8
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска
«Средняя школа № 74»
Конспект урока по русскому языку
с использованием здоровьесберегающих технологий
для 6 класса
Учитель: Алферьева Марина Борисовна
Тема: «Обобщение изученного по теме «Имя числительное»
Цель занятия: обобщение и систематизация полученных знаний по теме «Имя числительное».
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
совершенствование навыков употребления имен числительных в речи;
развитие творческих способностей;
развитие навыков индивидуальной и групповой работы.
Воспитательные: воспитание интереса к родному языку, формирование способности к сотрудничеству.
Планируемые результаты УУД:
Предметные: Научиться применять знания о числительных.
Метапредметные:
Познавательные: уметь объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе конструирования алгоритма выполнения лингвистической задачи.
Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднения в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия.
Личностные: Формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной деятельности.
Форма урока: комбинированная.
Тип урока: закрепление знаний.
Продолжительность урока: 40 минут.
Методы обучения: частично-поисковый, иллюстративный, интерактивный.
Методы контроля: устный, фронтальный.
Образовательные технологии:
Здоровьесберегающие технологии:
Физминутка для глаз
Смена видов деятельности на уроке
Технология сотрудничества
Технология коллективной мыследеятельности
Технология оценивания образовательных достижений
Оборудование: ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Определение темы урока. Постановка цели урока
Учитель: Ребята, сегодня у нас урок обобщающего повторения уже знакомой нам части речи «Имя числительное». Скажите, пожалуйста, какие задачи мы должны на этом уроке поставить перед собой, исходя из темы урока?
Ответы учащихся
Учитель: Действительно, мы сегодня повторим всё, что изучили об имени числительном: правописание, склонение, морфологический разбор.
III.. Актуализация знаний
Учитель: Внимание на доску (Слайд 1).
Интеллектуальная разминка.
Задание 1. Прочитайте пословицы и обратите внимание на выделенные слова. Являются ли они числительными? О каких человеческих качествах говорит переносный смысл пословиц № 1,3,4,6?
К единице нуля приписать не умеет (монгольская).
Медяшку, что слепой упрячет нищий, пожалуй, сотня зрячих не отыщет. (таджикская)
За его языком и на четверке коней не угнаться. (русская)
Он не робкого десятка (русская).
О женитьбе сына посоветуйся с десятью, а о разводе с сотней. (аварская)
Первого десятка, да не первой сотни (русская)
Задание 2. В данных предложениях найдите ошибки, исправьте их (Слайд 2).
У неё пять сестер, но, к сожалению, все они живут не в Москве.
А братьев у неё только два, зато все, как и она, живут в Москве.
Коля, Петя и Вася в первый раз переступили порог школы. У всех трех – одинаковые новенькие ранцы.
Маша и Катя пришли нарядные, все две с красивыми бантиками.
IV. Самостоятельная работа. Упражнения на повторение и закрепление темы.
Используемая на данном этапе урока здоровьесберегающая технология – «оценка собственных образовательных достижений» достигается через упражнения на развитие концентрации внимания и упражнения на тренировку сообразительности.
Задание 3. Запишите текст, определите разряд числительных (Слайд 3).
22 августа 1880 года в Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт а Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11, 6 километра, и она имела 13 станций.
Фронтальный опрос учащихся
Задание 4. Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах. Составьте одно предложение с любым из числительных (Слайд 4).
365 дней (р.)
297 карандашей (дат.)
143 посылки (пр.)
777 цветов (тв. )
1945 год (тв. )
2005 год (род., пр. )
Задание 5. Замените (где возможно) количественные числительные числительными собирательными:
3 (девушки), 4 (гусята), 5 (брюки), 7 (тетради), 2 (друзья), 15 (козлята) (Слайд 5)
Фронтальный опрос учащихся
Задание 6. Выберите правильную форму числительного и существительного. Для (пяти— пятерых) женщин; (три— трое) красивых (коня— коней); (шесть— шестеро) работниц завода; (четыре— четверо) (ножницы— ножниц); (два— двое) знакомых (лица— лиц); (четыре— четверо) (студентки— студенток) (Слайд 6).
Фронтальный опрос учащихся
Задание 7. Найдите, объясните и исправьте ошибки в употреблении собирательных числительных (Слайд 7)
1) Трое спортсменок выступили очень удачно. 2) Олимпиада длилась трое дней. 3) Двое дней и ночей мы готовились к экзамену. 4) Из школы вышли семеро девочек и пятеро мальчиков. 5) Четверо учениц получили дополнительное задание. 6) С докладом выступили трое профессоров. 7) На учения прибыло семеро генералов.
Фронтальный опрос учащихся
V. Физминутка для глаз (Слайд 8-12)
Комплекс упражнений для глаз
VI. Работа в группах.
На данном этапе урока реализуется здоровьесберегающая технология сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса. При работе над заданиями в группах отсутствует фактор «прямого принуждения» к учебной деятельности. Результат командной работы − демократизация отношений между учениками, что оказывает благоприятное воздействие на микроклимат класса, способствует формированию здоровой психики учащихся и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
1. Лексическая работа.
Учитель: Назовите пословицы, поговорки, загадки и фразеологизмы, включающие имена числительные. По очереди отвечает один ученик из группы, нельзя повторять уже названные поговорки, загадки и фразеологизмы
Ответы учащихся из групп
2. Творческая работа
Творческие задания – необходимый элемент на уроке с использованием здоровьесберегающих технологий, поскольку данный вид деятельности способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху учащихся.
Учитель: Придумайте стихи, написанные числами.
Пример:
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501
Сначала каждая группы придумывает стих, потом один ученик выходит к доске, записывает и зачитывает стих.
Ответы учащихся из групп
3. Игра «Телесуфлёр»
На данном этапе урока реализуется здоровьесберегающая технология коллективной мыследеятельности.
Данная модель воплощается в режиме коллективной деятельности, где все функционально связаны друг с другом общим познавательным интересом. Коллектив становится механизмом развития личности. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого. Сущность технологии заключается в том, чтобы развивать ученика, его потребности и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно.
Следующая здоровьесберегающая технология − развитие внимания и быстроты реакции − достигается за счёт удержания внимания учащихся (слайды мультимедийной презентации), смены деятельности, позитивного командного настроя и соперничества.
Из каждой группы отвечает одни ученик. На интерактивной доске он читает текст, в котором имена числительные записаны цифрами, его задача − употребить их в правильной форме.
Задание для группы № 1
В эфире передача – «Всё о космосе» и ее ведущий…(Ф.И. ученика) (Слайд 13-14)
В последнее время в редакцию нашей программы приходит много писем, в которых телезрители просят рассказать о планете Марс.
Марс меньше земли. Поперечник планеты только в 2 раза больше поперечника Луны и составляет около 6800 километров. Время обращения Марса вокруг своей оси равно 24 часам 37 минутам 26 секундам. А годичный путь его вокруг Солнца измеряется 669 земными сутками.
На Марсе есть горы высотой не более 600-900 метров. У него 2 спутника. Расстояние до одного из них измеряется 5800 километрами, а до другого – 23000. на Марсе суровый климат. Зимой морозы доходят до 70-80°, а летом редко бывает больше 10°тепла.
Задание для группы № 2
В эфире передача – «Из жизни насекомых» и ее ведущий…(Ф.И. ученика) (Слайд 15-16)
Пчеловодство - интересное и полезное занятие. Настоящий пчеловод борется за жизнь каждой пчелиной семьи, за каждую пчелку.
В составе семьи бывает одна плодная матка. Несколько сотен трутней и от 10 до 80 000 рабочих пчел. Матка − это самая крупная пчела в семье. Длина матки от 20 до25 миллиметров. Вес от 150 до 300 миллиграммов, За сезон одна матка откладывает от 150 до 2000 тысяч яиц, а хорошие матки могут откладывать за сутки по 2000 яиц. Живут матки до 5 лет.
Трутни − это пчелы мужского пола. Продолжительность развития 24 дня. Длина тела 15- 17 миллиметров. Живут 3-4месяца. Осенью все погибают.
Основная масса представлена рабочими пчелами. Длина рабочей пчелы 12- 14 миллиметров, вес- 100 миллиграммов. 100 тысяч рабочих пчел весят один килограмм. За нектаром пчелы могут летать на расстояние до 5километров
Задание для группы № 3
В эфире учебно-познавательная программа «Хочу все знать» и ее ведущая… (Ф.И. ученика) (Слайд 17-18)
Сегодня мы поговорим о животных. Зоологи выделяют среди животных 65 классов, объединенных в 11 типов. Все 11 типов – коренные обитатели моря. Только 4 класса позвоночных развились вне своей прародины – моря. Чуждых морской воде среди животных имеется 8 классов, или 13%, а среди растений – 18 классов, или 55%.
Около 55 лет тому назад общее количество видов животных, известных науке, определялось в 840 000. Из этого числа животных около 675 000, или 80%, относятся к членистоногим. Если не считать насекомых (на долю которых приходится около 90% членистоногих), то из остальных животных около 65% - обитатели моря.
Общее число видов морских животных близко к 150 тыс.
V. Подведение итогов.
Учитель: Итак, давайте подведем итог нашего урока. Что такое имя числительное? Какие разряды числительных вы знаете? Как изменяются имена числительные? Что вы знаете о правописании числительных? На что надо обращать внимание при употреблении числительных, чтобы вас считали культурным человеком?
Ответы учащихся
XIX. Рефлексия. Оценка собственной и коллективной деятельности.
Учитель: А теперь, ребята, оцените каждый свою работу и работу групп на уроке: заполните оценочные карточки, в которых вы также отмечаете, насколько вам понравилось занятие.
Заполняются оценочные карточки.
XX. Домашнее задание
Составить кроссворд на тему «Имя числительное»