СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Сюжет поэмы «Мцыри».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  1. Развивать навыки анализа текста
  2. Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы
  3. Выявить структурные особенности поэмы
  4. Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы
  5. Воспитывать интерес к творчеству поэта

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Сюжет поэмы «Мцыри».»

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Сюжет поэмы «Мцыри».

Тип урока: Урок анализа

Цели урока:

  • Развивать навыки анализа текста

  • Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы

  • Выявить структурные особенности поэмы

  • Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы

  • Воспитывать интерес к творчеству поэта

Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "М.Ю.Лермонтов", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа поэтического текста, компьютерная презентация.

Ход урока


Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.


2.

Опрос домашнего задания.


1. Разговор к уроку.

-Назовите правила, которые надо соблюдать на уроке.

-Какого писателя мы изучаем?

-Кто такой М.Ю.Лермонтов?

- Что было задано на дом?


















1. Выучить определение «поэма».

(Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя)


2. Выучить выводы о романтизме, его чертах.

Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке. Для романтизма характерны следующие черты:

  • Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.

  • Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).

  • Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.

3.

Сообщение темы урока


Слово учителя.

- Тема нашего урока сегодня: «Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Сюжет произведения». Сегодня мы с вами должны составить портрет нашего героя. Но не портрет – лицо, а характер. И в этом нам поможет сюжет поэмы, через который раскрывается характер героя.

- Давайте обратимся к плану. Что мы с вами будем делать сегодня на уроке?

Продолжим изучать произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…


Тема урока: М.Ю. Лермонтов.

«Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Сюжет поэмы».

4.

Введение нового материала. Работа над темой:

«Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Сюжет поэмы».



1.Беседа по теме урока.

-Что означает слово «Мцыри»?





- Вспомним, что такое сюжет произведения?

Просмотр презентации.

Слайды с иллюстрациями из поэмы «Мцыри» показаны в произвольном порядке.

Работа в группах: определить хронологическую последовательность сюжетов из поэмы.

-Подтвердите словами из поэмы (учащиеся зачитывают главы).


Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник».

Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество.

Основные эпизоды художественного произведения, расположенные в определенной последовательности.

Проверяем хронологию:

Сюжет поэмы прост:

1. История короткой жизни Мцыри.

2. Рассказ о неудавшейся попытке бежать из монастыря. 3. Три дня на свободе, полные жизни.

Вывод: Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

5.

Физкультминутка


Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.



6.

Работа над содержанием поэмы «Мцыри».


4. Анализ поэмы

1) Пролог (1 глава)

-О чём мы узнаём в прологе?





- Где происходят события поэмы?



-Дайте описание монастыря.













-Кто находится в старом монастыре?



2) Предыстория главного героя (2 глава).

-Куда ехал и кого вёз русский генерал?

- Расскажите его предысторию. Как герой очутился в монастыре?

-Как он выглядел? Составьте его описание.

























-Где его оставили?

-Как жил мальчик в монастыре?

-Почему он смотрел на восток?

-Что хотел сделать он во цвете лет?

-Что с ним случилось?

-Как он выглядел?



Исповедь Мцыри (3 -23 главы).

- Что представляет собой основная часть поэмы? Почему?





-Что такое «исповедь»?

-О чём он думал, мечтал, живя в монастыре?

- Какую мечту вынашивал в своем сердце Мцыри?


-Какой вопрос он задаёт старику?



-Какие средства выразительности использовал поэт в описании Кавказа? Находим их в тексте (гл 6)

-О чём он вспомнил на природе? (гл.7)









-Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провел на воле? (гл.8)



- Какие испытания выпали на долю героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?


-С кем он встретился у горного потока? Находим строчки о девушке, которая понравилась Мцыри (гл.13)

-Как поэт описывает природу ночью?

-Какую цель Мцыри имел в душе?

-Почему, находясь в лесу, он был голодный?

-Мцыри с детства слезы не знал, но тут заплакал без стыда. Почему?

-С кем он встретился ночью в лесу?

-Как поэт описывает барса?

(гл.16)

-Опишите бой с барсом.

(гл.17-18)

-Какие качества Мцыри проявились в схватке с барсом?





- Почему Мцыри не принял ту жизнь, которую обещали ему рыбы «в воде»?


- Что же для Мцыри значит «жить»?








- Какова последняя просьба главного героя?


- Мцыри заплатил жестокую цену за своё стремление к совершенному, но не отказался от дерзаний. Перед смертью он желает услышать “родной звук”, увидеть вершины Кавказа.


Даётся описание старого полуразрушенного монастыря.

На Кавказе, среди вольной и мошной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре.

Монастырь стоял на том месте, где сливались реки … и … . Из – за видны … обрушенных …, и …, и церковный …; не курится под ним … благовонный дым, не слышно … молящих иноков .

(зачитывают)


 Словарная работа.

Кудильщица – сосуд для благовонных курений во время церковной службы.











Самостоятельная работа.

Ребёнку было лет шесть. По дороге он занемог (заболел). Ребёнок был пуглив и дик, слаб и гибок. Но в нём был могучий дух. Мальчик мучился от болезни тихо, не издавал стон. Ничего не кушал и гордо умирал.

Занемочь – заболеть, захворать.

Томиться – мучиться.

Призреть – дать приют и пропитание.

Изречь монашеский обет –принять монашество, стать монахом.

Мальчик томился неясной тоской по своей родине.











Центральная часть поэмы – это исповедь героя. Такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты.



Исповедь –откровенное признание в чём – нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.

Герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».

«Ты хочешь знать, что видел я на воле?»

Природа поразила Мцыри, он слышит шум горного потока, шелест сырых листьев, пение птиц, а то раздается крик шакала. Его поражает богатство и многообразие природы (контраст с однотонной монастырской обстановкой) В гармонии с природой ему хорошо, он мечтает, ему легко, он вспоминает родину.


(Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил – и жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей…). Природа открывает Мцыри смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли.


Встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу (комментированное чтение отрывков из поэмы, в которых изображаются испытания героя, его чувства, переживания).

Красива и стройна девушка-грузинка. И встреча эта была для Мцыри лишь мечтой.


«Пройти в родимую страну»

Мцыри не “природный человек”, он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия погибает от голода.

Он заблудился, потерял дорогу.




зачитывают

Мужественный, бесстрашный, отважный смертельная опасность рождает не страх, а мужество, он упивается борьбой.

(«В воде привольное житье И холод и покой…» Но Мцыри не нужен покой: он мечтает о настоящей жизни, полной борьбы, истинных чувств).

«Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни.

Жить для Мцыри - значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить, спускаться в “грозящую бездну”. Он говорит старому монаху: “Ты жил, старик! // Тебе есть в мире, что забыть, // Ты жил, — я также мог бы жить”. Жизнью Мцыри называет три дня, когда он любовался женщиной, сражался с барсом, блуждал в лесу, искал дорогу к дому.

(Когда я стану умирать, И, верь, тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он своих высот Привет прощальный мне пришлет…).

7.

Домашнее задание

Выучить отрывки из поэмы «Мцыри».

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

8.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я могу себя похвалить за …








 Заполняют бланк самооценки.





Композиционные части поэмы.

Наиболее важные чувства, мысли, переживания героя

Жизнь в монастыре

Выносливый, желание быть свободным определяет его поведение, гордый, недоверчивый, в монахах видит своих врагов, одинокий

Побег из монастыря чтобы увидеть мир, узнать его

Хитрый, сильный, быть свободным для него вырваться из стен монастыря, вернуться в родной аул

Пейзаж на свободе

Природа поразила Мцыри, он слышит шум горного потока, шелест сырых листьев, пение птиц, а то раздается крик шакала. Его поражает богатство и многообразие природы (контраст с однотонной монастырской обстановкой) В гармонии с природой ему хорошо, он мечтает, ему легко, он вспоминает родину.

Встреча с грузинкой

Отвык от людей, смущение, тоска-печаль, трепет, волнение

Бой с барсом\ могучий барс

Мужественный, бесстрашный, отважный смертельная опасность рождает не страх, а мужество, он упивается борьбой.

Опять монастырская стена

Обманутые надежды, отчаяние,

Исповедь

Прощание с жизнью, его завещание. Не сумев вернуться на родину, Мцыри готов уйти из жизни. Последние его мысли о родине, свободе, жизни.

Таким образом, мы с вами убедились, что ни одна композиционная часть не является в произведении лишней. А подчиняются главной мысли- раскрыть характер романтического героя. А Мцыри – романтический герой.