КОУ РК «Элистинская коррекционная школа - интернат»
г. Элиста – 2015г
Посвящается 575-летию калмыцкого героического эпоса «Джангар»…
Открытый урок развития речи в 8 классе ««Джангар» -богатство калмыцкого народа»
Учитель калмыцкого языка:
Джоникова Александра Очировна
«Джангар» - героический эпос калмыцкого народа
Цели: расширение знаний учащихся в области калмыцкого фольклора и эпоса «Джангар», формирование интереса к калмыцкому языку; формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного опыта, интереса к истории Калмыкии.
Задачи:
образовательные: познакомить с историей создания эпоса, историей и развития Малой Родины;
коррекционно-развивающие: развитие речи, логического мышления и пополнение словаря; развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять теоретические, практические умения и навыки; развивать творческие способности;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как честность, взаимопомощь; воспитание любви к Родине, к родному краю, гражданственности и патриотизма.
Ход урока:
Введение.(история создания эпоса)
1.Калмыки обладают огромной сокровищницей устного народного творчества. Народ бережно хранит и любит мудрое искусство своих сказок, былин, песен и легенд. Но самым любимым произведением калмыков является героический эпос «Джангар».
В песнях «Джангариады»немало сказочного, герои ее – личности не исторические, и вместе с тем в «Джангариаде»,как в зеркале, отражаются надежды и чаяния калмыцкого народа, его многовековая борьба за свое национальное существование. На протяжении многих веков боролись калмыки за свою государственную независимость с преемниками Чингис-хана. Но только в 1440 году, предводительствуемый ханом Эсеном, калмыцкий народ собрал достаточно сил, чтобы разгромить своих извечных угнетателей. Этот период был ознаменован небывалым подъемом национального самосознания.
В этом году наша республика Калмыкия отмечает 575 –летие героического эпоса «Джангар». В рамках празднования проходят спортивные соревнования, конкурсы джангарчей –сказителей, рисунков, конные скачки и.т.д. В фойе нашей школы, классах выпущены стенды, проходят беседы, классные часы, экскурсии к памятнику сказителя ЭэлянОвла. Наш урок «Җаңһр-хальмг улсин зөөр»- урок развития речи тоже посвящается к этой знаменательной дате.
2.«Джангар» является самым ярким литературным памятником калмыцкого народа, состоящий из 12 песен. Содержанием этих песен служит прославление цветущей страны Бумбы и ее богатыря, защитника, главы ДЖАНГАРА. Страна Бумба - это страна вечной молодости и бессмертия. Жители ее живут в довольстве и славят сладостное бытие:
(ученик наизусть читает на родном языке)
Yкл уга мөңкин орта,
Yрглҗд хөрн тавн насни дүрәр бәәдг,
Yвл уга хаврин кевәр,
Зун уга намрар,
Даарх киитн угаһар,
Халх халун угаһар,
Сер-сер гисн салькта,
Бүр-бүр гисн хурта,
Бумбин орн болна.
3.Защита страны Бумбы, единение и благополучие народа - основная идея эпоса. По мнению Героя Гражданской войны О.И. Городовикова,«Служение народу – цель героев «Джангариады», ненависть к врагам народа – их украшение».
Этой идеей дышит каждая строка эпоса, но особенно ярко выражена в замечательной присяге богатырей , которая известна каждому калмыку:
(Ученики хором произносят клятву богатырей)
Җил- насн хойран
Җидин үзүрт өлгий!
Җилв - бах хойран
Һанцхн Җаңһртан өгий!
Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим.
Груди свои обнажим и вынем сердца
И за народ отдадим свою кровь до конца.
Верными Джангару едиными будем вовек
И на земле будем жить,как один человек.
4.Все песни эпоса изображают отдельные эпизоды военной борьбы Джангара и его богатырей с иноземными врагами Бумбы. Следует отметить, что все войны , ведущиеся за честь и свободу страны от посягательства чужеземных поработителей. Если сравнивать с русской былиной, в калмыцком эпосе богатыри также наделены какой – нибудь главной, только ему пресущей чертой. В Джангаре 12 песен, по числу основных героев поэмы.
Главным героем эпоса является Джангар - нойон (князь) страны Бумбы. Имя Джангар, согласно эпосу, означает – сирота, родившийся в мифическое «начальное» время.
Рассказывают о Джангаре так:
(Ученик читает наизусть)
Был повелитель истинный он.
Желтых четыре истины он
Соединил в своих руках.
Держава была нерушима его.
Слава неудержимо его
Гремела на просторной земле.
В возрасте одного года Джангар ведет борьбу с различными чудовищами (мангасами), 5-ти лет он попадает в плен к хану Шикширги, который хочет погубить Джангара. Но все заканчивается благополучно. В семилетнем возрасте Джангар женится на красавице Шавдал, дочери властителя юго – восточного края. Государем Джангара провозглашает Хонгор, когда они вместе спасались в горной пещере от четырех ханов, разоривших царство отца Джангара.Джангар совмещает отдельные черты героя и вселенского государя. Власть его признают 40 ханов. В его дружину входят 12 богатырей.
(Описание богатырей- про каждого богатыря читают ученики)
а)Барун бийинь ахлҗ суудгнь
Иргсн йирн йисн җилә юмиг
Əәлдҗ келдг,
Ирәд уга йирн йисн җилә юмиг
Тааҗ меддг
Баин Күнкән Алтн Чееҗ
Сказывают, был главой
Над правой стороной
Джангаровых богатырей
Баин Кюнкян Алтн Чееджи
Богатырь безо всякой лжи
Рассказывающий дела
На сто без году грядущих лет.
Он разрешает мирские дела,
Он разрешает святые дела
Своей обетованной страны
Своей сорокоханной страны.
б)В многочисленных песнях, посвященных военным походам Джангара и его богатырей против различных демонических сил, чаще всего воспеваются подвиги Хонгора.
Зүнбийиньахлҗсуудгнь
Арслңгин Арг Улан Хонгр
Эврә чидл –зөргәрн
Эн цугтаһаснь давна
Хонгор - первый богатырь в государстве, горячий патриот, любимец Джангара и калмыцкого народа, сочетавший в себе «все девяносто девять человеческих достоинств». Его друг Гюзян Гюмбе говорит о нем:
Предан он родине: сила в этом его,
Надо прислушаться к советам его.
Так, в 5-ой песне «О поединке Хонгора, Алого Льва, со страшным Догшон Мангна – ханом, владеющим чалым конем Манзаном», описываются подвиги богатыря Хонгора. Он один вступает в борьбу против вероломного Догшон Мангна – хана, намеревавшегося покорить и уничтожить Бумбайскую страну, в угоду своему наследнику, с детства ненавидевшему Бумбу и мечтавшему об ее уничтожении. Хонгор – живое олицетворение калмыцкого народа. Герой наделен лучшими чертами своей нации: мужеством, ловкостью, силой, душевной чистотой. Прекрасно характеризуют Хонгора следующие строки:
Он забывает в сраженьях слово «назад»
И повторяет в сраженьях слово «вперед»!
в)Күнд һарта Савр болхла, чаңһ – чиирг болсн деерәнэв –арһта.
Справа от АлтанаЧееджи
Савар тяжелорукий сидел
Среди людей великаном он был,
Соколом неустанным он был.
Закаленная в пламени сеч,
Не сходила с могучих плеч.
Острая секира длиной
В восемьдесят и одну сажень.
г)Догшн Хар Санл – йирн йисн эрдм төгсәсн деерән һо һольшг болсар элчин эрдмтә баатр.
На левой рассказывают стороне
Третье место занимал
Темноволосый Строгий Санал.
О нем говорится, что «по уму не уступает мудрецу АлтанЧееджи, как Савартяжелорукий- владеет секирой, как лев из львов Алый Хонгор – благороден, храбр, благовоспитан, как Мингиян –красавец вселенной, «99 человеческих доблестей воплотил он».
д)Гүзән Гүмб өвгн- шорч болсн деерән шатасн далар белг бәрдг эрдмтә баатр.
Он славился силой великой своей
Черной, холодной пикой своей
Слоноподобным своим конем
Словно ночь, вороным конем.
е)Орчлнгин Сәәхн Мингиян- дууч болсн деерән көгҗмч.
Музыкант и первый красавец вселенной-выделяется среди своих соратников обходительностью.
Е)Ке Җилһн келмрчәрн цуһараһаснь һатлу эрдмтә, ухарльг күн.
Ке Джилган- златоуст, украшавший пиры, красноречивейший воин, с которым никто не состязался в искусстве словесной игры.
В «Джангариаде» есть песнь о трех мальчуганах: О Хошун Улане, Хара Джилгане, об Аля Шонхоре, спасших свою родину от иноземного ига.
Калмыцкий эпос привлекал внимание исследователей русского фольклора, и они находили много общего у «Джангара» с русским богатырским эпосом – былинами.Герои наделены физической силой, отвагой, храбростью и умом.Они трудолюбивы, высоконравственны.Богатырь мужественно переносит все трудности , преодолевает любые препятствия и побеждает противника, ибо оправдать свое воинское звание- это долг, а представить целую страну и достойно выполнить задание –честь.
5.Возникнув в глубокой древности «Джангар» сохранился благодаря феноменальной памяти и поэтическому таланту народных сказителей, эпических певцов –джангарчи. Большую часть песен было записано со слов сказителя ЭэлянОвла, памятник которого расположен в парке «Дружба». Песни джангарчи исполнял сидя на коленях, что подчеркивало высшую степень почитания героев, подвиги которых он воспевал с вдохновением. Богатая лексика, величавый стиль повествования характерен для многих знаменитых джангарчи: ШавалинДава, БаснгаМуковун и др.Одни поют эпос в сопровождении домбры, другие сказывают. Предлагаю вашему вниманию отрывок из «Джангара» исполняет Владимир Каруев, который применяет как классическую манеру, так и речитатив. Также вы услышите горловое пение.
(Владимир Каруев отрывок из «Джангара»)
Вывод (учащиеся читают стихи)
6.Җаңһр – келнәсувсн
Алдр мана Җаңһр
Алтрҗ мөңк герлтнә.
Экләд умшсн цагт
Эзлҗ уха дүүргнә.
Баатр Җаңһрин боңгуд
Баһчудт үлгүр болна.
Төрскән яһҗ дурлхиг
Тедн лавта медүлнә.
Харалта җилмүдин кемд
ХәәртәҖаңһрм дөңнлә.
Харһнад түрҗәсн цагт
Хальмгудт аршан болла.
Киитнт амин йоралас
Күчләд әмтиг һарһла.
Күнд һашута зовлңгас
Келн улсиг гетлглә.
«Җаңһр» – мана үндсн.
«Җаңһр»-мана сувсн.
«Җаңһр»-хальмгин сүмсн.
«Җаңһр»-әмтнә сәкүсн.
7.Оценки за урок.
8. Дом.задание .Нарисовать богатырей Джангара
Дети хором поют песню «Оньдин, хальмгуд, уралан!»