Экспрессионизм
Prezentacii.com
Экспрессионизм ( от фр. expression – выразительность
- Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура.
-
- Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм.
- Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций.
1910
1920
1930
Сравните способ изображения
Ernst Ludwig Kirchner Two Women in the Street 1914
J.A.D. Ingres (1780-1867) “Madam de Senonnes portretas, 1814-16.
2
2
Экспрессионизм
Художественные приемы -
- отказ от иллюзорного пространства
- Стремление к плоскостной трактовке предметов
- Деформация предметов
- Любовь к резким красочным диссонансам
- Особый колорит, заключающий в себе апокалиптический драматизм.
2
2
Предшественники экспрессионизма
ЭДВАРД МУНК. АВТОПОРТРЕТ
- Венсент Ван Гог - голландец, развивший свою особую художественную манеру на почве французской школы, постимпрессионист
- Джеймс Энсор – бельгийский художник – символист
- Эдвард Мунк – норвежский художник – символист, чье творчество некоторые исследователи склонны относить к экспрессионистскому течению
2
2
Художественный язык был обусловлен установкой на своеобразную интуитивную “варварскую” непосредственность: тяжелые массы пастозных мазков, положенные на крупнозернистые холсты в черных рамах. В картинах выражено предчувствие какого-то ужаса через деформацию предметов, природных форм, как бы разрушается и дискредитируется все, что казалось незыблемым. Художники обращаются к литературным темам, иллюстрируют романы Ф.М. Достоевского. ( Э.Хеккель “Двое мужчин за столом", 1912г. Литературная подоснова: “Идиот”, сцена первого визита князя Мышкина в дом Рогожина.)
ЭРИХ ХЕККЕЛЬ . ДЕВОЧКА С КУКЛОЙ
2
2
В экспрессионизме выделяют два периода:
до первой мировой войны и после.
- Первый или ранний период. К первому периоду относят творчество немецких художников Пауля Клее, Альфреда Кубина и Оскара Кокошки, объединений “Мост”, “Синий всадник”.
- Второй период: экспрессионизм периода первой мировой войны и в послевоенные годы.
ОТТО ДИКС . ПОРТРЕТ СИЛЬВИИ ФОН ХАРДЕН . 1926
ПАУЛЬ КЛЕЕ . ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРАБЛЕЙ .1917
2
2
ОТТО ДИКС . ПОРТРЕТ СИЛЬВИИ ФОН ХАРДЕН . 1926
ПАУЛЬ КЛЕЕ . ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРАБЛЕЙ .1917
2
2
“ Мост” (1905-1912гг.).
Основатели – студенты архитектурного факультета города Дрездена:
- Эрнст Людвиг Кирхнер
- Фриц Блейль
- Эрих Хеккель
- Карл Шмидт-Ротлуфф
Они сознательно противопоставляли себя реализму, импрессионизму и стилю “модерн” (югендстиль). Первая выставка “Моста” состоялась в 1906 году в Дрездене, в магазине ламп, но вопреки обилию вокруг осветительных приборов оказалась замеченной. Скандал разгорелся через шесть лет на большой выставке “Моста” в Кельне, когда новое течение отвергли и академические художники и импрессионисты.
Впоследствии к ним присоединились
Эмиль Нольде
Макс Пехштейн, швейцарец Куно Амье
финн Аксель Галлен – Калола и другие.
2
2
МАКС ПЕХШТЕЙН . ГОЛОВА БОРОДАТОГО РЫБАКА
МАКС ПЕХШТЕЙН . КРИТИК
2
в 1909 году В.Кандинским и А.Явленским было основано “Новое художественное объединение” в противовес отказавшемуся принимать произведения “авангардистских” художников “Мюнхенскому Сецессиону”. Вскоре В.Кандинский и Франц Марк основали альмонах “Синий всадник”. В одном из интервью 1930 года Кандинский рассказал навязчивому журналисту, почему возникло такое название: оба основателя любили синий цвет, кроме того, Марк любил лошадей, а Кандинский всадников. В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф.Марка, А. Макке и др., которая положила начало объединению “Синий всадник”. Для “Синего всадника”, в противоположность объединению “Мост”, было характерно тяготение к абстрактному искусству, к отказу от передачи видимого окружающего мира. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая трансцендентную сущность вещей.
“ Синий всадник”
2
2
Эрнст Кирхнер . Две девушки
2
2
ОСКАР КОКОШКА . АВТОПОРТРЕТ . 1918–1919. Коллекция Рудольфа Леопольда, Вена.
2
2
ЭРИХ ХЕККЕЛЬ . ДЕВОЧКА С КУКЛОЙ
2
2
Скульптура экспрессионизма
Скульпторы Эрнст Барлах, тяготевший к реалистичной манере и Вильгельм Лембрук, создававший пластические образы “надломленной, как бы смертельно раненой грации” (А. Тихомирова), в которых были преувеличенно удлинены пропорции.
2
2
ФРАНЦ МАРК . ДВЕ КОШКИ
2
2
АВГУСТ МАККЕ . ДЕВУШКА С КУКЛОЙ
2
2
КАРЛ ХОФЕР . МАЛЬЧИК С МЯЧОМ
2
2
Эмиль Нольде Wildly Dancing Children 1909
2
2
Эти произведения принадлежат …
Экспрессионизму!
2
2
Источники:
http://www.visaginart.nm.ru/MOD/ex.htm
http://visaginart.km.ru/POST/kirs.ppt
http://www.periscope.ru/prs98_2/pr4/best/imgb/ex1m.htm
http://www.directorinfo.ru/Article.aspx?id=13925&iid=623
http://www.directorinfo.ru/Article.aspx?id=13925&iid=624
2
2