СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по познанию мира 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

обучающая        1) знакомство с географическим положением зоны лесов и тугаев;

                          2) с растительным и животным миром;

развивающая    3) развивать познавательную активность,

                          4) умение работать с картой,

воспитательная 5) воспитывать уважение и любовь к природе.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.

Вид урока: путешествие.

Оборудование: карта природных зон, гербарий, картины, фотографии, запись голосов птиц.

Прогнозируемый результат: знание географического положения лесов и тугаев, растительного и животного мира.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по познанию мира 4 класс.»

4 класс

Урок познания мира

Тема: Леса и тугаи.

Цель:

обучающая 1) знакомство с географическим положением зоны лесов и тугаев;

2) с растительным и животным миром;

развивающая 3) развивать познавательную активность,

4) умение работать с картой,

воспитательная 5) воспитывать уважение и любовь к природе.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями.

Вид урока: путешествие.

Оборудование: карта природных зон, гербарий, картины, фотографии, запись голосов птиц.

Прогнозируемый результат: знание географического положения лесов и тугаев, растительного и

животного мира.


План урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

  2. Проверка знаний и умений.

а) проблемно-поисковая беседа

  1. Работа над новой темой.

а) Работа в группах.

б) Рассказ учеников о подготовленном материале.

в) Выступление подготовленных учащихся

г)Рассказ учителя.

  1. Физкультминутка.

  2. Закрепление.

а) Решение кроссворда.

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка знаний и умений. Чтобы узнать тему урока вам нужно ответить на вопросы.

а) Решение кроссворда.

1. Участок земли с достаточным количеством влаги, на которых растут влаголюбивые травянистые растения.

2. Ровное безлесное пространство, покрытое растительностью.

3. Пространство, где из-за недостатка воды воздух и почва сухие, а растительность редкая и скудная.




л

у

г



с

т

е

п

ь



п

у

с

т

ы

н

и


б) Покажите на карте природные зоны.


  1. Сообщение темы и целей урока.

а) Проблемно-поисковая беседа.

Звучит запись «Голоса птиц».

-Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

С. Погореловский

-В этом стихотворении спрятаны тема и цели нашего путешествия. Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция? ( В лесную зону)

-Да. Тема нашего урока «Леса и тугаи». ( Запись на доске и в тетради)

-А что мы будем изучать? (Какая это природная зона, какие там живут звери и птицы, растут растения)

-Почему автор говорит: «Дремучий лес»? Что это значит? ( Темный, страшный, но не все леса темные. В березовой роще светло и весело.)

-Мы должны найти ответ, почему одни леса светлые, а другие темные.

III. Изучение нового материала

-Найдите на карте природную зону лесов. Где она находится? (Алтай и Урал)

Вот сегодня на уроке вы узнаете, что такое леса и тугаи, какие там растут растения и живут животные.

А работать мы будем в группах. Каждая группа самостоятельно изучит предложенный материал и познакомит другие группы с его содержанием, а затем мы подведём итоги сказанного.

Учащиеся всего класса изучают материал 5 - 7 минут.

1 группа. Задание в учебнике с.86.

Раскройте понятие леса и тугаи и виды и особенности.

2 группа. Задание в учебнике c.87.

Виды растений лесов и тугаев.

Выявите их особенности

3 группа. Задание в учебнике c.88.

Животные лесов и тугаев.

Назовите их особенности.

  1. Первичная проверка понимания

а) Рассказ 1 группы учеников: о лесе как природной зоне. Хвойные леса: ельник и бор; лиственные леса: роща и дубрава; смешанные леса; тугаи. Работа по карте.

Рассказ учителя – обобщение сказанного учащимися, составление таблицы.


Леса

Хвойный лес

Лиственный лес

Смешанный лес

Тугаи

ельник бор

роща дубрава



пихта, кедр, сосна,ель

дуб, клен, липа, осина


тополь, ива, облепиха



б) Рассказ 2 группы учеников – группы ботаников: о растениях произрастающих в лесах и тугаях: грибы, травы, береза, осина, сосна, лиственница.


Обобщение: - Лес можно сравнить с лестницей или многоэтажным домом. Давайте выделим этажи леса .Ученые называют их ярусами. Можно составить это в виде таблицы или схемы:

Ярусы леса

Деревья



Кустарники



Травы


в) Рассказ 3 группы учеников – группы зоологов: о животных живущих в лесах и тугаях: звери и птицы.

Обобщение.

  1. Физкультминутка.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише –

Деревцо все выше

  1. Контроль усвоения.

Работа на компьютере с кроссвордом на тему “леса и тугаи”. Закрепление.

Угадай 

  1. Всю ночь летает - 
    Мышей добывает. 
    А станет светло - 
    Спать летит в дупло. 
    (сова) 

  2. Не по рыбам, А сети расставляет.(паук)

  3. Кого можно встретить в лесу?
    В гору бегом, с горы кувырком. 
    (заяц) 

  4. Трав копытами касаясь, 
    Ходит по лесу красавец. 
    Ходит смело и легко. 
    Рога, раскинув широко. 
    (лось) 

  5. Сами малы, незаметно ходим, Но больше себя носим. (муравьи)

  6. Кто по елкам ловко скачет 
    И взлетает на дубы? 
    Кто в дупле орехи прячет, 
    Сушит на зиму грибы? 
    (белка) 

  7. Нос долог, голосок тонок. 
    Кто его убьет. 
    Тот свою кровь прольет. (комар)  




1

С

о

в

а



2

П

а

у

к


3

з

А

я

ц



4

л

о

С

ь


5

м

у

р

а

в

ь

И



6

Б

е

л

к

а


7

к

О

м

а

р





  1. Подведение итогов урока.

- Что такое лес?

- Какие виды леса вы знаете?

а) выставление и комментирование оценок

  1. Домашнее задание: стр.86-90 читать и пересказывать, отвечать на вопросы, заполнить таблицу «Ярусы леса».

Стихотворение Никулина «Лес». 


Нет ничего милее 
Бродить и думать здесь. 
Излечит, обогреет, 
Накормит всякий лес. 
А будет жажда мучить, 
То мне лесовичок 
Средь зарослей колючих 
Покажет родничек 
Нас ждут в лесу рябина, 
Орехи и цветы 
Душистая малина 
На кустиках густых 
Жизнь кажется иною, 
И сердце не болит 
Когда над головою, 
Как вечность, лес шумит.






Действия на слова физминутки:

Мы немножко отдохнем,                            Встать, ноги вместе, руки

Встанем, глубоко вздохнем.                      через стороны –вверх- вдох,

                                                                     опустить вниз-выдох.

Дети по лесу гуляли,                                  Ходьба на месте,       

За природой наблюдали.                           Повороты головой влево-право

Вверх на солнце посмотрели                         Встать на носки, руки через стороны

И их лучики согрели.                                 вверх и посмотреть вверх.

Чудеса у нас на свете                                 Присесть, руки на поясе.

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали                       Встать на носочках, руки на поясе,

Великанами мы стали.                               спина прямая, тянемся вверх.

Бабочки летали,                                         Бег на месте, плавно махая руками.

Крыльями махали.              

Дружно хлопаем,                                       Хлопки в ладоши,

Ногами топаем.                                          Притопы на месте.

Хорошо мы погуляли                                Дети присаживаются на свои места

И немножечко устали.                               И слушают пение птиц.