Захарова Д. В., Шинкоренко Л. И.
Конспект урока в 6 классе по теме «Указательные местоимения»
Статья опубликована в Вестнике научных конференций «Актуальные вопросы образования и науки:
по материалам международной научно-практической конференции», ч. 2, Тамбов, 2017.
Цель урока: формирование умения определять грамматические признаки указательных местоимений, употреблять их в речи.
Задачи: 1) повторить изученные разряды местоимений; 2) формировать умение находить указательные местоимения в тексте, определять их грамматические признаки; 3) развивать умение строить монологическое высказывание.
Планируемые результаты. Метапредметные. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель; систематизировать полученную информацию и представлять ее в виде схемы-опоры для составления ответа об указательных местоимениях. Коммуникативные: участвовать в коллективных обсуждениях, строить монологическое высказывание, используя местоимения данного разряда. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Предметные: знать значение указательных местоимений, их морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении. Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка; формировать умение осуществлять рефлексию собственной деятельности на уроке с целью преодоления затруднений.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Межпредметная связь: литература (анализ лирического произведения, конкурс загадок).
Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация к уроку, раздаточный материал (стихотворение А. Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…», тест).
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я надеюсь, что мы с вами сегодня дружно поработаем и продолжим удивляться новым открытиям, которые приготовил для нас наш
родной русский язык! Желаю вам успехов и хороших отметок.
II. Повторение.
- Какую часть речи мы изучаем? Что такое местоимение? Какие разряды
местоимений вы знаете? Приведите примеры. А теперь проверим, научились ли вы правильно указывать разряды местоимений. Запишите данные словосочетания и укажите рядом с ними разряд местоимения.
Следить за собой. Кто здесь? Остановиться у них. Дом, который стоит у дороги. Его пальто висело в шкафу. Всякий знает.
Самопроверка по заранее подготовленному слайду. Рефлексия детей и учителя.
- Ребята, какие затруднения вы испытывали в данной работе? У кого все получилось без особого труда? Почему? Данная работа показала, что разряды местоимений усвоены, но над некоторыми из них нужно еще поработать.
ΙΙΙ. Введение в тему.
Обратимся к тексту стихотворения А. Ахматовой.
- Какие чувства испытывает лирический герой? Вам знакомы эти чувства? Какие местоимения подчеркивают особенность весны? Назовите известные разряды местоимений. А с какими местоимениями мы с вами еще не работали, о каких местоимениях у вас еще мало информации? Предложите свое название таким местоимениям. Это и будет тема нашего урока.
После заслушанных вариантов ответов записывается тема урока в тетрадь и на доску.
-Что вы знаете об этих местоимениях? (значение). А что необходимо узнать? (как они изменяются, их синтаксическую роль). Давайте составим схему. Вы - в своих тетрадочках, я - на доске. Для этого обратимся к параграфу 60, стр. 278. Схема трехчастная. 1) Значение: местоимение указывает на предмет (употребляется вместо существительного), на признак предмета (прил.), количество (числит). 2) Морфологические признаки: изменяются, как прилагательные, - по родам, числам, падежам (таков – по родам, числам, столько – по падежам).
- Что еще нужно узнать, чтобы информация об указательных местоимениях
была полной? Давайте обратимся снова к стихотворению. Схема дополняется. 3) Синтаксическая роль местоимений данного разряда.
-Все ли было понятно? Что нужно уточнить? Рефлексия проделанной работы.
IV. Закрепление.
1. Физкультминутка. Русский народ с уважением и любовью говорил о весне, об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки. Если в пословице услышите указательное местоимение, поднимите руки вверх, если их не услышите – вытяните руки перед собой (ученики выполняют задание).
2. Перейдем к следующему заданию. Спишите предложения, найдите указательные местоимения, подчеркните их как члены предложения (ученики определяют, что местоимение может быть не только определением, но и сказуемым, подлежащим, дополнением).
-Что нового об указательных местоимениях мы узнали, выполняя это задание? Кто испытывал затруднения в работе?
3. А сейчас мы проведем конкурс на самую интересную загадку. Опишите предмет, указав его признаки, не называя их. Давайте проверим, что у вас получилось. В чем нам помогло это задание? (в умении употреблять указательные местоимения в своей речи).
4. Выполнение теста. Взаимопроверка.
V. Итог урока.
- Что мы сегодня с вами отрабатывали? Что сегодня получилось? А что не получилось? Как это исправлять? Оценивание ответов детей.
VI. Домашнее задание: выучить параграф 60, приготовить сообщение на лингвистическую тему по составленной на уроке схеме, выполнить упражнение 687.
Список литературы
1.Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/10/07/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-po-teme-ukazatelnye