Тема: Наше питание.
Цель: изучение пищеварительной системы человека, формирование знаний о составе пищи.
Планируемые результаты: предметные: знать строение и функции пищеварительной системы человека, знать основные питательные вещества, которые человек получает вместе с пищей, знать правила рационального питания; метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить, оценивать достижения на уроке, планировать учебную деятельность; личностные: понимать правильность здорового и безопасного образа жизни, владеть начальными навыками адаптации в мире.
Оборудование: презентация, учебник, тетрадь, карточки с дополнительной информацией, таблица «Пищеварительная система», магнитные буквы, кроссворд.
Ход урока
I Оргмомент
II Актуализация знаний, проверка домашнего задания
а) повторение, фронтальный опрос
- Ответьте на вопросы:
Какая наука изучает строение человека? (анатомия)
Назовите только внутренние органы человека.
Какая система органов обеспечивает согласованную работу всего организма? (нервная)
Самое главное свойство костей. (прочность)
Опора человека, состоящая из 200 костей. (скелет)
Что позволяет человеку двигаться? (мышцы)
б) проверка домашнего задания (Слайд 2)
Буквы ответов последовательно вписывайте в клеточки. Тест «Организм человека»:
1) От скелета и мышц зависит…
к) аппетит и) осанка в) зрение
2) Какой орган отвечает за обоняние?
л) глаза я) уши а) нос
3) Строение тела изучает наука…
а) ботаника п) анатомия с) биология
4) К какой системе органов относится мозг?
и) нервной о) кровеносной н) дыхательной
5) Кости позвоночника защищают…
ф) головной мозг ы) сердце е) спинной мозг
6) Кожа – это орган…
н) осязания д) дыхания и) обоняния
7) Найди лишнее слово -
у) глаза т) мозг е) уши
- Самопроверка теста по ключу.
- Из букв составьте слово. Что обозначает это слово?
III Самоопределение к деятельности
а) прогнозирование (Слайд 3)
Прочитайте пословицы:
Хорошего понемножку, сладкого не досыта.
Сладок мёд, да не по две ложки в рот.
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
Если много съешь, то и мёд горьким покажется.
Наелся, как бык, не знаю, как быть.
- Что объединяет эти пословицы? (Они о правильном питании и о правилах питания.)
б) целеполагание
- Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.
- На какие вопросы мы постараемся найти ответ? (Зачем человеку нужно питаться? Может ли человек обойтись без пищи? Все ли продукты полезны нашему организму?
Зачем есть
Что есть
НАШЕ ПИТАНИЕ




Как работает пищеварительная система
Как питаться правильно
- Зачем нам эти знания? (Чтобы быть здоровым.)
IV Работа по теме
Пищеварительная система
Чтобы получить из еды энергию, необходимо, чтобы пища, съеденная нами, была переварена. Давайте проследим путь пищи в нашем организме.
а) работа с текстом учебника стр.139 - 140
- Изучите по рисунку и тексту строение и работу пищеварительной системы.
б) проверка + работа с таблицей
- Поделитесь информацией.
Рот - это «вход» в пищеварительную систему. В нём и начинается работа над пищей. Прежде, чем проглотить её, вы должны хорошенько прожевать. Во рту над пищей будут трудиться зубы, язык и пищеварительные железы. Зубы – самые твёрдые «детали» нашего организма. Им достаётся ответственная и трудная работа: откусывать, дробить и перетирать кусочки пищи. Слой белой эмали, которым покрыты зубы, не уступает по твёрдости слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивают бильярдные шары, которые не раскалываются даже от самых сильных ударов. Но зубы очень уязвимы. Что нужно делать, чтобы их сохранить?
- Что ещё находится у нас во рту? Конечно, язык.
В языке много мышц, он сильный и гибкий, поэтому легко переворачивает кусочки пищи и подкладывает их под зубы. Но язык ещё и очень чувствительный. Он сразу определяет, что на него попало. Если что-то несъедобное, он сразу постарается это выплюнуть, так как снаружи он покрыт множеством сосочков, в каждом из которых есть маленькая желёзка, отвечающая за тот или иной вкус.
в) работа со слайдом (Слайд 4)
- Рассмотрите рисунок и скажите, где находятся сосочки, чувствующие сладкое и солёное, кислое, горькое.
- Теперь посмотрим, что же происходит с пищей дальше. Когда вы глотаете пищу, он через двустворчатые «ворота» глотки попадает в широкий «коридор», который называется пищевод.
Пищевод проталкивает пищу в большой «зал». Это желудок. Там для пищи уже приготовлен желудочный сок. Он растворяет вещества, из которых состоит пища. Затем желудок сокращается и проталкивает полупереваренную пищу дальше, в кишечник. Кишечник – это длинный «коридор». Он тянется на восемь метров и умещается у нас в животе только потому, что свёрнут как пожарный шланг. Он так накручен, что образует множество петель и с виду похож на бесформенный ворох. Сначала пища попадает в тонкий кишечник. Здесь его поджидают поджелудочная железа и желчный пузырь, которые подливают в кишечник «разбавители». В результате, когда пища подходит к толстому кишечнику, в ней остаётся уже совсем мало не переваренных веществ. В толстом кишечнике полезные кишечные бактерии перерабатывают остатки пищи. Пока пища продвигалась по кишечнику, организм забрал из него всё, что было ему нужно.
г) интересные факты
Знаете ли вы?
Что желудок взрослого человека может вмещать до 3 литров пищи.
Что в год взрослый человек съедает примерно 500 кг пищи.
Что пища проходит по пищеварительному тракту примерно за 24 часа.
Что зубную щётку изобрели в Китае почти 500 лет назад. Для нее использовать свиную щетину.
Искусственные зубы начали делать 2500 лет назад из костей животных.
Итог, закрепление (Слайд 5 , вопросы)
- Вот видите, какая сложная у нас пищеварительная система! Что же в неё входит? Чтобы вспомнить это, давайте разгадаем кроссворд.
Разгадай кроссворд.
1. Главный отдел пищеварительной системы. (Желудок)
2. Следующий за ним отдел. (Кишечник)
3. То, чем мы проглатываем пищу. (Глотка)
4. Мускулистая трубка, по которой проходит пища. (Пищевод)
5. Самые твёрдые детали нашего организма. (Зубы)
6. То, что помогает нам чувствовать вкус продукта. (Вкус)
V Продолжение работы по теме
Питательные вещества
а) чтение карточки
Карточка
От правильного питания человека зависят его нормальный рост, развитие и здоровье. Организм сопротивляется лучше различным болезням, в том числе инфекционным, если правильно и разнообразно питаться. Пища должна дать организму всё необходимое для его роста и развития. Поэтому она должна содержать в себе те вещества, из которых состоит человеческий организм: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду.
- Какую пищу он должен употреблять? (Разнообразную) Зачем?
- Какие питательные вещества получает человек вместе с пищей?
б) работа со слайдом 6
- Чтобы определить какая бывает пища, мы выполним следующее задание. Посмотрите внимательно и скажите, на какие 2 группы можно разделить данные продукты? (на пищу растительного и животного происхождения)
- Что значит животного происхождения? Почему эту пищу называют животной?
- Какую пищу называют растительной?
б) работа с текстом учебника, стр. 138
- Но как, же понять, полезный продукт или нет?
- Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них. Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют.
- Прочитайте текст «Питательные вещества» на стр. 138.
в) беседа
- Что вы узнали про белки?
Белки - вещества, как кирпичики для строительства дома, нужные для роста и развития организма. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человеку необходимо 100 грамм белков в сутки.
- Зачем нашему организму жиры?
Жиры - вещества, которые обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мыщц и это вредно. Поэтому их нужно меньше, чем белков. Жиры содержатся в сливочном и растительном масле, сметане, молоке и маслянистых растениях, кукурузе, подсолнечнике.
- Какие питательные вещества помогают вырабатывать энергию?
Углеводы - главные поставщики энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию.
- Что еще должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины)
- Знаете ли вы, что означает слово «витамин»? (Слайд 7)
Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамин – источник жизни.
Где содержатся витамины? (В овощах и фруктах)
- Что вы знаете о витаминах?
г) сообщения ребят
Витамин С. Это самый важный витамин, он помогает человеку бороться с различными болезнями. Больше всего этого замечательного витамина содержится в черной смородине, облепихе, лимонах, землянике, яблоках, капусте, луке, петрушке.
Витамин А. Необходим для роста и развития человека. Помогает нам видеть, делает нашу кожу гладкой. Больше всего этого витамина в моркови, облепихе, зелёном луке, помидорах, абрикосах и петрушке.
Витамин B 1. Помогает мышцам быть сильными. Улучшает память, поднимает настроения. Витамин B1 есть в помидорах, чесноке, сливах, винограде.
Витамин В 2. Чтобы кожа и волосы были красивыми и здоровыми, зрение – хорошим, а настроения – всегда отличным, нужен витамин В2. Его много в свежем шиповнике, зелёном луке и укропе, капусте.
Витамин В 6. Так называют витамин, который делает здоровой нашу кровь, улучшает память, повышает настроение, придает силы. Он содержится в свекле, зелёном горошке, петрушке, землянике.
Итог: Какие продукты должен употреблять человек, сделайте вывод по таблице? (Слайд 8)
Гигиена питания
– Пренебрежение правилами приема пищи может стать причиной различных болезней желудка, кишечника, печени.
а) чтение карточки (хорошо читающий ученик)
КАК НАДО ЕСТЬ
В столовой за одним столом сидели мальчик и пожилой человек – ученый. Мальчик торопился на футбольный матч и поэтому ел очень быстро. Старичок укоризненно посмотрел на своего соседа.
– Хотел бы я знать, что ты сейчас делаешь? – обратился он к мальчику.
Тот удивился.
– Разве вы не видите? Я ем кашу.
– Но ведь ты совсем ее не пережевываешь.
Мальчику стало смешно.
– А зачем я ее буду жевать – она и так жидкая.
– Пусть жидкая. Жевать пищу надо не только для того, чтобы из твердой ее сделать жидкой. Всякая пища нуждается в обработке. Во рту у нас пища обрабатывается слюной, с которой смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная и не обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишки, то пищеварительные соки, которые там выделяются, не смогут ее полностью переварить. Большая часть пищи выбрасывается из организма. Половина твоей каши сегодня тоже пропала зря.
Мальчик смущенно молчал.
– Запомни, что кусок черного хлеба, хорошо прожеванный, может дать человеку больше питания, чем целый обед, съеденный без толку.
Я. Трахтман
б) правила питания
- Каким должно быть питание?
- А сейчас мы поработаем в парах, ваша задача состоит в следующем: выбрать нужное и составить правила питания. Устно объяснить, почему надо делать так, а не иначе.
Нужно стараться есть разнообразную пищу.
Если хочешь - ешь пельмени хоть целый месяц.
Нужно стараться есть в одно и то же время.
Кушать надо тогда, когда проголодался.
Утром перед школой надо обязательно завтракать.
Перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.
Ужинать надо не позже, чем за 2 часа до сна.
Перед сном покушай плотно.
Правильные ответы:
Нужно стараться есть разнообразную пищу, чтобы организм получал все необходимые ему питательные вещества.
Нужно стараться есть в одно и тоже время. Организм как бы привыкает к определенному режиму, и тогда пища лучше усваивается.
Утром перед школой нужно обязательно завтракать. Некоторые ребята по утрам так спешат, что вместо завтрака проглатывают что-то на ходу , а то и вовсе ничего не едят. А потом на уроках у них болит голова, теряется внимание, уменьшается работоспособность.
Ужинать нужно не позже, чем за 2 часа до сна. Наедаться прямо перед сном очень вредно.
- Какие из правил вы выполняете, а какие стали для вас новыми?
VI Рефлексия (Слайд 9, 10)
- Составим синквейн по теме.
Питание
Правильное, полезное
Развивает, строит, укрепляет
Оно должно содержать витамины.
Здоровье
VII Итог урока
– Какие питательные вещества человек получает с пищей?
– Из каких органов состоит пищеварительная система?
– Как нужно правильно питаться?
Домашнее задание:
прочитать стр. 138 - 141, ответить на вопросы параграфа, выполнить задание по теме в тетради;
по выбору - разгадать кроссворд + КИМы с.47. Составить кроссворд «Овощи и фрукты», «Витамины» + КИМы с.47.
творческое - оставить меню на день, для человека, который занимается спортом; нарисовать рисунок на тему «Пищеварение».
 | Разгадай кроссворд, и ты узнаешь, что самое главное в еде. (Продукт) 1. Что даёт нам энергию? (Пища) 2. Вещество, которое мы откладываем про запас. (Жир) 3. Без чего не растут кости и не превращаются друг в друга вещества? (Вода) 4. Чем «наполнен» наш организм и в чём «варятся» все его вещества? (Вода) 5. В виде, какого вещества наш организм использует энергию? (Углевод) 6. Основной строительный материал в организме. (Белок) 7. Какие вещества обязательно должны быть в пище, чтобы мы не болели? (Витамин) |