СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся 3 класса знакомятся со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса.

Просмотр содержимого документа
«Урок 3 класс Удвоенная согласная»

Реализация ФГОС на уроках русского языка в 3 классе

Автор: Чепкасова Елена Михайловна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 4

г. Чайковский Пермского края


3 КЛАСС

(УМК Перспективная начальная школа)

Русский язык

Тема «Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова»


Цель: создание условий для открытия нового знания, связанного с правилом написания удвоенной буквы согласного на границе частей слова; организовать деятельность учащихся, направленную на формирование регулятивных УУД ( рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности).


Задачи:

1. обучающие: познакомить со словами, в которых появляется удвоенная согласная буква на стыке корня и суффикса; научить выполнять четкий разбор слова по составу для сознательного воспроизведения удвоенной согласной на стыке; на примере словообразовательного анализа слов с основой на и с суффиксом -НИК- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н;

2. развивающие: развивать в учащихся такие мыслительные операции как аналогия, логическое мышление, ассоциация, умение классифицировать и анализировать ситуацию; продолжить работу над развитием выразительной осознанной речи;

3. воспитательные: воспитывать в детях чувство удовлетворения от собственной деятельности.



Тип урока: урок открытия нового знания.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер учителя, мультимедийное оборудование, экран,






Этапы урока

Использование ЦОРов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивирова-ние к учебной деятельности (1-2 мин.)

Цель: мотивировать учащихся посредством создания условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность



Рубрика «Это интересно».

- Одному профессору на лекции о будущих космических путешествиях подали записку с вопросом: «Что должен взять с собой космонавт, готовясь к многолетнему полету на Венеру?»

Профессор ответил: «Прежде всего, школьную тетрадь с пятеркой по русскому языку».

- Вы поняли, почему?

- Что же надо делать этому человеку?







- Видно у автора письма были проблемы с орфографией.

-И ему, и нам надо изучать русский язык, узнавать новые орфограммы, …)


Личностные: действие смыслообразования.


2. Актуализация и фиксирование индивидуально-го затруднения в пробном учеб-ном действии (4-5 мин.)

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать самостоятельное выполнение пробного действия и фиксацию затруднения в выполнении пробного действия.


СЛАЙД №1

Фото времен года




























СЛАЙД № 2

Алгоритм разбора слова по составу.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите?

- Назовите зимние (весенние, летние, осенние) признаки.

Демонстрирует через экран слова: зимние, весенние, летние, осенние.

- Какой частью речи являются эти слова?

- Посовещайтесь в парах на какие группы можно разделить эти слова?

- Как вы думаете, по какому признаку можно это сделать?

Если дети не выделяют группы по количеству букв Н, то напомнить им, что мы на уроке русского языка.

- Запишите их в два столбика в тетрадь.

Учитель открывает доску, на которой на листах напечатаны данные слова (слова расположены в два столбика).

- Рассмотрите слова. Как вы думаете, почему слова первого столбика написаны с одной буквой –Н, а второго – с двумя –НН?

-Что необходимо сделать с этими словами, чтобы понять, почему в них пишется разное количество букв Н?

-Что необходимо помнить при разборе слова по составу?

-Давайте вспомним алгоритм разбора слова по составу.

Демонстрирует алгоритм разбора на экране.

-Разберите, пожалуйста, самостоятельно эти слова по составу.

Четверым детям раздает листы со словами для разбора на местах.

- Сравните свой вариант разбора с соседом по парте.

На доску вывесить листы с разобранными словами, провести проверку и сравнительный анализ с работами в тетрадях.

- Оцените на полях правильность выполнения своей работы.

- Фото разных времен года (зимы, весны, лета и осени).

Дети отвечают.





- Имена прилагательные.

Работа в парах.

Ответы детей.



- В первую группу – слова с одной буквой –Н, а во вторую – с двумя буквами –НН.

Дети записывают слова в тетрадь в два столбика.




Дети отвечают.




-Разобрать слова по составу.



-Алгоритм разбора.


Проговаривают алгоритм разбора слова по составу во внешней речи.


Самостоятельно проводят разбор слов.





Проводят сравнительный анализ своей работы с работой на листах.

Проводят самооценку.

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения; построение логической цепи рассуждения.

Регулятивные: планирование учебной деятельности.

Коммуникативные: управление поведением партнера; учет разных мнений; формирование аргументации своего мнения в позиции коммуникации.

3. Выявление места и причины затруднения (3-4 мин.)

Здесь нужно восстановить выполняемые операции, тем самым выявить и зафиксировать во внешней речи причины затруднения, которые возникли при выполнении задания, и это не дает нам возможность решить исходную задачу



- В чем вы испытали самую большую трудность?

Если дети не испытали трудностей, то создать «искусственное» затруднение.

- Почему в словах осенний и весенний пишется удвоенная буква Н? Выскажите свои предположения.

- Я в тетради одного ученика увидела такой разбор слова, и он говорит, что о правильно сделал.

осений (демонстрирует слово, напечатанное на листе)

- Согласны вы с этим учеником?

- Как доказать, что в слове осенний должна писаться удвоенная буква Н?

- На что мы должны опираться при написании этого слова?

- Посмотрите на слова летний и зимний. От каких слов они образовались?

-А с помощью чего они образовались?

-А как же происходит образование слова осенний?


Ответы детей.





Ответы детей.







- Нет.



- На его состав и происхождение.

- Лето и зима.


- С помощью суффикса -н-.

- Это тоже имя прилагательное, поэтому тоже с помощью суффикса –н-.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль.




Познавательные: постановка и формулировка проблемы.



Коммуникативные: учет разных мнений; формирование аргументации своего мнения в позиции коммуникации

4. Построение проекта выхода из затруднения (4-6 мин.)

На этом этапе ученики ставят цель проекта, уточняют и согласовывают тему, определяют средства (алгоритмы, опоры, справочники), формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.








СЛАЙД №3

Картинка стыка





СЛАЙД № 4

Тема урока

- Как же получилось, что в слове осенний удвоенная буква Н?

- Как вы думаете, это орфограмма?


- Итак, какую цель мы ставим сегодня перед собой на уроке?

На доске зафиксировать вопрос ?


- Сформулируйте название данной орфограммы?

Если дети затрудняются, учитель помогает:

- Как называется место, где соединяются, сходятся 2 конца чего-нибудь?

Демонстрация на экране

-Название этой орфограммы мы можем найти на первом форзаце нашего учебника. Прочитайте, как она называется.

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Демонстрация темы урока на экране.










-К основе осень- + суффикс -н-

- Есть опасное место при письме, значит орфограмма.

-Узнать, почему одни слова пишутся с одной буквой –Н, а другие с двумя буквами –НН.


Мнения учеников


- ГРАНИЦА или СТЫК!



- Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса


Личностные: самоопределение.

Регулятивные: выбор способа действия.

Познавательные: знаково-символическое регулирование; выбор наиболее эффективных способов решения поставленной задачи.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск и выделение необходимой информации;

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

5. Реализация построенного проекта (6-8 мин.)

Здесь нужно организовать реализацию построенного проекта, фиксацию нового способа действия в речи, в знаках (с помощью эталона)





СЛАЙД № 5

Алгоритм разбора слова по составу

- Как думаете, в русском языке много таких слов?

-Кто-то может уже сам подобрать такие слова?

- Что же нужно хорошо уметь делать, чтобы не ошибиться в правописании удвоенных согласных на стыке корня и суффикса?

- Кто скажет, какие слова стали ключевыми сегодня при изучении новой темы?

Демонстрирует алгоритм разбора слова по составу с выделением слов корень и суффикс.

Отвечают.


Приводят примеры слов.

- Различать части слова.





- Корень и суффикс.


Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные:

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин.)

Главное на этом этапе – проговаривание во внешней речи: фронтально, в парах.



-Давайте будем учиться применять новые знания при выполнении упражнений. Выполним упражнение 97 на с. 87 в Тетради на печатной основе.

Учитель пишет под комментирование учащихся на доске.

(Цель этого упражнения - на примере словообразовательного анализа слов с основой на -Н и с суффиксом -НИК- дать понять учащимся, почему в них пишется удвоенная буква Н).










- Поработайте в парах и объясните друг другу, почему во всех этих словах пишется удвоенная буква Н и попробуйте вместе сформулировать вывод.

- Кто нам озвучит вывод вслух?








Читают задание упражнения.

Фронтальная работа в тетрадях с коммен-тированием

Из ПТ дети выписывают слова: именинник, осинник, рябинник, малинник, объясняют значения слов, разбирают по составу и показывают как они образованы: именинник; именин/ы именин/+ -ник-+ = именинник; осинник; осин/а осин/ + -ник- + = осинник; рябинник; рябин/а рябин/ + -ник- + = рябинник; малинник; малин/а малин/ + -ник- + = малинник.


Работа в парах.


ВЫВОД: У всех этих слов корень оканчивается на букву Н, суффикс начинается на букву Н. Поэтому в этих словах на границе (стыке) корня и суффикса пишется две буквы Н.

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Регулятивные: обучение действию контроля.

7. Самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин.)

Организовать самостоятельное выполнение типовых заданий на новый способ действий. И по результатам организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действий















СЛАЙД № 6

Эталон выполнения задания

- А теперь я предлагаю вам поработать с Обратным словарем. На стр. 170-171 найдите слова на –ник. Прочитайте и назовите те их них, с которыми мы сегодня еще не работали.

- Объясните значение данных слов.





- Далее самостоятельно покажите как образовались следующие слова: 1вариант – конник, сторонник; 2 вариант – сонник, обезьянник.

-Кто готов, проверьте правильность выполнения, опираясь на эталон на экране, и оцените свою работу.

- У кого получилось все так же как на эталоне?

- Кто сделал ошибки?

Обращается к конкретному ребенку.

- Какая была допущена ошибка?

- Почему ты допустил такую ошибку?

-Ребята, те кто выполнил все правильно, почему у вас не было ошибок?

Открывают тетради.

- Конник, сторонник, сонник, обезьянник.


- Конник - всадник на коне; сторонник - человек на чьей-либо стороне; сонник - книга о значениях снов; обезьянник - место, где содержат обезьян.


Работают самостоятельно.


Самопроверка и самооценка выполненной работы.







-Были внимательны, работали по алгоритму.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2-3 мин.)

Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке и оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.








СЛАЙД № 7

Фразы для рефлексии


СЛАЙД № 8

Спасибо за работу на уроке!

- Итак, пришло время подвести итоги. Какую цель мы ставили перед собой сегодня?


- Удалось нам достигнуть поставленной цели?

- Кто помог нам в этом разобраться?

-Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Что было труднее всего?

-Над чем еще надо поработать?

- С какой новой орфограммой познакомились?


- И в заключение попробуйте высказаться одним предложением о том, что узнали, и о том, как работали.






ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: с. 130, упр. 123.

-Научиться писать слова с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса.






- Написание удвоенной буквы согласного на стыке корня и суффикса



- Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного слайда на экране:

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Я попробую…


Познавательные:

общенаучные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли; формулирование и аргументация своего мнения.

Регулятивные: оценка и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование; самооценка на основе критерия успешности.

Личностные: эмпатия; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.


Просмотр содержимого презентации
«Удвоенная согласная »

ВЕСЕННИЕ ЗИМНИЕ ЛЕТНИЕ ОСЕННИЕ

ВЕСЕННИЕ

ЗИМНИЕ

ЛЕТНИЕ

ОСЕННИЕ

ПОРЯДОК РАЗБОРА СЛОВА ПО СОСТАВУ ПОРЯДОК РАЗБОРА ЧАСТИ СЛОВА Что делаю? ПРИСТАВКА  КОРЕНЬ ПОДБИРАЮ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА  СУФФИКС   ОКОНЧАНИЕ с приставками и без приставок, с суффиксами и без суффиксов ИЗМЕНЯЮ ФОРМУ СЛОВА с приставками и без приставок   с суффиксами и без суффиксов  1 2 3 4

ПОРЯДОК РАЗБОРА СЛОВА ПО СОСТАВУ

ПОРЯДОК РАЗБОРА

ЧАСТИ СЛОВА

Что делаю?

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

ПОДБИРАЮ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

с приставками и без приставок, с суффиксами и без суффиксов

ИЗМЕНЯЮ ФОРМУ СЛОВА

с приставками и без приставок

с суффиксами и без суффиксов

1

2

3

4

Место, где соединяются, сходятся два конца чего-нибудь - граница или стык

Место, где соединяются, сходятся два конца чего-нибудь - граница или стык

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова

Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова

ПОРЯДОК РАЗБОРА СЛОВА ПО СОСТАВУ ПОРЯДОК РАЗБОРА ЧАСТИ СЛОВА ПРИСТАВКА Что делаю?  КОРЕНЬ ПОДБИРАЮ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА  СУФФИКС   ОКОНЧАНИЕ с приставками и без приставок, с суффиксами и без суффиксов с приставками и без приставок ИЗМЕНЯЮ ФОРМУ СЛОВА   с суффиксами и без суффиксов  1 4 3 2 КОРЕНЬ СУФФИКС

ПОРЯДОК РАЗБОРА СЛОВА ПО СОСТАВУ

ПОРЯДОК РАЗБОРА

ЧАСТИ СЛОВА

ПРИСТАВКА

Что делаю?

КОРЕНЬ

ПОДБИРАЮ ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА

СУФФИКС

ОКОНЧАНИЕ

с приставками и без приставок, с суффиксами и без суффиксов

с приставками и без приставок

ИЗМЕНЯЮ ФОРМУ СЛОВА

с суффиксами и без суффиксов

1

4

3

2

КОРЕНЬ

СУФФИКС

Конник; конь/ конь/; конь/+ -ник- + = конник Сторонник; сторон/ а сторон/; сторон/ + -ник- + = сторонник Сонник; сон/ сон/; сон/ + -ник- + = сонник Обезьянник; обезьян/ а обезьян/; обезьян/ + -ник- + = обезьянник

Конник; конь/ конь/; конь/+ -ник- + = конник

Сторонник; сторон/ а сторон/; сторон/ +

-ник- + = сторонник

Сонник; сон/ сон/; сон/ + -ник- + = сонник

Обезьянник; обезьян/ а обезьян/; обезьян/ + -ник- + = обезьянник

Было интересно…  Было трудно…  Я научился…  Я попробую…

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

Я попробую…

Спасибо за работу на уроке!

Спасибо за работу на уроке!