СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по ОРКСЭ на тему "Дружба и порядочность"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по ОРКСЭ»


МБОУ МАМЛЕЙСКАЯ ООШ













Конспект урока по светской этике

в 4 классе

Тема: «Дружба и порядочность»












Выполнила учитель начальных классов

МБОУ Мамлейской ООШ

Костюшова С.Ю.


2012-2013 учебный год


МОДУЛЬ «Основы светской этики»


Тема урока: Дружба и порядочность


Аннотация: Данный урок является восьмым в модуле «Основы светской этики».


Цель урока:формирование у младших школьников понятий «друг», «дружба», «порядочность».


Задачи :

Образовательные: уточнить детские представления о понятии «дружба»


Развивающие:научить высказывать своё мнение; анализировать свои мнения, черты характера; прогнозировать последствия поступков; участвовать в коллективной деятельности; акцентировать внимание на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития, развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями; развивать критическое мышление детей, требовательное отношение к себе, к своему умению дружить, творческие способности, умение рассуждать, аргументировать свою точку зрения;


Воспитательные: убедиться в необходимости укрепления межличностных отношений в группе; в существовании  влияния друзей друг на друга; в необходимости уметь различать дурное влияние друзей от положительного; в том, что сильная личность ценит в дружбе именно возможность помочь другому человеку, быть полезным для него; воспитывать стремление к гармоничным отношениям с людьми, желание жить в мире и согласии с ближним, подвести учащихся к пониманию основных категорий морали: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, ответственность; формировать умения работать с учебником, словарем; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения дружить, проявлять доброжелательность, относиться с пониманием друг к другу.








Предварительная работа.

  • Анкетирование детей.

  • Тест на выявление лидера в группе.

  • Изготовление подарков (сердечек)другу.

  • Выставка книг разных писателей о дружбе.

  • Рисунки детей “О дружбе”.


Тип урока: изучение нового материала.


Формы и виды учебной деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации, использование игровых приемов.


Оборудование: учебник М.Т.Студеникин «Основы светской этики», словариС.Ожегова, мультимедийная установка, презентация, фонограмма песни «Если с другом вышел в путь».(слова М.Танича, музыка В.Шаинского).



СТРУКТУРА (ПЛАН) УРОКА:


1.Организационный момент.(2мин)

2. Сообщение темы и цели урока.(5мин)

3.Изучение нового учебного материала(7 мин)

4.Работа с учебником,словарем.(10мин)

5.Беседа с опорой на жизненный опыт.(3мин)

6.Физкультминутка. (3мин)

7.Закрепление изученного материала.(10 мин)

-Игра «Собери пословицы»

-Составление правил «настоящего друга»

8. Рефлексия.(2мин)

9.Итог урока.(1мин)

10.Домашнее задание(1 мин)




Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Оргмо

мент.


-Добрый день, ребята! (Возьмитесьза руки.)

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Давайте вспомним волшебные слова, которые нам помогут в работе на уроке.


(Дети берутся за руки с соседом по парте)










Развернувшись к соседу по парте, ребята вслух повторяют правила работы на уроке:

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг, пусть придёт на помощь друг.



2.Сообщение темы и цели урока.






























3.Изуче

ние нового учебного материала.



- Ребята, сегодня у нас очень интересная тема урока.


А чтобы ее узнать, нужно нам кроссворд отгадать.

( Приложение №1)

Кроссворд:

1.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке ледяной.

2.Одной ручкой всех встречает,

А другой провожает.

3.В лесу у пня с утра беготня,

Народ рабочий с утра хлопочет

4.С неба звездой, в ладошку – водой.

5.Стоит Антошка на одной ножке.

6. Из горячего колодца через нос водица льется.

(Слайд 2)


м

е

д

в

е

д

ь


д

в

е

р

ь







м

у

р

а

в

ь

и

с

н

е

ж

и

н

к

а


г

р

и

б








ч

а

й

н

и

к



Ответ: дружба

Молодцы! Тема нашего урока «Дружба и порядочность».

(Слайд 3)

Учитель читает отрывок стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе»

Что такое дружба?

Каждый знает.

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

Прием «Дерево предсказаний»










Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи. Все версии записываются на доске в виде «Дерева предсказаний».

Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».

- Говорят, что «друг это тот, кто дарит то, что тебе самому дорого и жалко, когда ты словно от своего сердца отрываешь».Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.







Учащиеся отгадывают слова. Когда все слова отгаданы, читается ключевое слово ДРУЖБА.

Дети формулируют тему урока, определяют цели и задачи урока.






























Учащиеся высказывают свои предположения, пытаясь дать определение понятию «ДРУЖБА».










Предполагаемые ответы детей: дружба — это быть добрым; это, когда умеешь без крика и ссор договариваться; вежливо обращаться с просьбой; делиться игрушками; не хвастаться, т.е. быть скромным, сдержанным, разговаривать вежливо и не грубить, быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу (если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить);не зазнаваться, не завидовать, если друг знает больше; стараться самому объяснить другу, если тот нарушил правило, а не жаловаться учителю; если у друга что-то не получается, то надо ему показать, объяснить, научить; если нечаянно обидел, то надо извиниться; быть справедливым в игре (не сваливать свою вину на другого); быть честным (говорить только правду, т.е. быть правдивым, искренним, добросовестным);заботиться о друге, стараться сделать что-то хорошее.






4.Работа с учебником,

словарем.



- Обратимся к учебнику и словарю, узнаем, что такое дружба и порядочность?

Найдите определения, запишите в тетрадь.

(Слайд 4)

(Слайд 5)

Нарисуйте солнышко с таким количеством лучиков, сколько у вас друзей.

Многие ребята нарисовали у солнышка много лучиков, а мне кажется, что у человека не может быть так много настоящих друзей. Давайте попробуем разобраться, кого же можно назвать настоящим другом, а кого приятелем и товарищем.

Работа в группах по учебнику(стр.51- 53)

  • Задание 1 группе. Найдите понятие друг.

  • Задание 2 группе. Найдите понятие приятель.

  • Задание 3 группе. Найдите понятие товарищ.

Вывод: так в чем разница между этими понятиями? (Слайд 6)















Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы. Есть дружба народов, существуют особые дружеские отношения между странами.

- А зачем человеку друг?

- Кто может быть вашим другом?

(Слайд 7)









Учащиеся самостоятельно работают с учебником, словарем, находят определения понятия «ДРУЖБА», «ПОРЯДОЧНОСТЬ», выписывают в тетрадь.

(Дети рисуют солнышко)











Дети работают в группах.










Ответ 1 группы:

Друг – это тот, с кем хорошо, кто разделит наши беды, порадуется вместе с нами, кому мы доверяем.

Ответ 2 группы:

Приятель –близкий знакомый, но с ним нет общности взглядов, интересов, привычек, вкусов.

Ответ 3 группы:

Товарищ – человек близкий кому-нибудь по взглядам, общей работе.


Ответы детей.

Друг – это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней;

друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту;

друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний;

друг – это твоя любимая игрушка, которая тебя выслушает, когда тебе плохо.



5.Беседа с опорой на жизненный опыт.



- С какой погодой вы бы сравнили дружбу?

- С какими животными можно связать слово «дружба»?

- Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать дружбу?

Ответы детей:

С теплой, ясной, солнечной;

Собака, кошка…

Красные, желтые, розовые, голубые…


6.Физ

культ

минутка



Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

Дети образуют круг и выполняют движения по тексту


7.Закрепле

ние изученного материала.



1.Игра «Собери пословицы ».

(Слайд 8)

2.Составление правил настоящего друга.

Вам предложены ситуации, обсудите их и подумайте, как в них будет действовать настоящий друг, ответьте на вопросы и сформулируйте правила дружбы.

(Приложение №1)

Что же у вас получилось?

Кто из вас соблюдает эти правила дружбы? Какие правила кажутся для вас трудными?


Дети составляют пословицы)








Дети в парах обсуждают ситуации, и составляют правила дружбы, в результате чего, на доске появляется запись.

(Слайд9)



8. Итог урока. Рефлексия.


Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

- Чему научил вас этот урок? Когда дружбу можно считать настоящей?

- Какую роль играет дружба в жизни человека? Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке, в жизни?













Давайте все вместе встанем в круг «дружбы» и исполним песню «Если с другом вышел в путь. (Слова М.Танича, музыка В.Шаинского)

(Слайд10)

(Приложение 3)

(В конце песни дети дарят сердечки своему лучшему другу в классе). (Приложение 4)

Мне хочется, чтобы у каждого из вас было доброе, верное, любящее сердце. Чтобы вы научились дружить друг с другом, помогать друг другу в трудную минуту, были порядочными, и чтобы вы никогда никого не обижали.

А теперь я бы хотела завершить наш урок словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»


Дружбу надо ценить, оберегать. Дружба – это забота о друге, и готовность прийти на помощь ничего, не требуя в замен.

Отношения в коллективе должны быть дружественными, от этого зависит успех в любом деле, в том числе и в учебе.

Надежнее дружить с хорошим, порядочным человеком, на которого можно положиться. У каждого человека может быть много приятелей, товарищей, но друзей бывают единицы, а лучший друг-один.


Дети образуют круг «дружбы», поют песню «Если с другом вышел в путь». В конце песни дарят сердечки своему лучшему другу в классе.















(Дети повторяют хором.)

«Ребята, давайте жить дружно!»

9.Домаш

нее задание


- Напишите небольшой рассказ о своем друге. Обсудите его с родителями.

-Нарисуйте портрет своего друга.-Расспросите родителей об их школьных товарищах.

(Слайд 11)

(Записывают домашнее задание)







Приложение 1.

Кроссворд:

1.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке ледяной.


2.Одной ручкой всех встречает,

А другой провожает.


3.В лесу у пня с утра беготня,

Народ рабочий с утра хлопочет


4.С неба звездой, в ладошку – водой.


5.Стоит Антошка на одной ножке.


6. Из горячего колодца через нос водица льется.



м

е

д

в

е

д

ь


д

в

е

р

ь







м

у

р

а

в

ь

и

с

н

е

ж

и

н

к

а


г

р

и

б








ч

а

й

н

и

к








Приложение 2.


  1. Володя учится в 4-м классе, а его друг Коля во 2-ом классе. Володя решил посещать занятия спортивной секции по дзюдо и зовет с собой Колю. Коля не любит этот вид спорта. Володя обижается и говорит: « Коля, раз ты мне друг, то и должен заниматься дзюдо».



-Правильно ли Володя понимает дружбу?

-Как вы предложите поступить Володе?


  1. Вера получила приз на конкурсе чтецов. Ее подруга Маша не подходит к ней и не поздравляет с победой, потому что сама рассчитывала получить награду.



-Какой совет дадите Маше?


3. Петя не смог решить задачу, Коля дал ему списать.


- Как на месте Коли поступил бы настоящий друг?


4. По мнению Наташи, хорошая подруга – это подруга, которая во всем будет помогать Наташе, делиться с ней конфетами, булочками, а если нужно сделать что-нибудь за Наташу, например, убрать кабинет, обязательно сделает это.


- Для кого выгодна такая дружба?

- Что бы вы сказали Наташе?


5. Петя с первого класса дружит с Алешей. Они вместе гуляют, играют, ходят в кино. Петя часто называет Алешу « конопушкой», потому что на лице у Алеши много веснушек. Алеше это прозвище не нравится, но он ничего не говорит своему другу.


-Какой совет дадите Алеше?

-Какой совет дадите Пете?


6.Рита и Зоя подруги. На перемене девочки баловались, и Рита уронила цветок. Дежурный записал замечание Зое. Рита промолчала. Зое было очень обидно, но она ничего не сказала подруге.


- Как вы оцените поступок Риты?


7.Тима и Гоша учатся в одном классе и дружат. Мальчики гуляли одни во дворе на детской площадке. У Тимы был с собой маркер. Он предложил Гоше разрисовать детский домик, ведь их никто не видит.


- Чтобы вы ответили на месте Гоши?

















Приложение3

Песня «Если с другом вышел в путь»

1.Если с другом вышел в путь,

Если с другом вышел в путь,

Веселей дорога.

Без друзей меня чуть- чуть,

Без друзей меня чуть- чуть,

А с друзьями много!

ПРИПЕВ:

Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,

Когда мои друзья со мной?

Что мне снег, что мне зной, что мне дождик проливной,

Когда мои друзья со мной?

2.Там, где трудно одному,

Там, где трудно одному,

Справлюсь вместе с вами.

Где чего- то не пойму,

Где чего- то не пойму,

Разберем с друзьями.

ПРИПЕВ:



















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Программа курса к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики»

4 класс. Москва. «Русское слово».- 2012г.

2. М.Т.Студеникин Основы светской этики: Учебник для 4 класса: М.: «Русское слово», 2012.

3. С.И.Ожегов «Толковый словарь».

4.А. Барто «Требуется друг».

5. Л.Пантелеева «Честное слово».

6.Э. Шим «Брат и младшая сестра».

7.В. Осеева «До первого дождя».

8.И. Туричин «Дружба».

9.Н.Чабаевский «Одинаковые».

10.В.Осеева «Три товарища»

11.Т.Н.Максимова Классные часы: 2 класс. Москва. ВАКО, 2008г.