Окружающий мир. 1 класс.
Конспект урока
«Путешествие Колобка».
Конспект составила учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 56» Кладиева Е. В.
Цели урока:
Развивающие:
- развивать умение планировать учебные действия при выполнении практических заданий;
- развивать речь при работе над текстом;
-развивать умение сравнивать, обобщать, систематизировать знания при установлении взаимосвязи профессий;
Обучающие:
-познакомить с профессиональной деятельностью людей;
-установить взаимосвязь людей различных профессий;
- сформировать у учащихся представление о материальном производстве;
Воспитывающие:
-воспитывать любовь к другим людям через уважение, толерантность, взаимопомощь при выполнении совместных видов деятельности;
Оборудование урока:
планшетка с названиями профессий, колоски и зёрна пшеницы, булочка; иллюстрации транспортных средств, предприятий (магазин, пекарня, завод); иллюстрация поля, засеянного пшеницей; таблица “Берегите хлеб, компьютерная подборка к данной теме, экран, проектор, компьютер.
Ход урока:
Самоопределение к деятельности
- Не так давно мы с вами изучали город. Помогите мне сделать макет города. Какие здания и где мы должны разместить?
- расставляют здания на макете города, объясняя, где что создается, и люди, каких профессий там трудятся.
- Если я захочу купить хлеб, куда я должна пойти?
-Сегодня утром я зашла в магазин и купила булочку. ( Демонстрирует булочку).
- В хлебный магазин

- Как называется русская народная сказка, герой которой хлебобулочное изделие?
- Колобок.
- Перед вами булочка или колобок. Знаете ли вы о том, что булочка великая путешественница?
Хотите попутешествовать вместе с ней? Наш сегодняшний урок называется «Путешествие Колобка».

- Что вы можете рассказать про Колобка?
- Это булка.
- Его испекли из муки…
Перечисляю вопросы:
- из чего состоит булочка?
-откуда она к нам попала?
- где она побывала?
- кто делает булочку?
- Что бы вам хотелось узнать в ходе путешествия?
- Высказывают различные мнения.
- Как вы бы ответили на эти вопросы?
- Вопрос был один, а ответы у вас разные. Давайте попытаемся разобраться, «открыть знания» вместе.
«Открытие» детьми новых знаний.
- Как можно открыть новые знания?
Перечисляют способы, понаблюдать, узнать в книгах, спросить…
- Вот что советует Колобок
Если бы колобок умел разговаривать, он рассказал бы нам свою историю.
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик:
- Испеки мне старая колобок.
Старуха испекла колобок и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать, он и покатился, куда глаза глядят.
Катится колобок пол дороге, а навстречу ему заяц:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Так я что съедобный? Не ешь меня! А лучше расскажи, из чего я сделан?
Заяц уши поднял:
- Да из теста ты!
- А тесто из чего?
- Не знаю.

И покатился колобок дальше, только его и видели.
Катится колобок по тропинке, а навстречу ему серый волк:
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, я тебя хочу спросить:
Если я из теста, тесто из чего?
- Отгадай мои загадки и узнаешь, сказал волк!
Дети помогают колобку отгадать загадки:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной стать могу.
Я бел, как снег.
В чести у всех.
И нравлюсь вам
Во вред зубам.
Меня одну не едят,
И без меня не едят.
В воду упала – и пропала.
Что старуха в сказке «Колобок» по амбару мела, по сусекам скребла?

- Так значит я из муки!
Покатился колобок дальше, только его и видели. Катится колобок, а навстречу ему медведь идёт.
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, я тебя хочу спросить:
Если я из теста, тесто из муки, то мука из чего?
- Отгадай загадку, узнаешь, сказал медведь.
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём таких, как я,
Будет целая семья. (зерно)

- А откуда то зерно берут?
- Не знаю.
И покатился колобок дальше. Катится колобок, а навстречу ему лиса.
- Колобок, колобок, я тебя съем!
- Не ешь меня, я тебя хочу спросить:
Если я из теста, тесто из муки, мука из зерна, где зерно берётся?

- В поле, голубчик, в поле. Люди сеют зерно в землю, появляется травка, у той травки колосья, а в них зёрнышки.

Колобок обрадовался, что всё узнал и покатился дальше.
Так он докатился до магазина. Смотрит, а на полках такие же колобки – мягкие и вкусные булочки. Только одни из них белые, а другие чёрные.

- Почему они такие разные?
Не успел колобок оглядеться, как в магазин вошла я и его купила. А теперь принесла вам в класс.
- Почему они такие разные?
Не успел колобок оглядеться, как в магазин вошла я и его купила. А теперь принесла вам в класс.
Итак, давайте составим схему маршрута, по которому путешествовал колобок.
А поможет нам стихотворение:
(читает ученик)
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Я в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и в тесто,
Рядом с углем занял место.
Уголь красен и горяч,
Потому то я – калач.
Булочка-тесто-мука-зерно (рассматривают образцы)

Магазин-хлебозавод-мукомольный завод-поле

Продавец-пекарь-рабочий завода-полевод-тракторист, комбайнер

На машине, на товарном поезде (водитель, машинист)

Называют профессии, выходят к доске, прикрепляя таблички с названиями профессий.
- Мы перечислили далеко не все профессии. Кто ещё трудится в поле, на заводе….
- Посмотрите труд скольких людей в каждом кусочке хлеба! У народа есть слова:
Хлеб – всей жизни голова.
Хлеб не падает нам с неба,
Появляется не вдруг,
Чтоб кусок отведать хлеба,
Нужен труд десятка рук.
Путешествие нашего колобка закончилось.
Я надеюсь, что вы нашли ответ на поставленные вопросы.
_ В начале урока у вас были разные мнения. Почему? Пришли ли мы к одному мнению?
- Сверим наши вы воды с учебником.
Работа с учебником – с. 18-19.
Физкультминутка

Первичное закрепление и расширение нового знания
Вы как думали вначале, откуда появилась булочка?
Её испёк пекарь и купили в магазине
А оказалось?
Булочка-результат труда людей многих профессий.
Один человек не может создавать сложные вещи от начала до конца.
Прежде, чем принять окончательный вид, булочка прошла много превращений.
Булочка начала свой путь с поля пшеницы или ржи (с природы)
Применения нового знания
Чтобы узнать путь превращений колобка, мы применили обратный порядок и узнали все его этапы.
Работа с учебником – с. 20.
Давайте попробуем этот способ действия применить к другим предметам.
Проверьте, распространяются ли выводы, сделанные про колобок или булочку, на стол.
Перечитывают выводы применительно к столу.
Повторение и закрепление пройденного
Игра: «Верю-не верю».
. Верите ли вы..?
-Что в Древней Греции новорожденного ребёнка укладывали на борозду пашни.
-Что у разных сортов пшеницы усы (ости) разного цвета (белые, желтые, фиолетовые, красные, чёрные)
-Что в России по древнему обычаю людей встречают хлебом – сахаром.
-Что кашу можно назвать прабабушкой современного хлеба.
-Что для приготовления одного батона надо смолоть приблизительно 10 тысяч зёрен.
Да (хлопают).
Нет (топают)
Рефлексия деятельности.
Итак, наш урок подошёл к концу
Попробуем сами оценить наши достижения.
- Справились ли мы с задачами урока?
Покажите свои смайлики.
Я рада, что мы вместе справились с поставленными задачами. И надеюсь, что теперь вы знаете настоящую цену хлеба.
Чтение стихотворения о хлебе.
Самый вкусный, несравненный,
Всем знакомый с детских лет -
Это наш обыкновенный
И любимый русский хлеб:
Каравай пахучий, знатный,
Кренделя и калачи,
Бублик с маком ароматный,
А на Пасху куличи.
Можно с мёдом есть и с маслом,
С сыром, рыбой, ветчиной
И с икрой, кружком колбасным
Белый хлеб или ржаной.
Пироги же - хлеб особый,
Их на праздник подают,
А готовят всё со сдобой
И с начинкою пекут.
Пышки, пончики, ватрушки
Спрыгнуть с противня хотят -
Это хлебные игрушки,
В праздник радость для ребят.
Или пряники, печенье -
То, что мама испечёт,
Для детишек объеденье,
Разевай пошире рот!
И. Коньков
Домашнее задание:
-Найти пословицы и поговорки о хлебе, вопрос на с.18.

Спасибо за урок1