СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 2 класс тема " Значение суффиксов" УМК "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку "Значение суффиксов". Умк "Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 2 класс тема " Значение суффиксов" УМК "Начальная школа 21 века"»

Тема: Суффиксы. Значение суффиксов.

Цели:  Создать условия для активизации знаний учащихся о частях слова о роли суффикса в слове

Задачи: 1.Показать способ образования новых слов с помощью суффикса

           2.  Обогащать словарный запас

          3.  Воспитывать прилежание, активность.


Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Минутка чистописания.

Продемонстрировать учащимся  буквы КРНЬ. Что можете сказать о данных буквах?

(Данные буквы в пути потеряли гласные буквы. ) Подумайте. Какие гласные убежали из слова.


Прописывают каллиграфически в тетради буквы по образцу.

Дополняют буквы гласными, записывают в тетрадь  слово «корень».

  1. Актуализация  знаний.

Час, часовщик, часики

Анализируют записанные слова, доказывают, что все они являются однокоренными, выделяют общую часть слова – корень. Дают определение понятию «корень слова».

-Что вы знаете о корне? (Корень - это главная часть слова, общая часть родственных слов)

4.

Создание проблемной ситуации







Проблемный вопрос: «Какая часть слова послужила для образования данных слов?»

5.

Постановка цели урока

Подвести  учащихся к формулированию темы  урока

6. Введение понятия «Суффикс», практическая работа

Что же вы знаете  о суффиксе? (Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня , с помощью суффикса образуются новые слова) Как изменилось значение слова?

__Понаблюдайте как суффиксы меняют смысл слова. (уменьшительно-ласкательные суффиксы)

Как называется  этот способ словообразования (суффиксальный)

 Помните, что каждый суффикс имеет свое значение. Большую строительную работу выполняет суффикс.

Игра «Побудь волшебником» 

-   У меня волшебная палочка.  По  указанию  палочки вы   превращаетесь в волшебника и превращает слова в названия маленьких предметов.

нос, слон, дом, хвост                                                  

-Составь слово с суффиксом –ок

Зуб, лед, глаз, мед

Зубок, ледок, глазок, медок

 Алгоритм нахождения суффиксов

- Выделите окончание

-Обозначьте корни.

- Что помогло образовать новое слово?

Работа в парах.

А) Выпишите имена парами. Выделите суффикс.

Женя-Женечка               Миша-…

Аня-…                             Алеша-…

Света-…                        Федя

Дима-…                          Люба-

Б) Образуйте новые слова с помощью –н, -ов

мороз -…  день  

вечер - …  звон

туман-….  утро

липа-…  чай

Самостоятельная работа.

А)ветер     ик     - У меня рассыпались слова. Суффиксы перепутались. Вам

шар       ец        нужно соединить слова с суффиксами. Для каждого слова

суп        ок       подбираем один суффикс, повторяться суффиксы не должны.

мороз    чик    Обозначьте корень и суффикс.

Б)дождик           - Прочитайте слова. Запишите свои слова с такими же

диванчик          суффиксами. Обозначьте корень и суффикс.

лосёнок

белочка

Ребята, давайте вспомним, какие суффиксы образуют отчества

Прочитайте текст К. Ушинского «Заяц и еж».

 В выделенных словах выделите суффикс.

    Какой частью речи яв-ся эти слова?  

 Словарный диктант. 
- Гуляя по острову, один из исследователей заметил что-то необычное и решил поделиться с нами. Посмотрите на доску и попробуйте отгадать кого он увидел. 
соробака      корозаяц                                                                                                -Запишите на доске и в тетради, что это за животные.

- Он долго наблюдал за этими животными и увидел, что они очень любят       огорбузы               помипуста               моркофель
Запись на доске и в тетради с комментированием. 
1. Элементы какографии (устно
). 
Наш друг исследователь так испугался, что ничего не смог рассказать кроме этого. Прочитайте. 
Я хадил сегодня н лез,
Там на дерево залез,
А потом спускался внис
Да нечаянно повиз. 
2. Исправьте ошибки

Итог урока

Закончи предложение.

Суффикс – это                                         

Суффикс стоит                                        

Суффикс служит                                

Рефлексия

-Какое задание вам особенно понравилось?

- Что показалось сложным?













Цели:

  • Образовательные: закреплять знания у детей таблицы умножения и деления на 6; отрабатывать умение решать задачи на умножение и деление; совершенствовать вычислительные навыки.

  • Развивающие: развивать интерес к предмету через дидактическую игру, через творческие задания, направленные на развитие логического мышления детей.

  • Воспитательные: воспитывать самостоятельность, чувство взаимопомощи, аккуратность.

Тип урока: закрепление пройденного материала

Форма проведения: урок-сказка

Оборудование:

  • рисунки с изображением Ивана-царевича, Змея Горыныча, Василисы прекрасной, Кощея, объемный рисунок волшебного сундука и золотого яйца;

  • карточки с числами и словами;

  • карточки с числовыми выражениями для групповой работы;

  • наглядность для краткой записи задач;

  • презентация к уроку

Ход урока

Организационный момент

Математика сложна,
Но скажу с почтением –
Математика нужна
Всем без исключения!

- Ребята, вы любите математику?

- Математика бывает очень сложной, но и не менее интересной. И сегодня вы в этом убедитесь. Все дети любят сказки и вы, конечно, тоже! Поэтому я приготовила вам сюрприз. Наш урок сегодня будет сказочным. За выполнение заданий вы сами себя будете оценивать разноцветными кружками в тетради по принципу светофора, т.е.

З. - Верно, уверенно шагай вперед

Ж. – Ошибка, будь внимателен

К. - Неверно, стоп, надо выучить правило

- В конце урока посчитаете, сколько и каких кружков заработали на уроке.

Кто первым будет выполнять задания, не отдыхает, а начинает работать самостоятельно (задание на доскет.с.9 № 25, №27) и получит дополнительно оценку.

Сообщение темы урока

- Сегодня тема урока не новая, а повторение. Но какой темы... Вы узнаете, если вспомните, как обычно начинаются сказки.

НА СЛАЙДЕ:

1. В некотором царстве, в тридевятом государстве...

2. Тема урока: “Умножение и деление на 6”

Материал урока

- Мы продолжаем... в некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были: Иван Царевич и Василиса Прекрасная ( рисунки героев вывешиваются на доску). Однажды Василиса исчезла. Иван потужил, погоревал и отправился на поиски. Кто же похитил Василису?

- Об этом мы узнаем точно, если найдем “лишнее число”

1. Найдите “лишнее число” 24, 18, 31, 36, 54, 42

- Прочитайте ряд чисел.

- Что общего в этих числах? (двухзначные)

- Какое число лишнее и почему? (31, остальные числа делятся на 6)

- Как можно назвать полученное множество чисел? Почему? (четные числа)

- Расположим эти числа на доске в порядке убывания и запишем в тетрадь, полученный ряд (54, 42, 36, 24, 18 )

- Найдите закономерность и продолжите числовой ряд (... 6, 0 )

- По какому принципу изменяются числа? (Предыдущее число уменьшается на 12, следующее число уменьшается на 6)

-Если мы перевернем карточки, то узнаем, кто похитил Василису. (КОЩЕЙ, вывешивается картинка с Кощеем)

- Иван-Царевич отправился в путь. Но его уже поджидает Змей Горыныч, посланный Кощеем (рисунок Змея Горыныча на доске). А у Змея три головы, и каждую надо одолеть.

2. Групповое задание по рядам ( каждому ряду дается лист с цепочкой примеров )

- Если мы найдем правильное значение числовых выражений, то поможем Ивану-Царевичу одолеть три головы Змея. Каждый находит только одно значение и отдает следующему ученику и т. д. Ответ предыдущего выражения является началом следующего. Последний ученик быстро приносит мне лист с выполненным заданием. И мы посмотрим, какой ряд быстро и в то же время правильно справиться с заданием. Если кто-то ошибется, то одноклассники, сидящие рядом, помогут. Чтобы преодолеть трудности и победить, надо быть дружными и сплоченными, а также знать таблицу умножения.

- Интересно, кто же из вас первыми смогут помочь Ивану-Царевичу одолеть Змея Горыныча ?

- Я ваши знания проверю, а вы немного отдохните, выполнив зарядку для глаз, зрение надо беречь, вы об этом прекрасно знаете.

3. Зарядка для глаз (СЛАЙД, движение глаз за предметами)

- Анализ выполненного задания. Ребята отметьте соответствующими кружками в тетради свою работу. Молодцы. Двигаемся дальше...

4. Восстановление числовых равенств

- Иван-царевич попал в дремучий лес. Выбраться ему очень трудно. Но как вы думаете, с помощью какого волшебного предмета Иван- царевич выйдет из леса?

- Правильно, волшебного клубочка! Представьте, что у нас в руках волшебный клубочек-мелочек, который поможет сделать правильный выбор чисел, чтобы равенства стали верными. (К доске вызывается ученик)

- Пока ребята работают у доски, прокладывая путь, остальные выполняют задание в тетрадях и правильным решением помогают своим товарищам и Ивану – царевичу.

5. Работа в тетрадях.Уч. стр.17, № 14

Проверка задания, которое ученик выполнял у доски.

- Молодцы, ребята! Иван благодарен вам. Не забудьте отметить свою работу кружком!

Проверка задания, выполненного в тетрадях.

- Ребята, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу. Поставьте отметку за работу. Не забывайте: без ош. – зеленый кружок; 1 - 2 ош.- желтый, более 2 - красный

Самопроверка (на слайде)

35

4

48

16

5

0

12

3

12

3

9

24

6.Физпауза (для пальчиков)

Мяу, мяу, мяу... брысь!!! (сжимаем пальцы в кулак, со словами “ мяу...”

потом резко раскрываем кулак - “брысь!”)

- Волшебный клубочек, не без нашей помощи, вывел Ивана-царевича из дремучего леса прямо на распутье. Три дороги перед ним. По какой идти дальше на поиски Василисы?

- Какой ряд первым победил в бою с головами Змея Горыныча и правильно нашел все решения? Значит и пойдем по второй дорожке...

7. Решение задач

а) – Дорога привела Ивана к дубу, на котором висит огромный сундук. Да, сундук непростой. Как вы думаете, что в нем лежит? Он закрыт на замок и чтобы его Иван открыл, мы должны выполнить непростое задание и тогда точно узнаем, что же в нем?

Учеб. стр. 19, № 23

- Прочитайте. Что это за задание? Докажите, что это задача.

- Какое правило надо вспомнить, чтобы решить ее? (чтобы найти шестую часть от числа...)

- Прочитаем еще раз это правило в учебнике на стр.18

- Ребята, Василиса прислала нам “Карточку-помощницу” и она поможет выполнить это задание. (на доске карточка)

Один работает у доски, остальные записывают в тетрадь.

- Составим другую задачу с этими же данными. Выполним к ней схему-помощницу и решим ее.

- Молодец! Не забудь оценить свою работу!

- Открываем сундук. Да, действительно, в сундуке яйцо, а что в яйце?

- Конечно, смерть Кощеева. Появился Кощей перед Иваном-царевичем и просит его:

Пощади меня, Иван-царевич! Я тебе молодильные яблоки отдам, отвезешь их своему батюшке. А если убьешь меня, они потеряют свою силу молодильную. Только выполни очередное задание”

б) Выбор из трех текстов тот, который является задачей. (на слайде)

1. Росли в саду Кощея 20 молодильных яблок.

Кощей сорвал несколько яблок.

Сколько осталось яблок у Кощея?

2. В саду у Кощея росли волшебные молодильные яблоки.

3. У Кощея в саду созрели 8 золотых и 10 серебряных молодильных яблок. Каждый день он съедал по 3 яблока. За сколько дней Кощей съест все яблоки?

- Решение задачи у доски и в тетради с составление рисунка и выбор схемы, соответствующей условию задачи. Поможем Ивану справиться с заданием!

(ученик у доски работает с наглядностью к задаче )

. . . .? дней

- Ребята, измените условие задачи так, чтобы ей соответствовала 2-ая схема.

- Молодцы! Но хитер Кощей. Пожалел его Иван-царевич, так он решил новое задание ему дать, лишь бы Василису не отдавать.

8. Логическое задание “Башни”

Ну, Иван-царевич, забирай Василису, - говорит Кощей. – Только сначала догадайся, где она. У меня 4 башни. Желтая башня пустая. Василиса не в самой высокой башне и не с одним окном. Где она?”

9. Итог урока

- Освободил Иван-царевич Василису (на доске появляются картинки героев), а только не без нашей помощи. И стали они жить – поживать и добра наживать!

- Оценки за урок по подсчету кружков. (у кого все зеленые -5, ....)

- Урок наш подошел к концу. Понравилось сегодняшнее путешествие в сказку?

- Чему учились на уроке? Какие знания и умения нам помогали?

10. Дом. зад. (Уч. стр. 18, №18, 19)

- Василиса вас просит, дома выполнить задания, вспомнив, как выполняли аналогичные в классе.

- Ребята, давайте составим открытку на память Василисе и Ивану-царевичу. Если вам понравилось все на уроке и у вас хорошее настроение после урока, то прикрепите на полотно зеленый кружок, если не все понравилось, - то желтый, а если совсем вам плохо было на уроке, то – красный.

- Спасибо, ребята, за дружную работу на уроке!