СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературе на тему "Повесть "Станционный смотритель" А.С.Пушкина".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" проводится в форме заочной экскурсии в музей "Дом станционного смотрителя.Интерес и активность учеников поддерживается постановкой проблемных  вопросов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе на тему "Повесть "Станционный смотритель" А.С.Пушкина".»

1

Тема: А.С. Пуш­кин. Цикл «Повести Белкина». «Стан­ционный смотри­тель».

Тип : урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Вид : заочная экскурсия

Цели:

образовательные: познакомить учащихся с историей создания «Повестей Белкина», дорожным бытом пушкинской поры, идейно - тематическим содержанием произведения; сопоставить евангельскую притчу о «блудном сыне» с пушкинской историей и его проблематикой; сформировать понятие о «маленьком человеке » в литературе;

развивающие: развивать умения и навыки анализа художественного текста, коммуникативную компетентность обучающихся; умение находить в тексте средства выразительности и определять их функциональное значение, критическое мышление, воображение;

воспитательные: воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.

Оборудование: презентация «Дом станционного смотрителя», плакат с изображением различных видов гужевого транспорта 19 столетия, вывеска с надписью Выра, изображение верстового столба,

учебник по литературе.

Ход урока:

1.Организованное начало урока.

Прозвенел уже звонок,

Мы начинаем наш урок.

Книжки, ручки и тетрадки

На столе лежат в порядке.

Конь копытом звонко бьёт,

С нетерпением нас ждёт.

Медлить нам никак нельзя,

Поспешим – ка в путь, друзья.

2.Рефлексия.

Любите ли вы экскурсии? С чем у вас ассоциируется это слово?

3.Сообщение темы урока.

Сегодня вас ждёт необычный урок. Мы совершим виртуальную экскурсию в музей литературного героя .

4.Актуализация опорных знаний.

На слайде№1 вы видите кроссенс. Подумайте, что объединяет картинки, и сформулируйте тему нашего урока.

(В Болдинскую осень 1830 года А.С.Пушкин написал «Повести Белкина». Второй в этом сборнике является повесть «Станционный смотритель». Это должность во времена Пушкина предусматривает

регистрацию подорожных проезжающих и замену лошадей.

  • Что вы знаете о периоде в жизни и творчестве Пушкина под названием Болдинская осень?

  • Что стало причиной вдохновения писателя осенью1830 года?

Слайд №2

Здесь, в имении Болдино, великий русский поэт впервые попробовал своё перо в жанре

реалистической прозы.

  • Как вы понимаете слово реалистический?

Словарная работа.

Термин реализм обозначает правдивое отображение действительности.

В результате появился сборник под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

  • Вспомните, с какой повестью из этого сборника вы уже знакомы?

В него входит 5 повестей: «Гробовщик», «Метель», «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель».

5.Вступительная эвристическая беседа.

Слайд№3

Вымышленный образ Белкина Пушкин делает автором своих повестей, а чтобы читатель воспринимал Ивана Петровича как реальное лицо, в предисловии описывает его жизнь.

  • Подумайте, зачем Александр Сергеевич использовал этот приём? (Впервые попробовав себя в прозе, опасался критики) .

Слайд №4

2

  • Кто такой станционный смотритель? (Начальник почты, служащий почты)

  • К какому разряду в табеле рангов относят чиновников подобного рода?(14)

5.Заочная экскурсия в музей «Дом станционного смотрителя».

Я приглашаю всех посетить музей под названием «Дом станционного смотрителя», посвящённый главному герою повести А.С. Пушкина.

Слайд №5

Музей был открыт 15 октября 1972 года. «Дом станционного смотрителя» стал первым в нашей стране музеем литературного героя. Он расположен в здании бывшей почтовой станции Выра, где в ХVIII-ХIХ в.в. проезжавшие меняли лошадей. Во времена Пушкина не было железной дороги, перемещались на большие расстояния с помощью запряжённых лошадей. Почтовая станция сохранилась до наших дней. Через неё проходил большой тракт (наезженная дорога) от Петербурга в западные губернии России.

  • Подумайте, фамилия какого героя связана с названием этой станции? (Самсон Вырин).

Слайд №6

Проезжая из Петербурга в село Михайловское, писатель около 13 раз останавливался на почтовой станции Выра. Здесь от местных жителей он услышал грустную историю о маленьком чиновнике и его дочери. Эта история легла в основу его повести «Станционный смотритель». По архивным документам и повести воссоздана атмосфера почтово-дорожного быта 19 столетия.

Слайд№7-№8

Обратите внимание на верстовой столб. Это о нём поэт писал :

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне...

  • Вспомните название стихотворения А.С. Пушкина. («Зимняя дорога»)

Такие столбы устанавливались возле каждой почтовой станции, на них указывалось расстояние, преодолённое проезжими, и расстояние до следующей станции.

  • Подумайте, почему столб получил такое название? (Раньше расстояние измерялось в вёрстах, поэтому и столб получил соответствующее название).

  • Какое количественное значение соответствует версте?(Верста равняется 1066,8 метра.

Слайд№9 -№10

Перед нами стены обычной почтовой станции 3 разряда. А это значит, что проезжающие не могли рассчитывать на обед и ночлег. Обратите внимание на два одноэтажных домика, сложенных из кирпичей и оштукатуренных в розовый цвет. В одном из них и жил станционный смотритель, а в другом размещалось здание почты.

Как видите, домики соединены кирпичной оградой с большими красивыми воротами, увенчанными двуглавым орлом. Через них на мощеный двор въезжали кареты, коляски, возки и брички путешествующих.

Жизнь здесь не останавливалась ни на минуту: сюда въезжали и выезжали повозки, конюхи выводили свежих лошадей и уводили взмыленных, суетились ямщики. Одетый в форменный сюртук смотритель поторапливал подчинённых, проезжающие, отряхивая шубы, спешили скорее в тепло. Скрип полозьев, храп лошадей, звон бубенцов – все это составляло типичную картину дорожной жизни 19 столетия.

Слайд №11

Проезжие направлялись прямиком к смотрителю.

  • Как вы представляете станционного смотрителя?

  • Сравните описание А.С. Пушкина форменной одежды смотрителя с экспонатом музея.


Слайд №12


3

Давайте заглянем в кабинет героя. Минуя небольшие сени, освещённые фонарём со свечой, попадаем на «чистую половину для приезжающих», убранство которой воспроизводит место, где живут станцион –

ный смотритель и его дочь.

Слайд№13

При входе на стене – указы, правила, постановления: «О подорожных и сборе с оных», «Какому чину и поскольку выдавать лошадей». Здесь имеется и расписание – «В какое время и поскольку лошадей, и в какие экипажи запрягать должно».

Слайд№14

Стол смотрителя помещён в самом почётном месте дома – «красном» углу. На столе – чернильница с гусиным пером, бронзовый подсвечник с погасшей свечой, книга для записи подорожных. Она открыта на странице подорожной А.С. Пушкина от 5 мая 1820 г., в которой говорится о том, что Пушкин отправляется к генерал-лейтенанту Инзову, главному попечителю южного края России. Несколько потёртых ассигнаций дополняют каждодневную работу смотрителя.

Слайд№15-№18

  • Как относились к станционным смотрителям в эпоху Пушкина?

  • Какие слова свидетельствуют об этом?

  • Определите авторское отношение к смотрителям. В каких словах оно выражается?

  • Почему А.С. Пушкин назвал станционного смотрителя «мучеником четырнадцатого класса?

  • В чём кроется причина такого отношения к станционному смотрителю?

  • Какое негативное явление общества 19 столетия раскрывает Пушкин на страницах повести?(Чинопочитание)

  • Вспомните, какое произведение по своей проблематике созвучно с данной повестью?(А.П. Чехов «Толстый и тонкий»)

Физкультминутка.

В парах дети отображают героев Чехова из рассказа «Толстый и тонкий». Используется приём «Оживи картинку».

Слайд№19

В экспозиции музея учтены все детали пушкинской повести, и вы должны помочь восстановить их, вставив пропущенные слова : чемоданы, дорожные сундуки, шкатулки, кровать с (пестрой)

занавеской. На окнах горшки с («бальзаминами»), на стенах лубочные картинки («История блудного сына»), «Как мыши кота хоронили».

Слайд №20-№23

  • Какой эпизод повести связан с кроватью за пёстрой занавеской?

  • Какова роль данного эпизода?

  • Как изменилась жизнь Самсона Вырина?

  • Знакома ли вам библейская история блудного сына? Случайно ли автор произведения разместил на стенах дома картины, отображающие историю блудного сына?

  • Чем история Дуни напоминает историю блудного сына, а чем отличается?



Притча

История Дуни

Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословением отца.

Дуня уезжает тайно без отцовского благословения.

Никто не ищет его.

Не желает, чтоб её нашли.

Ведёт разгульный образ жизни.

Живёт в роскоши и богатстве, становится матерью.

Радостная встреча с отцом.

Боится встречи.

Вернулся нищий и голодный. Раскаялся в содеянном.

Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла на могилу, проезжая мимо.

Произошло покаяние и примирение.

Покаяние и примирение не возможно из-за смерти отца.



  • Как бы выглядела картина, отображающая историю Дуни?

Слайд №24

Вам, наверное, хочется узнать, как выглядела комната героини? Приглашаю вас посетить комнатку Дуни. Это светёлка девушки: столик для рукоделия, сундук для приданного, на кровати

4

платье ручной работы, на комоде – портреты литературных героев в стиле альбомных зарисовок пушкинского времени. Всё дышит чистотой и опрятностью. Кажется, девушка лишь на минуту отлучилась из своей светёлки, чтобы встретить очередного путешественника...

Слайд№25

  • Какое значение имела Дуня в жизни Самсона Вырина?

  • Сравните, как изменилась внешность героя после ухода дочери?

  • Что стало причиной таких изменений? (Душевные страдания, вызванные беспокойством за судьбу дочери)

  • С помощью каких изобразительных средств А.С. Пушкин передаёт изменения во внешности героя? (Эпитетам бодрый и свежий противопоставляются хилый, сгорбленный; употребление однокоренных слов :старик, постарел; смысловая лексика : седина , морщины, усиливающаяся эпитетами глубокий и небритое)

Слайд№26

  • Какие изменения произошли в интерьере жилища?

  • Какая художественная деталь помогает понять запустенье?

Слайд№28

  • Добровольно ли героиня покинула отчий дом?

  • Как вы оцениваете её поступок?

  • Почему она так поступила?

Слайд №29

Осталась последняя комната. Давайте задержимся на несколько минут напротив ямщицкой, располагающейся в другой половине дома. Экспозиция помещения переносит посетителей музея к прошлому дорожного быта России 19 в. Здесь отдыхали ямщики, ожидая выезда. Четвертую часть ямщицкой занимает русская печь, которая служила для отопления и приготовления пищи, а также местом отдыха ямщиков после утомительной дороги. Центр ямщицкой занимает стол с деревянной посудой: чашками и ложками. На стенах – ямщицкая одежда того времени: шапки, шубы, армяки, а также упряжь для лошадей.

На этом наша экскурсия подошла к своему завершению.

  • Что вам запомнилось больше всего? Что удивило? О чем бы вам хотелось ещё узнать?


6.Словарная работа .

А.С. Пушкин первым в русской литературе поднял тему маленького человека. Самсон Вырин -

маленький человек.

  • Какое значение имеет слово маленький в данном сочетании?

  • Сравните свой ответ с данным определением.

  • Какое лексическое значение имеет слово диктатор?

  • Почему же в эпиграфе Пушкин употребляет слово диктатор по отношению к станционному смотрителю?

  • Какое средство при этом использует А.С. Пушкин?

7. Итог урока.

Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель» заставила меня задуматься над…

8.ДЗ.

В письме к другу описать впечатления от заочной экскурсии.

Написать письмо Дуне или Самсону Вырину.

Какой нравственный урок преподносит нам история Самсона Вырина?