прибыли в 9-ю гвардейскую стрелковую дивизию, чтобы поздравить ее бойцов и командиров с только что присвоенным им гвардейским званием, написать о боевых делах героев. Во второй половине дня, миновав командный пункт дивизии, мы проскочили на грузовике на КП 258-го (22-го гвардейского) стрелкового полка этой дивизии, который располагался в деревне Кашино. Это было как раз в тот момент, когда немецкие танки, пройдя лощиной у деревни Дарны, отрезали командный пункт полка от батальонов. Быстро темнело. Два наших танка, взметнув снежную пыль, ушли в сторону леса. Оставшиеся в деревне бойцы и командиры сбились в небольшом блиндаже, оборудованном где-то на задворках КП у командира полка подполковника М.А. Суханова. Мне с фотокорреспондентом и еще кому-то из приехавших места в блиндаже не осталось, и мы решили укрыться от минометного и автоматного огня на ступеньках, ведущих в блиндаж. Немцы были уже в деревне. Засев в двух-трех уцелевших домах, они стреляли по нас непрерывно. - Ну а мы что, так и будем сидеть в блиндаже? - сказал начальник штаба полка капитан И.К. Величкин. Переговорив о чем-то с командиром полка, он обратился ко всем, кто был в блиндаже: - А ну-ка, у кого есть "карманная артиллерия", давай! Собрав десятка полтора ручных гранат, в том числе отобрав и у меня две мои заветные "лимонки", которые я берег на всякий случай, капитан, затянув потуже ремень на своей телогрейке, вышел из блиндажа. - Прикрывайте! - коротко бросил он. Мы тотчас же открыли огонь по гитлеровцам. Величкин пополз. Гранаты. Взрыв, еще взрыв, и в доме стало тихо. Тогда отважный капитан пополз к другому дому, затем - к третьему. Все повторилось, как по заранее составленному сценарию. Вражеский огонь поредел, но немцы не унимались. Когда Величкин вернулся к блиндажу, почти смеркалось. Командир полка уже выходил из него: КП менял свое расположение. Все мы организованно стали отходить к речке. По льду перебирались под минометным обстрелом. Гитлеровцы не оставили нас своей "милостью" и тогда, когда мы уже были на противоположном берегу. От разрывов мин мерзлая земля разлеталась во все стороны, больно била по каскам. Когда вошли в новое селение, кажется Ульяново, остановились. Самое страшное обнаружилось здесь. Начальник инженерной службы вдруг говорит Суханову: - Товарищ подполковник, а мы же с вами по нашему минному полю прошли! И тут я увидел, что Суханов-человек, обычно не терявший присутствия духа ни на секунду, - побледнел как снег. Он знал: если бы кто-нибудь наступил на усик мины во время этого отхода, ни один из нас не уцелел бы. Потом, когда мы немного освоились на новом месте, начальник штаба полка капитан Величкин, тот, который закидал гранатами вражеских автоматчиков, сел есть суп. Две ложки съел и, смотрим, уронил ложку - уснул. Человек не спал четыре дня. И когда раздался телефонный звонок из штаба дивизии - к тому времени связь была восстановлена, - мы не могли разбудить капитана, как ни старались. Нечеловеческое напряжение переносили люди на войне! И только от того, что они были такими, их ничем нельзя было запугать. Под впечатлением пережитого за этот день под Истрой я написал письмо жене, которая жила тогда на Каме. В нем было шестнадцать "домашних" стихотворных строк, которые я не собирался публиковать, а тем более передавать кому-либо для написания музыки... Стихи мои "Бьется в тесной печурке огонь" так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал в Москву из эвакуации, не пришел в нашу фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить "что-нибудь, на что можно написать песню". И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным в том, что хотя я свою совесть и очистил, но песни из этого лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фоторепортера Михаила Савина гитару и спел свою новую песню, назвав ее "В землянке". Все, свободные от работы "в номер", затаив дыхание, прослушали песню. Всем показалось, что песня получилась. Листов ушел. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя на гитаре, исполнил песню. И сразу стало ясно, что песня "пойдет", если мелодия ее запомнилась с первого исполнения. Песня действительно "пошла". По всем фронтам - от Севастополя до Ленинграда и Полярного.
Таблица для определения средств выразительности речи
Эпитеты | сравнения | олицетворения | метафора |
образное определение, отвечающее на вопрос какой? какая? какое? какие? | сопоставление двух предметов или явлений, помогают союзы: как, точно, словно, будто. | изображение неживых предметов в виде живых существ. | перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. Скрытое сравнение. |
| | | |
| | | |
5