Технология
Тема. Плетение из полосок бумаги. Техника плетения плоских и объемных изделий из бумаги. Плетение корзинки.
Цель: совершенствовать навыки плетения из бумаги; формировать у учащихся навыки плетения объемных фигур из полосок бумаги; развивать глазомер, умение работать с линейкой, ножницами, бумагой; воспитывать аккуратность. Оборудование: образцы изделий.
Материалы и инструменты: глянцевая цветная бумага, ножницы, клей, карандаш, линейка.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
Беседа
Работа над загадкой
В шубе летом,
А зимой раздетый. (Лес)
Метод «Микрофон»
Сообщение темы и цели урока
Наша задача — научиться плести объемную поделку — корзинку из полосок бумаги.
Изучение нового материала
Работа над загадками
Под березой, и под елкой Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят. (Грибы)
Ростом с пальчик.
Он на тучки поглядел,
Сразу кепочку надел,
Новенькую, ладную,
Цветом шоколадную.(Белый гриб)
Я, братцы, попроще,
Расту я обычно
В березовой роще. (Подберезовик)
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай,
Это... (сыроежки)
Эти славные сестрички
Не едят цыплят.
Эти дружные сестрички
Рядышком стоят.
Словно желтенькие кнопки,
В мох воткнулись возле тропки. (Лисички)
Несмышленыши — ... (масленки)
Запеленаты в пеленки,
А масленки-старички
Носят все воротнички.
Тонконогие ребята
Подрастают каждый день.
По траве войска идут,
Грибники их не найдут.
Лишь наклонишься немножко,
Поглядишь — полно лукошко! (Опята)
А вот кто-то важный
На беленькой ножке,
Он в шапочке красной,
На шапке — горошки. (Мухомор)
— Ребята, какой гриб лишний?
Метод «Микрофон»
— Мухомор — ядовитый гриб, который всем известен, и никто его не положит в лукошко. Его название произошло от слияния двух слов — «морить мух». Будьте осторожны — не берите его в руки!
Физкультминутка «По грибы»
Сообщение учителя
— Корзинки и другие изделия чаще всего плетут из молодых побегов ивы, растущей по берегам рек и озер. Самые гибкие и удобные для работы — побеги ивы, срезанные ранней весной, как только сойдет снег. В это время и следует их заготовить. Можно, конечно, пользоваться для плетения и прутьями, срезанными в другое время года, но они менее гибкие. Срезают прутья острым ножом, как можно ближе к земле, снизу вверх «на ус».
Срезанные весной свежие побеги отлично гнутся без предварительной обработки. Однако после продолжительного хранения их перед плетением необходимо вымочить и распарить, чтобы сделать гибкими и эластичными. Такая же обработка нужна и для прутьев, срезанных летом, осенью или зимой: их вымачивают сразу после срезки.
Прутья укладывают в корыто или в бочку и заливают водой. Вымачивание продолжается от 5 до 15 дней — в зависимости от того, как долго хранились срезанные побеги и насколько они высохли. Воду в корыте или бочке время от времени меняют. Летом лозу можно уложить для вымачивания в ручей или в реку в мелком месте возле берега, придавив прутья камнями.
Вымоченные прутья станут еще более гибкими, если их после этого распарить в печи или прокипятить на слабом огне. Для кипячения прутья укладывают в металлическое оцинкованное корыто или в бак для белья, заливают водой и прикрывают.
Обработанные таким образом прутья будут хорошо гнуться в течение нескольких дней.
Кроме ивы, для плетения можно пользоваться камышом и другими растениями, растущими у воды и дающими длинные тонкие побеги.
Береста — это наружные слои коры березы, которые легко отделяются, и сдираются со ствола. Бересту можно заготавливать в любое время года, но наиболее прочная и гибкая береста — в начале лета на стволах берез диаметром от 20 см и больше.
Острым ножом на спиленном стволе делают легкий надрез сверху вниз, заботясь о том, чтобы не задеть древесину. Край разреза отгибают и сдирают руками бересту вокруг ствола до другого края того же надреза. Так можно заготовить широкие полосы бересты. Узкие полосы (шириной в 2-3 см), необходимые для плетения корзинок, сдирают со ствола по спирали сверху вниз, стараясь получить как можно более длинные ленты. Заготовленную бересту складывают стопкой и сушат две-три недели в нежарком месте: изделия из просушенной бересты не будут коробиться. Если береста слишком пересохла и ломается, ее смачивают теплой водой.
Для скрепления концов изделия из бересты и лозы применяется столярный, казеиновый или универсальный клей, тонкая проволока, мелкие гвозди и нитки.
Основной инструмент для работы с лозой и берестой — острый нож. Необходимы будут также ножницы с острыми концами (для бересты), шило и киянка.
Объяснение порядка выполнения работы
— Перед плетением необходимо продумать узор, так как он зависит не только от цвета полосок и основного листа, но и от способа плетения.
Из цветной бумаги вырежьте квадрат размером 120 х 120 мм.
Разделите его на 9 равных квадратов со стороной 4 см.
Отрежьте 4 квадрата.
Боковые квадраты согните пополам и сделайте разметку: 5 мм, 1 см, 1 см, 1 см,
5 мм.
Сделайте 4 надреза ножницами по намеченным линиям, не доходя до края 5 мм.
Нарежьте 3 полоски из глянцевой бумаги шириной 1 см и длиной 12,5 см.
Введите полоски в шахматном порядке через одну прорезь.
Края полосок закрепите клеем.
Чтобы кузовок не был пустым, заполните его дарами леса, сделанными из цветной бумаги.

Практическая работа
Повторение правил безопасной
Самостоятельное выполнение работы
Анализ и оценивание работы
Выставка работ
Презентация корзинок
Итог урока
► Работа над пословицами
- Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок.
- Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок — дает приплода мешок.