СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Об эмоциях»

Цель урока: разъяснить детям новые понятия "эмоции" и "темперамент, познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями,рассказать об их влияние на человека, сформировать первоначальное представление о темпераменте и его типах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру (4 класс)»




Конспект открытого урока

по окружающему миру

на тему «Эмоции и темперамент»


















Тема урока: «Об эмоциях»

Цель урока: разъяснить детям новые понятия "эмоции" и "темперамент, познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями,рассказать об их влияние на человека, сформировать первоначальное представление о темпераменте и его типах.

Личностные УУД: создать условия для проявления познавательной инициативы в оказании помощи одноклассникам; формировать ценностные ориентиры: саморегуляции, самооценки; формировать уважительное отношение к мнению одноклассников; повышать уровень мотивации учебной деятельности.

Предметные результаты: различать по определенным признакам типы темперамента; знать о влиянии положительных и отрицательных эмоций на человека

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке;
- наблюдать и делать выводы;
- знать и распознавать на наглядных образцах проявления различных эмоций;
- работать со справочной литературой и находить необходимые сведения

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);
- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;
- составлять свой небольшой рассказ об определенном виде темперамента.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока;
- проговаривать в логической последовательности свои действия;
- учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.



Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование:

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник «Окружающий мир 3

класс» (УМК «Планета знаний»), конверты с заданиями для работы в группах,зеркало у каждого ученика, карточки для рефлексии.

Предварительная работа: подготовка презентации, творческих работ,

анкетирование.



Ход урока.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Одному или одной

Трудно справится с бедой.

Слово «мы» сильней, чем «я».

Мы-семья

И мы- друзья!

Слайд 1(детям предлагается рассмотреть картинки человека и разным выражением лица).

Посмотрите на эту картинку.

- Что можете о ней сказать? Что заметили?

- Почему у одного и того же человека разное выражение лица?

- Можно ли определить состояние этого человека по его лицу?

- Что нам помогло понять его состояние?

- Чему будет посвящён наш урок?

Слайд 2. Тема.

Тема: «Об эмоциях».

Предстоит ответить на такие вопросы:

Слайд 3. Проблема.

Как эмоции влияют на человека?

Что такое темперамент?

Можно ли управлять своими эмоциями, а значит и своим поведением?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Актуализация знаний.

- Как вы думаете, зачем человеку эмоции? (Ответы детей).

Думаю, вам легче будет ответить на этот вопрос, если вы покажете друг другу, как вы отреагируете, если вы…

- чего-то очень сильно испугались;

- открываете тетрадь, а там стоит двойка…

- открываете тетрадь для контрольных работ, а там пятёрка;

- вам вдруг объявили, что завтра начинаются каникулы.

- Что помогло вам показать друг другу своё отношение к ситуациям, которые явас попросила пережить? (Эмоции)

- Как вы думаете, зачем человеку эмоции? (ответы учащихся)

- Что такое эмоции?

Эмоции – это переживания, в которых проявляется отношение людей к

окружающему миру и к самим себе.

Какие бывают эмоции? Перечислите. (Дети перечисляют).



2. Работа в группах.

У вас в конвертах слова, обозначающие различные эмоции. Вам нужно разделить эти эмоции на две группы. Потом обсудим, какие группы у вас получились и почему.

- На какие группы разделили эмоции?

(Дети вывешивают слова с названиями эмоций на доску в две колонки.)

Перечислите эмоции в первой колонке.

(Восхищение, радость, восторг, умиление, удовольствие, удивление, веселье,

ликование, одобрение.)

- Какие это эмоции? (Хорошие, положительные)

- Как можно эти группы назвать?

Перечислите эмоции из второй колонки.

(Разочарование, грусть, тревога, уныние, горе, боль, тоска, ненависть.

отвращение, злость, обида, гнев, страх.)

- Какие это эмоции? (Плохие, отрицательные).

- Могут ли эмоции повлиять на человека? Приведите примеры.

3. Фронтальная работа.

Слайд 4. Картинки с положительными эмоциями.

Посмотрите на лица этих людей.

Определите, какие эмоции они испытывают.

Слайд 5.

Положительные эмоции (радость, восторг, ликование) благотворны не только для человека, который их переживает, но и для окружающих его людей. Эти эмоции несут в себе заряд энергии и как бы "заражают" другого человека хорошим настроением.

- Когда вы испытываете положительные эмоции?

Слайд 6. Картинки с отрицательными эмоциями.

Посмотрите теперь на эти лица.

Какие эмоции переживают эти люди?

Слайд 7.

Отрицательные эмоции (злость, гнев, страх, отвращение) наоборот, могут

навредить здоровью человека и его окружению, у всех появляется нервозность,

обида друг на друга.

- Когда вы испытываете отрицательные эмоции?

Слайд 8. Сравнить.

Посмотрите на эти лица и скажите, где положительные эмоции на лицах людей, а где отрицательные.

- Люди с каким выражением лица больше располагают к общению?

- Какие эмоции вам приятнее испытывать?

- А можно ли управлять своими эмоциями? Как?

-Познакомимся с интересными фактами.

Выступление группы «Исследователи».

(Рассказывают подготовленные ученики)

Одна минута здорового смеха обеспечивает расслабление организма на

последующие 45 минут, а продолжительный смех дает организму

физическую нагрузку, сопоставимую с 10 минутами занятий на

тренажере!

Для каждого человека длительность непрерывного смеха строго

индивидуальна. История сохранила факты, когда смех в течение даже 2

минут приводил к смерти человека.

По подсчетам экспертов, женщины проливают слезы от 30 до 64 раз в год,в то время как мужчины – не более 17. Активный, от всей души плач в

течение 15 минут способен снять напряжение, накопившееся за целый год.

Страхи обнаруживаются у каждого третьего жителя нашей планеты.

Если сложить все страхи «нормального человека», то мы получим силу

тревоги, измеряемую в тысячах ампер!

Если кричать в течение 8 лет, 7 месяцев и 6 дней, то можно выработать

достаточно энергии для разогрева одной чашки кофе.

Мы улыбаемся первый раз между 30-м и 45-м днем жизни, самое позднее —

в три месяца.

4. Работа по учебнику. С. 41.

Чтение текста самостоятельно. Найти ответы на вопросы после текста.

Ответы учащихся.

5. Физминутка.

Упражнения на определение эмоции. «Зеркало»

Я буду читать, как выглядит эмоция, а вы попробуйте изобразить эту эмоцию,глядя в зеркало, попробуйте определить, что это за эмоция, назовите её.

Злость - брови опущены до внутренних уголков глаз, глаза сужены, рот плотно сжат или слегка приоткрыт, видны зубы.

Страх - брови приподняты, глаза расширены, рот открыт.

Грусть - внешние кончики бровей опущены, веки и уголки губ полуопущены.

Удивление - брови приподняты, глаза округленные, рот приоткрыт.

Радость - брови немного приподняты, глаза сужены, уголки губ приподняты.

Спокойствие - брови, глаза и рот находятся в спокойном состоянии.

6. Работа в группах. Конверт № 2.

Выставка работ на тему «Фразеологизмы о чувствах и эмоциях»

- Внимательно рассмотрите рисунки. Узнайте фразеологизм. Дайте ему

толкование.

Сорваться с цепи - стать злым

Лезть в бутылку - раздражаться, возмущаться

Залиться краской - испытывать стыд

Как в воду опущенный - сделаться расстроенным

Закипает кровь - нервничать, злиться

Повесить нос - огорчиться

Душа ушла в пятки - испытывать страх, испуг

Глаза на лоб лезут - удивиться

Волосы встали дыбом - испугаться

Надувать губы – обижаться

Вывесить на доску.

- Какие эмоции вы сейчас назвали – положительные или отрицательные?

- Ребята, все вы, конечно, не раз испытывали плохое настроение. Почему это происходит? (ответы учащихся)


7. Работа по учебнику (с. 42).

Прочитать текст, найти ответы на такие вопросы:

Слайд 9.

- Почему люди обижаются друг на друга?

- Как можно избежать обид?


Чтение стихотворения учеником.

***

Как больно получать обиды не заслуженно.

Порой от самых близких и родных.

Обиды — как ужасные пощечины.

В душе оставят боль, обиду, страх.

И ты поймёшь вдруг ясно и отчётливо

Что позабыть не сможешь их никак.

Что всё, что было с болью пройдено

В дороге жизни сложной, не простой.

На дно души как камни будет сложено

И веки вечные останется с тобой

Тамара Арушанова.


8. Фронтальная работа.

О темпераментах.

В одной и той же ситуации все люди ведут себя по-разному. Почему мы по-

разному реагируем на одно и то же событие? Это зависит от нашего

темперамента.

Ещё в древности люди заметили это и выделили четыре типа людей с

характерным поведением – темпераментом.

Темперамент - это такие особенности психики, которые проявляются в том,

насколько человек быстро или медленно действует, говорит; как глубоко

переживает разные события.

Знакомство с некоторыми специфическими чертами классических типов

темперамента поможет вам найти эти черты у одноклассников и близких. А это позволит оценить своеобразие каждого и научиться взаимодействовать друг с другом.

Различают четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и

меланхолик.

Хотите определить, каким видом темперамента обладаете вы?

Тогда ответьте на вопросы анкеты.

Анкетирование. Анкета для выявления особенностей темперамента школьника.

Возьмите листы, которые лежат у вас на парте. Отвечая на поставленный вопрос,обведите одну из букв варианта ответа.

Слайд 10.

1. Как ты ведешь себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

А) Легко включаешься в работу;

Б) Активно действуешь;

В) Действуешь спокойно, без лишних слов;

Г) Действуешь робко, неуверенно.

Слайд 11.

2. Как ты реагируешь на замечания учителя, родителей?

А) Говоришь, что больше так делать не будешь;

Б) Не слушаешь и поступаешь по-своему, бурно реагируя на замечания;

В) Выслушиваешь молча;

Г) Молчишь, обижен, переживаешь.

Слайд 12.

3.Как ты обычно разговариваешь с другими детьми в значимых для тебя

ситуациях?

А) Быстро, с жаром, но прислушиваешься к высказываниям других;

Б) Быстро, со страстью, других даже не слушаешь;

В) Медленно, спокойно, но уверенно;

Г) С большой неуверенностью.

Слайд 13.

4. Как ты обычно ведешь себя в необычной обстановке?

А) Легко ориентируешься, проявляешь активность;

Б) Активен, очень возбужден;

В) Спокойно рассматриваешь окружающее;

Г) Робок, растерян.

Слайд 14.

Теперь посмотрите, каких букв А, Б, В или Г у вас получилось больше.

А - сангвиник.

Б - холерик.

В - флегматик.

Г - меланхолик.

Однако, в чистом виде они встречаются редко, чаще у людей проявляются черты

2 -3 темпераментов.

А что это обозначает, какие особенности поведения у людей с разным

темпераментом вы прочитаете в учебнике, на стр. 43. А заодно сможете получше разобраться в себе, в своём поведении. Может, сделаете для себя какие-то выводы и научитесь ещё лучше общаться с одноклассниками и теми, кто вас окружает.

Слайд 15 - 18. Известные люди.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

С. 41 – 43.

Проведите дома исследование на выявление типов темперамента у ваших

близких.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА

РЕФЛЕКСИЯ

- Что интересного из сегодняшнего урока расскажите другу или родителям?

- Какое у вас сейчас настроение? Покажите его цветом (раскрасить кружок).

- Оцените свою работу на уроке смайликом.

- Назовите эмоции, которые вы сейчас испытываете.

Сегодня каждый из вас узнал свой темперамент и теперь знает свои особенности, узнал о темпераменте своего друга и его особенностях. Надеюсь, это поможет вам избежать ссор и обид.

Вспоминайте почаще о благотворном влиянии на настроение положительных эмоций. Несите друг другу радость и чаще улыбайтесь.

***

Не может человек прожить без чувства,

Ведь это ценность для его души,

Но если чувства нет, в душе той пусто,

И нет в ней ни тепла, ни доброты.

Лишь добрыми словами боль отводят, -

А тёплые слова для всех важны,

Отзывчивость, как помощь, к нам приходит,

Благие чувства - лекари души.

Мы - разные, но Богом мы хранимы,

У каждого свой Ангел и судьба,

Обидчивы бываем и ранимы

От грубых слов, от зависти и зла.

Случается, что чувства пропадают,

Душа пуста, и только боль утрат...

От добрых слов все чувства оживают,

Боль затихает - снова жизни рад!

Слайд. Солнышко.__