6 класс (8 вид Умственная отсталость).
Тема: Работа с бумагой. Правила чтения чертежа. Оригинальная упаковка.
Цель: обучить технологии изготовления упаковки на основе развертки клеевым способом.
Задачи:
- закрепить навыки нанесения разметки развертки упаковки на бумагу или картон по шаблону; навыки работы с ножницами, линейкой, клеем и правил чтения чертежа;
- развивать умение планировать предстоящую деятельность;
- способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости, коммуникативной культуры.
-корректировать недостатки мыслительной и речевой деятельности;
недоразвитие моторных функций.
Оборудование:
для учителя: технологические карты, шаблоны и образцы изделий; таблица по ТБ при работе с ножницами; пословица;
для учащихся: цветной картон и бумага, простой карандаш, ластик, ножницы, линейка, клей ПВА или клей – карандаш, стек, салфетка, подкладка.
План урока:
I этап. .(1мин) /Организационный момент/.
Подготовка рабочего места. Проверка необходимых для урока материалов и инструментов.
II этап. (1мин) /Актуализация/.
Сообщение темы и постановка цели урока.
III этап. (4 мин) /Мотивация/.
(Методы обучения: словесно – наглядный, познавательный, фронтальный опрос, беседа).
IV этап. (10 мин) /Постановка технологической задачи, алгоритма изготовления изделий/.
(Словесно – наглядный, групповой и фронтальный, метод обучения)
Распределение детей по группам.
Предварительная подготовка к практической работе: анализ технологических карт и сборки упаковок; ТБ при работе с инструментами; повторение правил, способов работы инструментами и материалами. Планирование деятельности.
V этап. (20 мин) /Практическая работа. Консультация, помощь и направление учебно-практической деятельностью в группах/.
( Групповой и индивидуальный метод обучения. Метод контроля и самоконтроля.)
Практика самостоятельной работы учащихся над созданием оригинальных упаковок.
- Перед практической работой выполняем пальчиковую гимнастику.
- В середине практической работы физ. минутка.
VIэтап. (6 мин) /Анализ и подведение итогов урока/.
Анализ проделанной работы учащихся.
VII этап.(3 мин).Оценка выполненной работы. Завершение урока.
Ход урока.
I этап. .(1мин) /Организационный момент/.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли у вас готово к сегодняшнему уроку.
/Для приветствия учащиеся встают. Проверяют готовность рабочего места/.
II этап. (1мин) /Актуализация/.
Сообщение темы и постановка цели урока.
Учитель:- Тема нашего урока «Работа с бумагой. Правила чтения чертежа. Оригинальная упаковка».
III этап. (4 мин) /Мотивация/.
(Методы обучения: словесно – наглядный, познавательный, фронтальный опрос, беседа).
Учитель: - Прочитайте с доски пословицу «Хорошая работа сердце веселит».
- Как понимаете смысл этой пословицы?
Ответы учащихся: - Чтобы выполняемая работа нравилась, надо увлечься этим делом и работать с удовольствием. Тогда и результат будет хорошим. У нас все получится.
Учитель: - Надеюсь, что предстоящая работа принесет вам только радость и удовлетворение.
IV этап. (10 мин) /Беседа о видах и назначении упаковок, из каких материалов они изготавливаются. Предварительная подготовка к практической работе: анализ технологических карт и сборки упаковок; ТБ при работе с инструментами; повторение правил, способов работы инструментами и материалами. Планирование деятельности.Постановка технологической задачи, алгоритма изготовления изделий.Распределение детей по группам/.
(Словесно – наглядный, групповой и фронтальный, метод обучения).
Учитель: -А сейчас перейдем непосредственно к теме нашего урока. Посмотрите, перед вами разные упаковки. (Демонстрация образцов). -Как можно использовать такие упаковки?
Ответы детей: - Упаковки можно использовать для упаковки подарков, хранения предметов, пересылки писем.
Учитель: - Да, это вы правильно заметили. С давних времен человечество пользуется упаковки, они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Множество товаров упаковывают в одних случаях для сохранности, в других случаях для привлекательного вида при продаже в торговых сетях. Красиво упакованный товар привлекает внимание покупателей. Есть такая профессия-упаковщик.
К какому виду труда можно отнести работу упаковщика: к интеллектуальному, производительному или обслуживающему труду. Вспомните, мы на прошлом уроке разбирали эти понятия.
Ответ учащихся: - Этот вид деятельности относится к производительному труду.
Учитель: Это правильный ответ. Ответе еще на один вопрос: -Только ли из бумаги и картона изготавливают упаковки.
Ответы детей: ???
Учитель: Бывают упаковки из пластика, дерева, кожи и др. материалов в зависимости от назначения /показать образцы упаковок/.
Учитель: - Сегодня я вам хочу предложить совершенствовать свои умения, навыки и изготовить вот такие упаковки. /Демонстрация упаковок и распределение детей по группам/. Одни из Вас будут работать над изготовлением плоской упаковки (конверт), другие над изготовлением объемной упаковки /Таблицы на доске/.
Учитель: - Прежде чем перейти к этапам изготовления изделий вспомним условные обозначения необходимые нам при чтении чертежа наших упаковок.
Что обозначает каждая из использованных на чертеже линий:
Линия видимого контура-


Линия сгиба-
Выполни сгиб -
1. Рассмотреть чертеж упаковки.
2. На листе картона или бумаги по шаблону с помощью карандаша выполнить чертеж заготовки упаковки и сделать засечки (поставить точки) в местах сгиба.
3. Соединить засечки (точки) с помощью линейки прямыми линиями.
4. Вырезать заготовку ножницами.
5. Выполнить биговку по ранее нанесенным линиям (продавить линии с помощью стека для лучшего сгибания).
6. Согнуть все части упаковки как на образце.
7 . Склеить упаковку. Приклеить ручку.
8. Украсить упаковку декоративным элементом.
1 Вариант./Для слабых детей /
Учитель:- Перед работой обратите внимание на таблицы: «Правила труда» и «Техника безопасности при работе с ножницами».
V этап. (20 мин) /Практическая работа. Консультация, помощь и направление учебно-практической деятельностью в группах/.
( Групповой и индивидуальный метод обучения. Метод контроля и самоконтроля.)
Учитель предлагает подойти к столу учителя и выбрать картон или бумагу определенного цвета для изготовления упаковки и выбрать элементы для украшения упаковки.
- Перед практической работой выполняем пальчиковую гимнастику.
Практика самостоятельной работы учащихся над созданием оригинальной упаковки.
- Физ. минутка в середине практической работы.
VIэтап. (6 мин)
/Анализ и подведение итогов урока/.
Выставка работ учащихся на доске. Анализ проделанной работы учащихся.
VII этап.(3 мин).Самооценка и оценка выполненной работы. Завершение урока.