СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-практикум по русскому языку по теме "Деепричастие".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока - практикума по русскому языку для учащихся шестого класса.

Просмотр содержимого документа
«Урок-практикум по русскому языку по теме "Деепричастие".»

Урок-практикум по теме "Деепричастие" в 6-м классе

Цели:

  • обобщение и систематизация знаний о деепричастии;

  • развитие умений применять знания на практике;

  • формирование интереса к предмету, нравственности, развитие культуры речи.

Оборудование:

  • презентация « Урок-практикум. Деепричастие»;

  • перфокарты “Деепричастный оборот”;

  • дидактические карточки;

  • портрет Гоголя.

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Слово учителя. (Слайд №1).

Учитель знакомит учащихся с целью урока, видами работ.(На уроке мы обобщим свои знания о деепричастии, применим свои знания на практике, поработаем в парах, в группе). (Слайд №2).

III. Практическая часть.

1. Учитель обращает внимание ребят на текст, который лежит на столах, но прежде, чем вы приступите к выполнению, взгляните на «инструкцию по выявлению деепричастий: (слайд №4). Кстати данный отрывок взят из произведения « Тарас Бульба», написанного Н.В.Гоголем. Внимательно прочитайте задание, работаем в паре с соседом.

- Стойте, стойте! Дайте мне разглядеть вас хорошенько, - продолжал он, поворачивая их, - какие же длинные на вас свитки! Таких свиток еще на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! Я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшись в полы”. (Отрывок из повести “Тарас Бульба” Н. В. Гоголя). (слайд №3)

Задание №1:

1) Найти в тексте деепричастие, доказать, что это деепричастие (отвечает на вопрос что делая? Обозначает добавочное действие)
2) Выписать их.

2. Признаки каких частей речи совмещены у деепричастия? (глагола и наречия) (Проверь себя! Слайд №5).

Задание №2: ( слайд №6) Признаки деепричастий. Назовите их.

Один из глаголов заменить деепричастиями. (Индивидуальная работа) ( Слайд №7).

1. Весело зачирикали и запрыгали воробьи.
2. Туристы не стали дожидаться восхода солнца и двинулись в путь.
3. Сильный ветер гнул ветки деревьев и срывал увядшие листья. ( Проверь себя! Слайд №8).

3. Повторим тему, с помощью каких суффиксов образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида? ( слайд №8).

Задание №3: Работаем в паре( выходят к доске с карточкой):

Образовать деепричастие ( слайд №9), ( Проверь себя . Слайд №9, 10). (Слайд №11. Проверь себя!).

Совершенного вида:

Несовершенного вида:

Глядеть –

Подумать –

Сбегать –

Завидовать –

Прокричать –

Спешить –

Проверка работы.

4. А сейчас, ребята, запишем под диктовку несколько предложений. ( Слайд №12).

1) Не имея терпения , ничему не научишься.
2) Сделав зло, не жди добра.

Задание №4:

- Найти деепричастия.
- Определить их вид.
- Какую орфограмму, связанную с написанием деепричастия, вы встретили в этом предложении?
- Кто может рассказать о знаках препинания в этих предложениях?

5. Работа на перфокартах. ( Слайд №13).

Задание: цифрами обозначьте предложения, в которых есть деепричастия или деепричастные обороты.

1) Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.
2) Много тайн хранят леса, опаленные войной.
3) Не узнав горя, не узнаешь и радости.
4) Охотники любовались степью, остывшей за ночь.
5) Потрескивая, горел костер.
6) Отметив маршрут, туристы устремились на отдых.
7) Дробясь о мрачные скалы, шумят и пенятся волны.

6. Занимательный момент. (Слайд №14).

А сейчас, ребята, расслабьтесь, мы немного отдохнем, разгадаем загадки. (Учитель читает загадки, учащиеся отгадывают).

Загадки:

1. Упираясь в берега, на быках лежит дуга. (Мост)
2. Задрав носок, бегут в лесок.
(Лыжи)
3. Маленькая собачка, свернувшись, лежит, не лает, не кусает, а в дом не пускает.
(Замок)

- Скажите, кто из вас заметил, как эти загадки связаны с темой нашего урока?

Предложения, которые мы с вами записывали, тоже тесно связаны с устным народным творчеством.

- Что это такое? (пословицы)
- Кто из вас может еще назвать пословицы, в которых есть деепричастия.

7. Давайте одну из них запишем, а деепричастие разберем морфологически. (Комментированное письмо)

Не пожив вместе, друга не узнаешь.

Уважая человека, уважаешь себя.

( Слайд №15. Морфологический разбор «Деепричастий»).

Деепричастие –
Начальная форма –
Вид –
Неизменяемость –
В предложении является –

8. Каждый из вас знает, что в школу вы приходите учиться. Но не только знания получаете вы. Здесь вас учат хорошим манерам, культуре речи.

Сейчас мне бы хотелось представить вам несколько полезных советов. Назовем мы этот этап урока “Минуткой вежливости”. (Слайд №19).

Задание:

- Вы не бездумно слушайте эти советы, а постарайтесь ответить на вопрос:
- Есть ли в этих советах слова, связанные с сегодняшней темой урока? Выпишете их.

Встречаясь со взрослыми или входя в помещение, здоровайся первым.

Садясь в автобус, мальчик должен пропустить девочку вперед.

Нельзя перебивать говорящего, потому что глупо отвечать человеку, еще не зная, что он хотел сказать.



9.Групповая работа. Ребята выполняют задание. ( Слайд №16, 17, 18).

Задание для группы №1.

Найди среди перечисленных словосочетаний те, в которых есть деепричастия.


Сделанная работа, возвращаясь домой, любимый город, проблема не решена, отправив письмо, вещь ценна, не нарушая тишины, улыбавшиеся девушки.

Задание для группы №2.
Найти в предложении деепричастия. Указать, от каких глаголов и с помощью каких суффиксов они образованы. (Группа № 2)

1.Множество обломков плавало вокруг, появляясь и снова исчезая.

2. Изменив курс, корабль подошёл к гибнущему великану.

3. На мостике, крепко вросши ногами в настил пола, стоял капитан.

Задание для группы №3.

Выписать словосочетания деепричастие + глагол, поставить вопрос, указать вид деепричастий.( Группа №3).

Змея, заползая в кибитку ,выгоняет хозяина. Не разбивши яиц , не сделаешь яичницы. Не узнав горя, не узнаешь и радости. Изучая прошлое, не поймёшь настоящее. Посеяв ячмень, пшеницы не жди.

10. Решение кроссворда “Деепричастие”.

11. Готовимся к ЕГЭ. Работа на компьютерах с выполнением заданий разного уровня сложности (А, В, С) по теме «Деепричастие».




IV. Итог урока. (Слайд №20,21).

- Для чего нам нужны в речи деепричастия?
(Делают нашу речь более точной, выразительной, дописывает, дорисовывает основное действие).

  • Что вам понравилось, запомнилось на уроке?

  • Что из пройденного материала удалось усвоить лучше всего?

  • Какие темы вы бы хотели ещё повторить?

  • Какую оценку вы бы поставили себе и почему?

(Приложение к уроку:1.Презентация, кроссворд, задания уровня А.В.С).