Урок № 9
Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей
Цели урока: предполагается, что к окончанию урока учащиеся- смогут дать определение кислотам, щелочам и растворимым солям как электролитам, будут знать их основные свойства ; будут владеть умениями определять кислоты, основания в растворах электролитов; усовершенствуют умения составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей.
Цели личностного развития: создавать ситуации для развития познавательных умений учащихся, умений производить учебно-логические действия (проведение лабораторного опыта,, наблюдение, анализ, выделение главного, вывод); формирования положительного отношения к химии как важнейшему компоненту общечеловеческой культуры.
Оборудование и учебные материалы: учебник, интерактивная доска презентация, тест, карточки – задания.
Реактивы: растворы электролитов и индикаторов
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока:
I.Организационный момент: Приветствует учащихся, желает успеха, проверяет готовность к уроку.
II.Мотивация: Девиз нашего урока «Просто знать – ещё не всё знания нужно уметь использовать»
Ребята, в начале нашего урока, я предлагаю вам приготовить вкусный химический деликатес из понятий тем, изученных на прошлых двух уроках. . Они напечатаны на карточках. Вы даете определение понятию и помещаем карточку в «кастрюлю». В конце урока мы приправим наше блюдо новыми специями.
III.Актуализация знаний:
Предлагаю вам выполнить индивидуальную работу распределить предложенные вещества на электролиты и неэлектролиты, а также выбрать сильные электролиты: соляная кислота, хлорид натрия, кислород, иодид калия, сульфат алюминия, дистиллированная вода, спирт, водород, сахар, фосфор, гидроксид натрия, серная кислота.
Электролиты: CH4 ,Na2SO4 CuSO4 ,Ca(OH)2 ,C2H5OH, H2SO4
Сильные электролиты HNO3 ,H2CO3 ,HCl , HF, NaOH, KBr
Неэлектролиты : соляная кислота ,глицерин, сахар, этиловый спирт,
ацетон, хлорид калия
Затем проверяем задание.
Смотрим ЭСО (Механизм электролитической диссоциации )
Причина распада электролита на ионы(взаимодействие с молекулами воды)
Ребята, перед вами этикетка минеральной воды «Дарида». Предположите, какие соли были обнаружены в воде, если в ней обнаружены следующие ионы: катионы кальция, натрия, калия, бария; анионы: хлорид, сульфат, карбонат.
Учащиеся работают в парах.
Вы убедились, что мы уже много знаем об электролитической диссоциации, электролитах, умеем составлять уравнения. Но сегодня на уроке нам необходимо углубить наши знания, выяснить общие свойства кислот, щелочей.
IV.Целеполагание:
Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Электролитическая диссоциация кислот оснований, солей». Я предлагаю вам работу по следующему плану.
План изучения темы:
1.Диссоциация кислот. Ступенчатая диссоциация кислот
2Диссоциация щелочей.
3.Диссоциация солей.
4.Обнаружение ионов в растворах электролитов.
V. Изучение нового материала
Из курса 7 класса вам известны 4 типа соединений. Мы знаем, что электролитами являются кислоты, основания, соли. Начнем с кислот. Вспомните определение кислот. Как они классифицируются? Запишем три формулы кислот и составим их диссоциацию. Данные кислоты являются сильными электролитами, и полностью распадаются на ионы.
Я предлагаю вам изучить особенности слабых кислот самостоятельно
(стр. 137учебника) .
-Какой вывод вы сделали? Запишем диссоциацию сероводородной, сернистой кислот. А теперь сделаем вывод: что общего вы увидели при диссоциации кислот?
Дадим определение кислотам как электролитам. Можем предположить общие свойства кислот. Какие? Чем обусловлены?
Запишем диссоциацию оснований.(Гидроксиды натрия, калия, кальция, бария). Какие общие черты вы заметили? Запишем определение оснований как электролитов. (Стр. 137 учебника).
- Вспомните, какие вещества называются солями? Запишите диссоциацию следующих солей (хлорид натрия, нитрат кальция, сульфат железа).
Сформулируем общий вывод о солях. Для этого ответим на вопросы:
- Что такое соли согласно теории злектролитической диссоциации? Есть ли у них общие свойства? Чем обусловлены свойства растворов солей?
VI. Физкультминутка
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!
Делаем вывод:
Свойства растворов электролитов определяются свойствами ионов которые образуются при диссоциации
Давайте это подтвердим экспериментально , выполнив лабораторный опыт №3 «Обнаружение катионов водорода и гидроксид- ионов в растворах».
Для этого разделимся на три группы. Первая группа исследует действие индикаторов на кислоты, щелочи и соли .Затем представители каждой группы представят отчет
Но вначале повторим ТЕХНИКУ БЕЗОПАСНОСТИ:
Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо
Прежде чем начать работать,
Парту надо расчищать,
А не то учебник будет
Под рукой тебе мешать!
Если на руку попала
Капля жидкости какой,
Поспеши промыть то место
Ты холодною водой!
Учащиеся работают в группах, отчеты составляют в тетрадях на печатной основе.
Делаем выводы: Общие свойства кислот:
Кислый вкус
Взаимодействие с некоторыми металлами с выделением водорода обусловлены наличием катиона водорода
Мыльность на ощупь
Едкое действие
обусловлены наличием гидроксид -ионов
Изменение окраски индикатора:
Закончить предложение:
Лакмус ….в кислоте,
В щелочи он …
…. в воде.
Вот какой красивый.
Фенолфталеин безразличен в воде,
Также он ведет себя в …
А если к щелочи прилить?
Ему …. тут быть.
Ах ,метилоранж прекрасный,
В кислоте он…
Только щелочи прильем
Сразу …станет он
Ребята, мы выполнили с вами намеченный план, вернемся к началу нашего урока, а вернее к приготовлению нашего химического деликатеса: вспомним, что входит в наш рецепт? приправим наш деликатес новыми ингредиентами: кислотами, солями, щелочами по теории электролитической диссоциации.
VII.Информация о домашнем задании : §32, упр.4-6.
VIII.Закрепление материала:
Проверим уровень усвоения учебного материала, для этого предлагаю выполнить тестовое задание на 2 варианта по 5 вопросов
Тестовое задание:
1 вариант
1.слабым электролитом является:
А) Н2S, б) NaCl, в)HNO3 г)KOH
2. Соли – это
А)соленые вещества; б) соединения серы; в) электролиты, диссоциирующие на катион металла и анион кислотного остатка
3.Лакмус в кислотах приобретает окраску:
А)синюю; б) красную; в) желтую.
4. Электролит, который диссоциирует с образованием катиона металла – это:
А)NaOH, б) NH3 в)HNO3 г)FeO
5. При диссоциации 1 моль вещества формула которого K2SO4 образуется общее число ионов:
А) 2 б) 3 в)4 г) 5
2 вариант
1. Ступенчатой диссоциации подвергается вещество, формула которого:
А) HNO3 б) НCl в) Н2S г) KOH
2. К электролитам не относится вещество, формула которого:
А) NaOH, б) NaCl, в)HNO3 г)FeO
3. Фенолфталеин в щелочах приобретает окраску:
А) синюю, б) красную; в) малиновую.
4. Электролит, который диссоциирует с образованием катиона водорода – это:
А) гидроксид натрия; б) серная кислота; в) нитрат натрия.
5. При диссоциации 1 моль вещества, формула которого Al (NO3)3 образуется общее число ионов:
А) 2 б) 3 в)4 г)5
IX.Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, мы сегодня с вами на уроке активно поработали.
- Что мы делали?
- Какие трудности вы испытали?
- Какие понятия вы усвоили и можете объяснить другу?
- На сколько процентов из100% вы реализовали свои цели?