СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Развитие речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь детей со сложным дефектом развития исключительно скудна и дефектна. Их собственные высказывания отличаются крайней бедностью, поэтому необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.

  Дети должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате, в спальне и т.д. Чтобы ускорить развитие речи плохо говорящих детей, необходимо заставлять их повторять слова учителя. Занятия по развитию речи хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов.

  Каждый урок по развитию речи должен быть посвящён одной какой-нибудь теме. Взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке должно быть ограниченно.

  Нужно учить детей оформлять свои желания словесно, для чего ввести разучивание фраз-приказаний и фраз-просьб и их выполнение.

  Занятия по развитию речи должны способствовать осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках и экскурсиях. 

  Практические работы помогают закреплению определённых умений и навыков. Для развития различных органов чувств полезно лепкой из глины или пластилина, изображать предметы в виде рисунков и аппликаций. Большую помощь в изучении материала окажут различные наглядные пособия, показ кино, диафильмов, видеофильмов.

  Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают речь, память, внимание, наблюдательность, логическое мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у детей интерес. Стимулируют к деятельности. Эти уроки способствуют развитию коррекции личности школьника и необходимы в жизни.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Развитие речи"»

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Учитель: Афанасьева Т.Н.


Тема: Овощи. Картофель. Морковь. Сравнение их по цвету, форме, вкусу.

Цель: - научить детей сравнивать овощи по цвету, форме;

- воспитывать эмоциональную адекватность поведения;

-расширять словарь и работу над фразой;

-корректировать дефекты речи;

- обучать использованию средств альтернативной коммуникации.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей, картина «Уборка урожая», символический план для описания предмета (цветные полоски, геометрические фигуры для обозначения цвета, формы и т.д.), трафареты с изображением овощей, музыкальное оформление.


Ход урока.


1. Организационный момент.

Упражнение на развитие речи и словарного запаса «Что съел зайка?». Детям предлагаются для рассмотрения карточки, на которых изображены овощи: картофель, морковь.

- В наш огород забрел зайка (мягкая игрушка). Он голоден, но, увидев столько овощей, растерялся: «Какой выбрать?». Подскажите зайке, что любит зайка?

- Внимательно посмотрите и запомните эти овощи. (Происходит замена карточек на новые, где отсутствует морковь).

- Что же выбрал зайка? (Морковь)

Аналогичное действие происходит с картофелем.

Безречевые дети: собирают разрезные картинки из 4-х элементов (овощи, которые съел зайка).


2. Актуализация опорных знаний по теме:

Обобщающая беседа на основе имеющихся у детей знаний:

- Выявление знаний об овощах.

Вопросы и задания:

- Какие предметы лежат на парте? Перечислите.

- Как назвать эти предметы одним словом? Повторите хором.

- Какие вы еще знаете овощи? Назовите.

- Какие овощи нарисованы на картинках? Перечислите.

- Беседа о выращивании и сборе овощей. Рассматривание картины «Уборка урожая».

Вопросы:

- Где выращивают овощи?

- Когда собирают овощи?

Безречевые дети: отвечают на вопросы с помощью наглядности.


3. Сообщение новых знаний.

Вопросы и задания:

Рассмотреть первую карточку.

- Какие цвета на ней обозначены? Назовите. Повторим хором (на карточке обозначены все цвета овощей, предложенных на уроке для рассматривания).

Рассмотреть овощи у каждого на парте.

- Какого они цвета? (все учащиеся по порядку строят предложения: «У меня морковь. Она оранжевая. У меня огурец. Он зеленый. И т.д.)

Назвать признак, который отмечается у овощей по первой карточке.

Рассмотреть вторую карточку.

- Какие это фигуры? (круг, овал, треугольник)

Определить какой формы овощи на парте.

- На какую фигуру похожи?

Назвать признак, который отмечается у овощей по второй карточке.

Игра «Угадай по форме»:

Овощи складываются в мешочек, дети по порядку ощупывают один из овощей, потом, не доставая его, называют форму и сам предмет.


4. Физкультминутка (чтение стихотворения сопровождается действиями)

Мы сами сажали весной огород,

Мы сами пололи…

И вот-

Расселся-разлегся

В большущей корзине

И красный,

И желтый,

Зеленый

И синий,

Здоровый такой

Разноцветный народ.

О каких овощах говорится в стихотворении?


5. На альбомном листе с помощью трафареток нарисовать несколько овощей (у всех разный набор) и раскрасить.


6. Пальчиковая игра «Капуста».


7. Итог.


Аргументированная оценка учителем работы класса.




Учитель: Афанасьева Т.Н.