1.Первичное чтение текста на с. 133-135. 2.Вторичное чтение абзацев с описанием религиозных праздников народов, используя приём «жужжащее чтение» с заданием: -выберите в абзацах и подчеркните карандашом: Н азвания христианских праздников Праздники мусульман - - - - - - - Праздники буддистов - . - . - . - . - . -А теперь заполним правую часть таблицы «религиозные праздники» -В 988 году на Руси на смену язычеству(вера в богов природы) пришла новая вера – христианство. Люди, жившие много лет назад, верили, что придёт на Землю Спаситель и поможет им жить лучше. Сначала люди рассказывали об этом устно, а потом составили книгу Евангелие , что в переводе с греческого означает «добрая весть». В Евангелии говорилось, что отцом Иисуса был всесильный Бог, Создатель Земли и всего, что есть на ней. Решил Бог послать своего сына Иисуса на Землю. В маленьком городе Назарете ( ныне государство Израиль) жила девушка Мария. Она была обручена с Иосифом. Однажды она увидела Архангела Гавриила, который сказал, что Мария по велению Бога родит необыкновенного ребёнка, призванного спасти Мир. Это будет Иисус Христос. (Христос - божий избранник). Так и случилось. Дева Мария родила ребёнка в пещере вблизи города Вифлеема. В честь этого события каждый год верующие христиане 7 января празднуют День рождения Христа – Рождество Христово. Евангелие рассказывает о многих чудесах Христа, о его смерти и чудесном воскресении. Иисус был схвачен, посажен в темницу, потом распят на кресте. Так Иисус принял смерть. Слайд 5. На третий день после распятия Христос воскрес и вознёсся на небо. После этого крест для христиан стал священным знаком, его можно увидеть на куполах церквей, люди носят крестики на шее. Воскресение Христово знаменует праздник Пасху. -Что вам известно о Пасхе? -Ребята по группам получили задания и хотят рассказать о том, что узнали. 1 группа «Пасха». -Слово «Пасха» еврейское. Пасхой называют древний праздник , посвящённый исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово «Пасха» получило новый смысл «прехождение от смерти к жизни». На Руси праздник Пасха празднуется с 10 века. -Что означают по вашему мнению слова – воскресение, Пасха, Иисус? -Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Её определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило- это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. Пасха- это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи . Православные христиане разговляются. -Что значит разговляться? -Разговляться- вкушать скоромную пищу, освящённую в храмах куличи, пасхи, яйца. СЛАЙД 6. -У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо. КУЛИЧ – «праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях. Печётся он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу. Пасха – символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница. Слайд 7. ЗАГАДКА. Красное катается – всему миру чудо оповещает. (пасхальное яйцо). Яйцо - символ жизни. Как из яйца возникает новая жизнь, так и мир родился заново через Воскресение Христово. Слайд 8. -Кто знает почему яйца чаще красят в красный цвет? Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости. На Пасху яйца красят в разные ц вета и дарят со словами «Христос Воскресе!» В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами. В других странах этого нет. -С давних времён к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это- «писанки» и «крашенки». -«Крашенки»- это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей(луковой шелухи, листьев берёзы, дуба, крапивы, еловых шишек). Слайд 9. -«Писанки»- яйца, которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков, узоров, орнаментов. -Спасибо. На партах раздаточный материал для самостоятельной работы. -Давайте и мы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца. ВЫСТАВКА. -Какие игры с пасхальными яйцами вы знаете? Слайд 10. Игра «Пасхальный стол» Задание: каждая группа из предложенных блюд выбирает те, которые обязательно должны присутствовать на пасхальном столе: крашеные яйца, творожная пасха, кулич, мясные блюда, кисель, фрукты, борщ, рыба. овощи, каша. Выступление группы 2. «Масленица». -Самый весёлый праздник русского народа . Длится праздник целую неделю. Масленица- это весёлые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием весеннего обновления природы. Масленицу в народе любили и ласково называли «касаточка», «объедуха»… Масленица – это , прежде всего, обильная и сытная пища. Поэтому нет ничего зазорного, в том , чтобы в это время полакомиться, отведать самых разнообразных блюд и не отказывать себе ни в чём. Блины , непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение : круглые, румяные, горячие, они являли символ солнца, которое всё ярче разгоралось, удлиняя дни. -Молодцы! -Прочитайте самостоятельно текст с.136-137 «Семь дней Масленицы» -Важнейшие праздники мусульман – это Рамадан- байрам(разговение) и Курбан – байрам(жертвоприношение). Главная священная книга ислама- КОРАН. Буквально это слово означает «чтение вслух». В Коране говорится , что Богом, Творцом всего сущего является Аллах. -Что означает слово «ислам»? («покорность» законам Аллаха, подчинение его приказам и запретам). Аллах всё видит и всё слышит. -Как называют приверженцев ислама? -Какие два великих праздника определил Аллах для мусульман? -праздник разговения наступает после священного месяца Рамадан, когда мусульмане соблюдают строгий пост на протяжении всего дня в светлое время суток. -Что ещё вы узнали об этом празднике из учебника? СЛАЙД 11. -А теперь . я вам расскажу о происхождении праздника жертвоприношения. В давние времена человек по имени Ибрахим пообещал Богу принести в жертву своего сына Исмаила. Это была дорогая жертва. За эту преданность Аллах вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком. Мусульмане специально для принесения жертвы откармливают выбранное животное. Его владелец не скупится на угощение, обязательно накормит бедных и голодных. -О каком любимом празднике буддистов вы прочитали? -В дни Нового года совершается обряд запуска «коней ветра удачи». СЛАЙД 12. Конь ветра удачи – это символ , показывающий состояние благополучия человека. Изображение «коня ветра удачи» , освящённое в храме, привязывают к дереву или помещают на крыше дома так, чтобы оно обязательно развевалось на ветру. Это мощная защита от несчастий и болезней, привлекает внимание и призывает на помощь божеств. – Что необычного в традициях и обычаях других народов вас удивило? – О чём вы никогда не знали? – Назовите правила, которые надо соблюдать, чтобы жить в мире. (Уважать соседей, даже если они не похожи на нас.) – Одинаковые ли правила были у народов в древности? Почему? – Что же составляет культурное богатство всей России? – Как, на ваш взгляд, должны относиться друг к другу люди разных культур? Работа в группах. Учитель предлагает разделиться на три группы, чтобы каждая группа сделала выводы по проблеме урока. 1 группа: О каких государственных и светских праздниках вы знаете? Назовите их как можно больше. 2 группа: Назовите важнейшие праздники христиан, мусульман, и буддистов. 3 группа: Какое событие легло в основу праздника Пасхи? Как издавна отмечали этот праздник наши предки? После обсуждения представители каждой группы предлагают найденный вариант решения проблемы. |