Этапы урока | Задания | Формируемые УУД |
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Орг. момент. |
| - Здравствуйте, ребята. Садитесь. - Ребята, вы готовы к уроку? Ответьте с помощью сигналов. (Дети показывают сигнальные карточки.) - На вас надеюсь я, друзья! Мы хороший, дружный класс, Всё получится у нас! (слайд №1) - В гости к нам пришёл герой русской народной сказки. Скажите, а какие ещё жанры устного народного творчества вы знаете? (Ответы детей) - Отгадайте загадку: Летом бродит без дороги Между сосен и берёз, А зимой он спит в берлоге, От мороза прячет нос. (Ответы детей) (слайд №2) - Вы отгадали правильно, к нам на урок пришёл герой русской народной сказки «Три медведя» - маленький Мишутка. - Он приготовил для вас задания. Как вы считаете, мы справимся с ними? - Что для этого нужно? (Предполагаемые ответы детей: внимательно слушать, дружно работать, быть активными и т.д.) | ЛУУД: самоопределение к деятельности; смыслообразование; учебно – познавательная мотивация. КУУД: планирование учебного сотрудничества. |
2. Актуализация знаний. |
| 1. Логическая задача (слайд №3). - Оля не выше Саши и Иры. Ира не самая высокая. Где Ира, где Саша, где Оля? 2. Повторение знаний о см и дм. - Какие единицы измерения длинны, ширины, высоты вы знаете? (см, дм) - Как соотносятся см и дм? (10 см = 1дм или 1дм = 10см) (Работа с таблицей.) - Длину каких предметов удобно измерять в сантиметрах? (ручка, карандаш, конфета, ластик и т.д.) - Измерь длину своего карандаша в сантиметрах и запиши в тетрадь. - Размеры каких предметов можно измерить в дециметрах (длину и ширину крышки парты, высоту портфеля и т.д.) - Измерьте ширину крышки парты в дм и запишите в тетрадь. (Дети работают в парах. Учитель направляет и контролирует ход работы.) | ЛУУД: сохранение мотивации к учению. РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция. ПУУД: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. |
3. Фиксация затруднений в пробном действии, выявление места и причины затруднения. |
| - Мишутка предлагает вам измерить в сантиметрах или дециметрах длину классной комнаты (слайд №4). - Попробуем это сделать. (Группа учащихся пробует с помощью линейки измерить длину класса, остальные наблюдают.) - С какими затруднениями вы столкнулись? (Предполагаемые ответы детей: слишком большое расстояние; слишком короткая линейка; если измерять в сантиметрах или дециметрах, получится слишком большое число) - Значит, нам нужна более крупная единица измерения, чем сантиметр и дециметр. И нужен другой прибор для измерения. | ЛУУД: мотивация на достижение цели познания. РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция. ПУУД: формулирование вывода по результатам наблюдения, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. |
4. Постановка цели урока. Построение проекта выхода из затруднения. |
| - Итак, сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения и научимся ей пользоваться. - Как вы думаете, что мы для этого должны узнать, чему научиться? (Предполагаемые ответы детей: как называется и как обозначается новая единица измерения длины; как она соотносится с другими единицами длины; какие расстояния удобнее измерять с помощью новой единицы измерения длины; какие приборы существуют для измерения более крупных расстояний.) | ЛУУД: учебно - познавательная мотивация. РУУД: планирование, как определение последовательности действий. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. |
5. Открытие новых знаний. Реализация построенного проекта. |
| - Мы знаем, что 10 см составляют 1 дм, а 10 дм составляют новую более крупную единицу измерения, которая называется 1 метр и записывается так -1 м. (Учитель показывает метровую линейку) - Давайте убедимся, что в метре действительно 10 дм. (Вызванный ученик с помощью модели дециметра на метровой линейке показывает, сколько дм содержится в одном метре.) - Мишутка хочет знать, а сколько же сантиметров содержится в одном метре? - Составим таблицу соотношений мер длины. (Дети вместе с учителем составляют таблицу.) (слайд №5) - Как вы думаете, какие расстояния удобно измерять в метрах? (Предполагаемые ответы детей: длину и ширину комнаты, длину доски, ширину окна и т.д.) - Кто-нибудь из вас знает, с помощью каких приборов можно измерить эти расстояния? (Учитель демонстрирует рулетку, метр, показывает как ими пользоваться.) Физминутка | ПУУД: анализ, синтез, сравнение, аналогия; структурирование знаний; осознанное и произвольное высказывание в устной речи. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
| 1. Закрепление материала по статье в учебнике. (стр. 35). - Прочтите внимательно статью, рассмотрите рисунки, запомните таблицу соотношений мер длины. (Дети работают самостоятельно.) 2. Проверка степени усвоения материала. - Ответьте на вопросы: - Что такое метр? - Что можно измерить в метрах? - Сколько дециметров в одном метре? В трёх метрах? В восьми метрах? - Сколько сантиметров в одном метре? -104 см-это больше или меньше 1 м? (Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек.) 3. Выполнение заданий №2, №3 на стр. 36. (Дети оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек.) | РУУД: волевая саморегуляция, взаимоконтроль. ПУУД: подведение под понятие, использование общих приёмов решения задач, построение речевых высказываний. ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания. |
7. Самостоятельная практическая работа с самопроверкой по эталону. |
| 1. Практическая работа – тренировка в измерении с помощью метра длины предмета. - Как звали маму - медведицу? Как звали папу - медведя? - Давайте вспомним эпизод сказки «Три медведя» в обработке Л. Толстого: «… Девочка вошла в другую горницу. Легла она в самую … кровать – ей было слишком просторно. Легла девочка в … кровать – было слишком высоко. Тогда легла она в самую … кроватку. Кроватка пришлась ей как раз в пору, и она …». (Дети вспоминают содержание сказки, хором договаривают пропущенные слова). - Мишутке, Настасье Петровне и Михаилу Ивановичу надо сшить одеяла. - Перед вами слова: одеяльце и одеяло (слайд №6). - Что в них общего? (Одинаковый корень, близки по значению). - Как называются такие слова? - Для кого сошьём одеяльце? Почему? - Для кого сошьём одеяло? Почему? - Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяльца Мишутки. (Задание для первой группы). - Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Настасьи Петровны. (Задание для второй группы). - Отмерьте тесьму для отделки краёв одеяла Михаила Ивановича. (Задание для третьей группы). - Измерьте длину шкафа в классной комнате. (Задание для четвёртой группы). - Измерьте длину классной комнаты. (Задание для пятой группы). (Дети работают самостоятельно. Сравнивают результаты своей работы с эталоном. Учитель направляет и корректирует работу в группах) (слайд №7). | ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания. ПУУД: анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. КУУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-ных задач, управление поведением партнёров. РУУД: принятие учебной задачи, волевая саморегуляция; самоконтроль процесса результатов деятельности. |
8. Включение в систему знаний. Самостоятельная работа. |
| 1. Самостоятельная работа по карточкам с разным уровнем сложности. (Учитель оказывает помощь ученикам, испытывающим затруднения). 2. Самопроверка-сравнение с эталоном. Самооценка (слайд №8). - Сравните свою работу с правильным решением. Если всё выполнено правильно, поставьте себе оценку «5». Если допустили одну-две ошибки, поставьте оценку «4». Остальным пожелаем удачи на следующем уроке. | ЛУУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. ПУУД: осуществление учебных действий по заданному правилу. |
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. |
| - Какую новую единицу измерения длины вы узнали? - Расположите единицы длины в порядке возрастания, почему нужны разные единицы измерения длины? - Чему же равна длина нашей классной комнаты? - Какую работу вам понравилось выполнять? - Наш гость Мишутка благодарит вас за хорошую работу и желает вам успехов в учёбе (слайд №9). | ЛУУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. ПУУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности. КУУД: формулирование и аргументация своего мнения. |