Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по краеведению на тему: «Украшение кувшинчика» (старшая группа).»
Тема: «Украшение кувшинчика»
Цели и задачи:
Начать знакомство детей с керамическими изделиями Воронежских мастеров, рассказать о процессе их изготовления.
Учить рассматривать посуду, развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий: материал, цвет, колорит росписи.
Учить детей украшать кувшинчик рисунком по мотивам росписи Воронежской керамики: повторение и сочетание линий, точек, мазков.
Развивать художественный вкус, уважение к изделиям декоративно-прикладного творчества.
Демонстрационный материал: керамические изделия Воронежских мастеров: вазы, кувшины, чайники, чашки. У педагога трафарет кувшина для показа способа выполнения узора.
Раздаточный материал: у каждого ребенка трафарет кувшина коричневого цвета, гуашь светло-коричневого, белого цвета, кисти белка № 4, баночки с водой, тряпочки.
Ход занятия:
Короткий рассказ педагога о народном промысле Воронежских мастеров - керамических изделиях, процессе их изготовления. Затем предлагается детям для рассматривания несколько керамических изделий: кувшины, вазы, чайник. Рассказать стихотворение Е.Селивановой:
Кувшинчик сделан наш из глины,
А на боку – узор старинный.
Покрыт глазурью очень гладкой,
И так похож на шоколадку!
Кувшины, чайники и вазы
Важны в быту, отрада глазу.
В них душу мастера вложили,
Чтоб людям век они служили.
Спросить у детей, с чем сравнивает поэт глазурное покрытие кувшина. Отметить, что покрытие не только предохраняет глину от разрушения, но и очень красиво выглядит. Обратить внимание детей на характер росписи: рельефный узор на изделии (в середине или по центру вокруг всего кувшина), кайма по краю горлышка и основания; элементы узора (прямые, волнистые линии, завитки, круги, кольца, капельки), их величину и цвет.
Педагог показывает способы изображения узора на трафарете кувшина. Показ нужно сопровождать рассказом: «По горлышку кувшина рисую кайму. Слева направо неотрывно веду кисть, изображаю прямую линию (или волнистую), вот так. В середине кувшина
узор – цветок: в центре рисую кружок, вокруг лепестки (примакиваю кистью всем ворсом по кругу) вот так, шлеп, шлеп… Вот какой красивый узор получился». Можно выполнить еще один образец и дети будут иметь возможность сделать выбор.
Дети приступают к работе, педагог наблюдает, подсказывает. Во время работы детей керамические изделия и образцы узоров не убираются. Детям, которые затрудняются, педагог индивидуально на отдельном трафарете показывает способы изображения узора.
В конце занятия дети рассматривают рисунки, отмечают особо интересные: правильное расположение узора, красота и необычность решения задания.