занятие : 6-7 лет
Тема: Звук ы и буква ы.
Цель: Учить называть и узнавать букву ы, четко произносить слова на заданный звук, определять место звука в слове, воспроизведение, анализ и чтение звуковых рядов и слов из трех и четырех звуков, закрепить умение находить противоречия, развивать способность сравнивать и анализировать, укреплять мелкую моторику рук, закрепить букву ц.
План:
Выставляются картинки.
Какие это деревья? (Дубы, березы). Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол и сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «ы-ы-ы». А сейчас превратились в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом: «ы-ы-ы».
Выделение звука ы из слогов и слов дубы, березы. Анализ и синтез слова Пых.
Как стонали дубы и березы? Какой последний звук слышится в словах дубы, березы? (Звук ы). Сегодня мы с вами будем изучать звук ы.
Обозначьте звук ы красным кружочком. Почему? Определите его место в домике, каком? (Красном домике).
«Даю» вам звук в и звук ы. Какой слог получится? (Вы). Какой слог получится, если вы «возьмете» звук м, а я «брошу» вам еще звук ы? (Мы). А если к звуку т придет звук ы? (Ты). Произнесите эти слоги. (Вы-мы-ты). Какое слово получилось? (Вымыты).
Какой первый звук в слоге пы? (Звук п). Второй? (Звук ы). Обозначьте слог пы кружочками.
Кружочки выкладывают у себя на столе индивидуально, а после педагог выкладывает их на доске.
Слышат звуки п, ы , как кто-то пыхтит: «х-х-х». Это звук х скучает. Добавьте к слогу пы звук х. Какое слово получилось? (Пых). Повторите. (Пых, пых).
Выставляется сказочный персонаж Пых.
А вот и Пых…
На самом темном чердаке
Живет косматый Пых.
На чердаке, на сквозняке
Среди забытых книг.
Он летней ночью в тишине
Картинки смотрит при луне.
Он прибыл к нам из дальних мест.
Он ветер пьет и воздух ест.
Знакомство с буквой и звуком Ы.
На что похожа эта буква?
Заучить!
Увы, бедняжка букваЫ,
И ходит с палочкой, увы!
Выкладывание буквы из палочек, из фасоли.
Пишем букву Ы. Какие элементы есть в букве ы? (Две палочки и полуовал
Чтение слитно по слогам. УС-УСЫ, ОСА-ОСЫ, НОС-НОСЫ, МЫ, СЫН, сны.
Игра «Слушай внимательно».
Пригласим Пыха на занятие. Скажите ему, какой звук мы изучаем? (Звук ы). Пых говорит, что очень любит этот звук. Где вы услышали звук ы в имени Пых? (В середине слова). Покажем Пыху предметы со звуком ы.
Выставляются предметы или картинки. Дети называют их, выделяя голосом звук ы: часы, весы, цветы, ножницы.
Где слышится звук ы в этих словах? (В конце слов). Обозначьте место звука ы на полоске. А сейчас предложите Пыху угощение, в названии которого звук ы будет звучать в середине слова. (Сыр, дыня, тыква). Выставляются картинки. Обозначьте место звука ы в домике.
Игра «Один-много».
Дети стоят полукругом. Педагог сообщает, что сейчас будет веселая игра с мячом «Один-много». Педагог по очереди кидает мяч каждому ребенку.
Я называю вам один предмет, а вы – когда этих предметов много.
Слон-слоны, стол-столы, столб-столбы, лев-львы, зонт-зонты, коза-козы, коса-косы, пила-пилы, лента-ленты, крокодил-крокодилы, бегемот-бегемоты, жираф-жирафы, обезьяна-обезьяны, телефон-телефоны, акула-акулы.
Ребята, где мы с вами слышали звук ы? (В конце слов.)
Пых загадал нам загадку: «Чем отличаются похожие слова: мишка-мышка? (В слове мишка есть звук и, а в слове мышка – звук ы).
Физкультминутка « Лесная лужайка».
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто высОко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, где услышали дети звук ы во время ф/м.
Упражнение «Придумай предложение».
Пых пришел в зоопарк. Там он увидел разных животных. Выставляются картинки. Там были и… (слоны, и… бегемоты, и… обезьяны). Придумайте предложения с каждым из этих слов.
Придумывание предложений. Анализ предложений (считаем слова).
Буква ы. Выставляется домик для гласных звуков и буква О.
Прослушать песенку с буквой ы.
Анализ. Что нового узнали? Что понравилось?