Урок химии в 9 классе. «_____»______________ 20____ г.
Угольная кислота и ее соли.
Цель. Обобщить знания о свойствах кислот и солей на примере угольной кислоты и ее солей.
Задачи.
Образовательные: рассмотреть свойства угольной кислоты и ее солей; изучить характерные свойства солей угольной кислоты и взаимные переход ы карбонатов и гидрокарбонатов; ознакомить учащихся с жесткостью воды и способами ее устранения.
Развивающие: развитие логического и аналитического мышления, самостоятельности и способности к обобщению; обеспечение системности учения, а так же развитие терминологического мышления; обобщать и систематизировать ранее приобретенные теоретические знания: классификация химических реакций, классификация кислот и солей, ионные уравнения; совершенствовать умение учащихся проводить химический эксперимент и делать выводы по выполненному исследованию; развить навыки самостоятельной работы с элементами исследования;
Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, соблюдение правил техники безопасности
Оборудование и реактивы. Для демонстрации: прибор для получения газов, мел, соляная кислота, известковая вода, пробирка; для лабораторной работы: штатив для пробирок, пробирки 2 шт., лучинка, спички, мел, растворы реактива на карбонат – ион; карбонат натрия.
Ход урока.
Орг. момент.
Повторение изученного материала.
Каковы особенности строения молекул СО и СО2?
Каковы физические свойства кислородных соединений углерода: СО и СО2?
Почему СО называют угарным газом? В чем опасность действия СО на организм человека?
Углекислый газ используют для тушения пожаров. На каком свойстве углекислого газа это основано? Можно ли тушить углекислым газом магний?
С какими из перечисленных твердых веществ и растворов кислот и солей будут реагировать: 1) С; 2) СО2?
А) HCl Б) CaCl2 В) NaNO3 Г) CuO Д) Ba(OH)2 Е) Mg
Изучение новой темы
Составьте уравнение реакции углекислого газа с водой.
Укажите тип записанной реакции:
По числу и составу исходных веществ и продуктов реакции – соединения;
По изменению степеней окисления химических элементов – не ОВР;
По использованию катализатора – не каталитическая;
По обратимости- обратимая.
Дайте характеристику угольной кислоты:
По наличию кислорода – кислородсодержащая;
По основности – двухосновная;
По растворимости в воде – растворимая;
По степени электролитической диссоциации – слабая;
По стабильности – не стабильная
Угольная кислота как двухосновная кислота образует два ряда солей – кислые (гидрокарбонаты) и средние (карбонаты). Составьте формулы следующих солей: гидрокарбонат натрия, карбонат кальция, карбонат аммония, гидрокарбонат бария.
Карбонаты обладают всеми свойствами солей, являются сильными электролитами, полностью диссоциируют на ионы (средние соли). Кроме основных свойств у карбонатов есть свои, особые свойства.
Все карбонаты (кроме карбонатов ЩМ, исключая литий) при нагревании разлагаются на углекислый газ и оксид металла:
MgCO3 →MgO + CO2
(NH4)2CO3→ 2NH3 + H2O +CO2
Ca(HCO3)2→ CaCO3 + CO2 + H2O
Сильные кислоты вытесняют из солей угольной кислоты СО2 (качественная реакция на СО3 2-): Na2CO3 +2HCl → 2NaCl + H2O + CO2
Взаимное превращение карбоната в гидрокарбонат:
А) избыток СО2 в присутствии воды.
CaCO3 + CO2 + H2O→ Ca(HCO3)2
Б) нагревание кислых солей.
Ca(HCO3)2 →CaCO3 + CO2 + H2O
Демонстрация лабораторного опыта. Пропустить углекислый газ через известковую воду. Ca(OH)2 +CO2 →CaCO3 + H2O (помутнение известковой воды). Дальнейшее пропускание СО2 вызывает исчезновение мути. Ca(OH)2 +CO2 (изб.) → Ca(HCO3 )2 Последующее нагревание раствора вызывает новое появление мути , или выделение осадка карбоната кальция.
CO2 CO2 t
Ca(OH)2 CaCO3 Ca(HCO3)2 CaCO3
Жесткость воды и способы ее устранения.
Вода называется жесткой, если она содержит ионы Са2+ и Mg 2+, т.е. растворимые соли в воде.
Жесткость воды
временная постоянная
стр. 176 определите:
Какие соли обуславливают жесткость
Способы устранения.
Временная: кипячение и добавление соды – Na2CO3 или Ca(OH)2
Постоянная: добавление соды и использование катионообменных аппаратов.
Закрепление
Лабораторный опыт «Качественная реакция на карбонат – ион».
Цель. Осуществить качественную реакцию на карбонат – ион.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки 2 шт., лучинка, спички, мел, растворы реактива на карбонат – ион; карбонат натрия.
Выполняя опыты, соблюдайте правила техники безопасности.
Определите ион, который является реактивом на карбонат – ион, используя следующий план:
Укажите анион, который входит в состав угольной кислоты _____________;
Укажите катион, который образует с этим анионом нестойкое соединение, разлагающееся с образованием газа: __________ ;
Сформулируйте вывод: реактивом на анион ________ является ион _______, который входит в состав __________________________ .
Опишите способы распознавания газа, образующегося при проведении качественной реакции на карбонат – ион.
1 – й способ:_________________________________________________________
2 –й способ: _________________________________________________________.
В одну пробирку опустите мел, а в другую пробирку налейте 1-2 мл карбоната натрия. Добавьте в каждую из пробирок по 1-2 мл реактива, который вы определили, выполняя задания в пункте 1. Что наблюдаете? Для обнаружения газообразного продукта реакции используете (более простой), описанный вами в пункте 2.
Составьте отчет, заполнив таблицу.
Что делали? | Что наблюдаете? | Уравнение реакции ( молекулярные и ионные) |
СаСО3 + | | |
Na2CO3 + | | |
Впишите пропущенные слова.
Соли угольной кислоты можно распознать, используя следующую качественную реакцию: при добавлении раствора ___________________ к солям угольной кислоты образуется ______________________________ . который можно распознать , например _____________________________ .
Домашнее задание. §30 упр. 5,6 стр. 178
Лабораторный опыт «Качественная реакция на карбонат – ион».
Цель. Осуществить качественную реакцию на карбонат – ион.
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки 2 шт., лучинка, спички, мел, растворы реактива на карбонат – ион; карбонат натрия.
Выполняя опыты, соблюдайте правила техники безопасности.
Определите ион, который является реактивом на карбонат – ион, используя следующий план:
Укажите анион, который входит в состав угольной кислоты _________________;
Укажите катион, который образует с этим анионом нестойкое соединение, разлагающееся с образованием газа: __________ ;
Сформулируйте вывод: реактивом на анион ________ является ион _______, который входит в состав __________________________ .
Опишите способы распознавания газа, образующегося при проведении качественной реакции на карбонат – ион.
1 – й способ:_____________________________________________________________ .
2 –й способ: _____________________________________________________________ .
В одну пробирку опустите мел, а в другую пробирку налейте 1-2 мл карбоната натрия. Добавьте в каждую из пробирок по 1-2 мл реактива, который вы определили, выполняя задания в пункте 1. Что наблюдаете? Для обнаружения газообразного продукта реакции используете (более простой) , описанный вами в пункте 2.
Составьте отчет, заполнив таблицу.
Что делали? | Что наблюдаете? | Уравнение реакции ( молекулярные и ионные) |
СаСО3 + | | |
Na2CO3 + | | |
Впишите пропущенные слова.
Соли угольной кислоты можно распознать , используя следующую качественную реакцию: при добавлении раствора ___________________ к солям угольной кислоты образуется ______________________________ . который можно распознать , например ________________________________________________________________________ .