СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи в 3а классе «Товарищи» и «Дружба»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации знаний (Урок радости).

Форма проведения: подгрупповое занятие.

Методы обучения: наглядно – практический, аналитический, словесный, частично – поисковый. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи в 3а классе «Товарищи» и «Дружба»»

Конспект подгруппового занятия по РСВ в 3а классе


Тема 1: Звуки [ш] – [ж]

Тема 2: Текст «Товарищи».

Цели:

1. Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания по теме «Товарищи» и «Дружба»;

- создавать условия для работы над темпом речи, интонацией, речевым дыханием, дифференциацией звуков [ш]-[ж] на материале слов и фраз, связанных с темой по развитию остаточного слуха «Товарищи»;

- слухо-зрительное и слуховое восприятие, различение и узнавание знакомого речевого материала в сочетании с незнакомым по теме «Товарищи».

2. Коррекционно – развивающие:

- создавать условия для развития познавательного интереса к предмету, изучаемому учебному материалу;

- развитие памяти на основе запоминания пары слов;

- развитие мыслительной и речевой деятельности (коммуникативной компетенции);

- развитие монологической и диалогической речи.

3. Коррекционно – воспитательные:

- мотивация к учению;

- воспитание сотрудничества и коллективизма, общительности взаимопомощи друг другу, морально-этических компетентностей.

Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации знаний (Урок радости).

Форма проведения: подгрупповое занятие.

Методы обучения: наглядно – практический, аналитический, словесный, частично – поисковый.

Требования к уровню формирования универсальных учебных действий:

  1. Личностные УУД: учебно – познавательный интерес к изучаемому учебному материалу, формирование выраженной устойчивой учебно – познавательной

мотивации учения, адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности.

  1. Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, делать выводы.

Коммуникативные УУД – осознанно строить речевое высказывание в устной форме, в соответствии с поставленными задачами, умение слушать и понимать собеседника.

Оборудование: картинки, таблички, фигурки, ноутбук с программой «Живой звук», интерактивный стол, альбом по РСВ.





















Ход учебного занятия


Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемые ответы и действия обучающихся

1.Орг. момент



Речевая зарядка с элементами фонетической ритмики.



Психолого-педагогический настрой.








2. Сообщение темы. Целепологание.









Коррекционно-развивающее упражнение «Собери слово».














3. Актуализация опорных знаний.

1). Работа с профилями звуков [ш] – [ж]; дифференциация звуков в словах с интерактивным столом.




2). Слуховой диктант по пройденной теме. Работа над логическим ударением.












4. Обобщение и систематизация знаний. Оперирование знаниями и их способами действий нестандартных ситуациях.

1). Игра «Найди слова-друзья» (упражнение на развитие вербальной памяти).




2).Грамматический разбор предложения по членам.


3). Игра «Лови ошибку».





4). Создание проекта рекламы (рисование или аппликация по выбору учащихся).
















5). Работа по восприятию на слух текста «Товарищи».














6). Составление пословицы из деформированного текста.






7). Упражнение на развитие воображения (элементы игры «Сто к одному».


5. Рефлексия. Итог занятия.

- Поздоровайтесь.

- Наиля и Шалала, я рада вас видеть.


- Чтобы хорошо говорить, проведём речевую зарядку:

«С голубого ручейка начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки».

- Дружба. Дружба? Дружба! Да, да, да!!!


- Давайте подарим друг другу улыбку и хорошее настроение.

- Сядет тот, кто назовёт слова: «Другподругадружбатоварищ».

- Что можно сказать об этих словах?



- А что такое «синонимы»?



- Наиля, спроси у Шалалы, как она слышит? (За экраном).


- Шалала, спроси у Наили, что будем делать на уроке?







- А какая тема урока? Угадайте!

А-

А Р Б Д У Ж






О-

Т-

В-

И-

Р-

Щ-



- Хотите узнать ответы на вопросы: «Что такое настоящая дружба?», «Кто такие верные друзья?»

- А дежурные звуки [ш] – [ж].


Посмотрите на профили звуков [ш] – [ж] и дайте им характеристику.




- Будем распределять картинки со словами на звуки [ш] – [ж].

-Поработаем с интерактивным столом.


- Придумайте с одним из слов предложение.


- Слушайте внимательно и отвечайте внятно:

- В каком классе ты учишься?

- С кем ты сидишь за партой?

- У тебя есть друг или подруга?

- С кем из ребят нашего класса ты дружишь?

- Кто помогает тебе, когда ты дежуришь?

- А ты помогаешь дежурить своим товарищам?

- Расскажи, что делает дежурный по классу, по столовой?

Словарь: друзья, дежурить по столовой, верные друзья, настоящая дружба.

- Ребята 3го класса – дружные? Почему?












- Найди слова-друзья, запомни пары слов:

подарок крепкая

подарил гладкий

настоящая сувенир

скользкий вручил

- Какие пары слов ты запомнила?




- Разбери предложение по членам: «Настоящий друг всегда помогает».




- Это предложение нераспространённое.

- Друг – это второстепенный член предложения.

- Всегда – обстоятельство выражено наречием.


- Как вы понимаете смысл словосочетания «Настоящие товарищи»?

- Выберите нужные слова: часто ругаются, верные друзья, никогда не ссорятся, помогают друг другу, бросают в беде, выручают из беды, вместе играют, уважают друг друга.

- А сейчас создайте рекламу на тему «Дружба». Можно нарисовать или составить аппликацию.





- Подумайте, с чем можно сравнить настоящую дружбу?

Учитель показывает табличку: «Настоящая дружба велика как…, добрая и тёплая как …»


Учитель читает за экраном текст «Товарищи», затем предъявляет фразы на слух вразброс.

-Мама купила Наташе коньки. Обрадовалась Наташа, взяла подарок и по­бежала на каток. На катке она одела коньки, встала на лед и упала. Наташа не умела кататься на коньках. Хотела она встать и снова упала. Не может Наташа встать на ноги. Увидели Наташу ребята. Они сказали: «Давай мы тебе поможем». Взяли ребята Наташу за руки и добежали с ней по льду. Каждый день учили ребята Наташу кататься на коньках. Она научилась бегать на коньках быстро и красиво.


- Давайте восстановим пословицы о дружбе.

Учитель раздаёт таблички: «Не имей сто рублей…», «…а человек – дружбой», «Сам погибай - …», «…а имей сто друзей», «Дерево сильно корнями…», «…познаётся в беде», «…а друга выручай», «Настоящий друг…».


- Что вы представляете себе, когда вы слышите слово «Друзья»?





- Мы ответили на вопрос: «Что такое настоящая дружба и верные друзья?»

- Что вам понравилось, а что было трудно?

- Спасибо за урок. До свидания.


- Здравствуйте, Людмила Николаевна.

- Мы тоже рады Вас видеть.



По подражанию учителю ученицы произносят фразу с движениями фонетической ритмики и без движений с изменением темпа речи и интонации.


Дети улыбнулись друг другу.



Ученицы называют слова.

Тут однокоренные слова, общий корень – «друг», а слова – «друг» и «товарищ»-синонимы.

- Синонимы – это слова одинаковые по значению.


- Шалала, как ты слышишь?

- Я слышу хорошо, аппарат работает.

- Я думаю, будем слушать внимательно и говорить внятно. Наверное, будем отвечать на вопросы, читать, рассказывать. Ученицы выполняют дифференцированное задание.





Ученицы называют слова: дружба, товарищи.











- Конечно, мы согласны.





- Звук [ш]- глухой, шипящий, согласный, говорим без голоса.

-Звук [ж]- звонкий, согласный, говорим с голосом.


Ученицы воспринимают речевой материал при работе с интерактивным столом.


Составляют предложение по выбору.



Ученицы воспринимают речевой материал за экраном на расстоянии 1-6 метров от учителя, отвечая на вопросы.










-Мы дружные ребята, потому что помогаем друг другу дежурить, вместе играем, гуляем.












Ученицы работают в паре, соединяют стрелками слова-синонимы, запоминают пары слов.



Учащиеся восстанавливают в памяти пары слов.



Ученицы разбирают предложение по членам, называют основу, главные и второстепенные члены.



Ученицы находят ошибки и доказывают свою правоту.






- Я думаю, что это верные друзья.

Ученицы выбирают нужные словосочетания.




Ученицы перечисляют, какие картинки можно использовать для создания рекламы: солнце, дети, школа, река, снеговик, птицы, деревья.

Ученицы создают рекламу по выбору (рисунок или аппликация).




Ученицы добавляют в предложение слова: солнышко, река и выразительно читают.


Учащиеся воспринимают на слух текст в полном объёме, воспроизводят услышанный текст. Потом воспринимают фразы вразброс, слушают начало или конец предложения.












Ученицы получают пословицы на табличках, работают самостоятельно, затем выразительно читают одну из пословиц после проверки.






Ученицы перечисляют: радость, счастье, праздник, гости, день рождения, подарки, смех, улыбки, игры, прогулки, доброта, помощь.



- Да, настоящий друг всегда помогает во всём. Верные друзья всегда выручат из беды.

Ученицы высказывают своё мнение.