СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт НОД по финансовой грамотности "Потребности и желания" для детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конструкт НОД по финансовой грамотности "Потребности и желания" для детей старшего дошкольного возраста»

Конструкт

организации непосредственно-образовательной деятельности

ДОУ: «Детский сад № 82»

Воспитатели: Олейник Наталья Александровна

Группа: старшая

Образовательная область: познавательное развитие

Тема: «Потребности и желания»

Виды деятельности: коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, продуктивная, познавательно-исследовательская, двигательная

Учебно-методический комплект: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена 2014. – 321с., А.А.Смоленцева «Введение в мир экономики»; Л.В.Стахович «Азы финансовой культуры для дошкольников» комплект методической литературы.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная

Планируемый результат:

  • проявляют дружеские отношения между детьми, желание помогать друг другу;

  • проявляют интерес к экономической сфере жизнедеятельности;

  • имеют представление об экономически обоснованных потребностях, как группы материальных вещей, которые необходимы человеку для поддержания его нормальной жизнедеятельности в окружающей среде;

  • сопоставляют свои желания со своими возможностями;

  • понимают, что при трате денег необходимо, прежде всего ориентироваться на то, что «надо» и только в последнюю очередь на то, что «хочу»;

  • понимают, что возможности покупок в семье ограниченны, поэтому желания должны соизмеряться с возможностями;


Цель: способствовать финансовому просвещению и воспитанию детей посредством ознакомления с рациональными правилами приобретения товаров, формировать первоначальные представления о потребностях и желаниях.

Задачи:

Воспитательные задачи:

  • воспитывать дружеские отношения между детьми, желание помогать друг другу;

  • воспитывать отношение к деньгам как средству обмена денежных знаков на товары, удовлетворяющие разумные потребности;

Развивающие задачи:

  • развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности;

  • формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями;

  • развивать воображение, самостоятельность, мышление, связную речь; активизировать мыслительную деятельность;

Обучающие задачи:

  • сформировать понятие экономически обоснованных потребностей, как группы материальных вещей, которые необходимы человеку для поддержания его нормальной жизнедеятельности в окружающей среде;

  • научить отличать потребности от желаний; важные для жизни покупки от покупок, продиктованными капризами «хочу»;

  • объяснить, что при трате денег необходимо прежде всего ориентироваться на то, что «надо» и только в последнюю очередь на то, что «хочу»;

  • объяснить, что даже потребности, а тем более желания стоит соизмерять с возможностями.



Предварительная работа: чтение К. И. Чуковский «Телефон», «Цветик-семицветик»; просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Ох и Ах идут в поход», дидактическая игра «Заветные желания», «Кому что нужно»

Оборудование:  раздаточное: бумага, карточки для игры «Хочу и надо», карточки для проблемной ситуации «Необитаемый остров»; мультимедийное: ноутбук, мультимедиа, презентация, аудиозапись, электронная физминутка, интерактивная игра «Кому что нужно»

Ход НОД

Этапы (последовательность) деятельности

Методы

Содержание деятельности

Деятельность детей

Планируемый результат

  1. Организационный момент

Аудиозапись

Проблемная ситуация



Стимулирование занимательным содержанием

Слайд 1. На экране Совенок и Дима

Звучит аудиозапись: «Здравствуйте, ребята! Я сегодня по дороге к вам встретил Диму. Он был очень грустный.

Слайд 2. Мама дала ему 20 рублей и послала в магазин за хлебом, но в магазине он увидел вкусную шоколадку, и ему очень захотелось ее купить. Ребята, помогите Диме решить, как поступить».

- Молодцы, ребята вы помогли Диме сделать правильный выбор! Предлагаю с вами поиграть в игру. Хотите?

Слушают аудиозапись


Рассуждают

Высказывают собственное мнение


Проявляют интерес к предстоящей деятельности

проявляют дружеские отношения между детьми, желание помогать друг другу


проявляют интерес к экономической сфере жизнедеятельности

2. Основной этап

Упражнение








Вопросы, стимулирующие процесс мышления


Новые знания







Вопросы, стимулирующие процесс


Демонстрация

Беседа






Вопросы, стимулирующие процесс мышления

Игра-соревнование «Хочу – надо»

Вам необходимо разделиться на 2 команды. У каждой команды свой комплект картинок и карточки, символизирующие понятия «хочу» и «надо». Вам необходимо определить к какому понятию относятся картинки, и прикрепить их к соответствующим карточкам.

Выиграет команда, которая сделает это быстрее и без ошибок.

- Молодцы, ребята, вы отлично справились!

- Как вы думаете, как одним словом можно назвать вещи, которые вы отнесли к карточке «надо»? (Дети размышляют)

- Ребята, это наши потребности.

Потребности - это то, что человеку очень нужно, без чего он не может прожить.

- А как называются вещи, которые мы отнесли к карточке «хочу»? (Дети размышляют)

- Это наши желания.

Желание – это то, что не является необходимым для жизни, а просто хочется иметь (например, дорогая игрушка). У всех людей есть желания.

-Подумайте, когда Дима пришел в магазин, что из товаров было потребностью, а что желанием?

Мультфильм «Уроки тетушки Совы» серия «Потребности и возможности»

– Какие потребности могут быть у человека?

– От чего зависят потребности человека?

– Какая потребность была у Непослухи?

– Ребята, а знаете ли вы сказки, в которых говорится о потребностях людей или животных?

Слайд 3. Давайте вспомним сказку «О рыбаке и рыбке». Какие потребности были у старухи, а какие желания? Что на самом деле ей было необходимо?

Слайд 4. Какие желания загадала Женя из сказки «Цветик-семицветик»? Какое было последнее желание? Это было желание или потребность? Чья потребность?

Слайд 5. Вспомните сказку «Телефон» Корнея Чуковского. То, что просили животные у него, это были желания или потребности?

Слайд 6. В сказке Малыш и Карлсон банка варенья была желанием или потребностью?

Выполняют поставленную перед ними задачу






Выражают собственные мысли



Получают новые знания





Выражают собственные мысли

Смотрят мультфильм


Отвечают на вопросы педагога




Выражают собственные мысли


понимают, что при трате денег необходимо, прежде всего ориентироваться на то, что «надо» и только в последнюю очередь на то, что «хочу»









имеют представление об экономически обоснованных потребностях, как группы материальных вещей, которые необходимы человеку для поддержания его нормальной жизнедеятельности в окружающей среде






Упражнение

Демонстрация

Слайд 7

- А сейчас, Совёнок предлагает немного отдохнуть.

На экране включается электронная физминутка.

Под музыку повторяют танцевальные движения



Чтение











Проблемные вопросы

Чтение







Беседа








Проблемная ситуация







Продуктивная деятельность




Вопросы, стимулирующие процесс



Объяснение









Вопросы, стимулирующие процесс

Ситуация «Что купить?»

Антон взял с собой играть на улицу новую машинку. Во время игры у машинки сломалось колесо. Расстроенный Антон побежал к маме и стал просить деньги на новую игрушку. Мама ему отказала, сказав, что вещи надо беречь. Тогда Антон решил взять деньги из своей копилки и купить на них новую машинку. Проходя через комнату, мальчик встретил своего старого дедушку, который тщетно пытался справиться с пультом от телевизора и включить его. Дедушка сокрушался: «Совсем пульт сломался, теперь не посмотрю свою любимую передачу»

- Как вы думаете, ребята, что было дальше? Что сделал Антон? Как бы вы поступили?

-Хотите послушать продолжение истории?

Через некоторое время Антон пришел к дедушке и подарил ему новый пульт для телевизора. «Так ты же хотел купить машинку», - удивился дедушка. Антон ответил: «Пульт тебе, дедушка, важнее, а машинку мы с папой вечером починим».

- Как вы охарактеризуете поступок Антона?

- Что в этой ситуации можно отнести к истинной потребности, а что к мимолетному желанию?

- Когда вам Антон понравился больше: когда он просил новую машинку у мамы или когда он истратил деньги из своей копилки, чтобы купить пульт для дедушки? Почему?

- Как вы думаете, какие чувства будут испытывать мама и дедушка Антона за его поступок?

Игра-соревнование «Необитаемый остров»

- Разделитесь снова на 2 команды.

- Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Перед вами карточки с изображением разных вещей. Вам нужно обсудить и выбрать 3 самые необходимые на ваш взгляд вещи. Объясните свой выбор.

Выиграет та команда, которая сделает правильный выбор и объяснит, почему они выбрали именно эти вещи.

Упражнение «Самое важное»

- Садитесь на свои места. У вас на столах чистые листы бумаги и карандаши. Подумайте и изобразите на бумаге шесть самых важных для каждого из вас потребностей-предметов, которые вам необходимы.

– Можете ли вы получить предмет, который вы нарисовали? При каких обстоятельствах это может случиться?

- Все потребности могут осуществиться лишь при определенных условиях, когда наше «хочу» совпадает с «могу». Могу – значит, имею возможность что-то сделать, чего-то добиться. Человек не может получить все, что он хочет. Купить можно не все. Например, нельзя купить семью, дружбу, любовь, уважение. Обычно люди решают, что купить важнее, а какую покупку можно отложить. Сначала приобретается самое нужное, а потом все остальное.

– Посмотрите еще раз на свои рисунки и подумайте, что вам нужнее всего. Определите всего две потребности, объясните почему.

Слушают

Анализируют ситуацию







Выражают собственные мысли

Слушают





Обсуждение








Проявляют интерес к предстоящей деятельности

Применяют полученные знания на практике




Применяют полученные знания на практике



Выражают собственные мысли


Получают новые знания









Выполняют поставленную перед ними задачу

понимают, что возможности покупок в семье ограниченны, поэтому желания должны соизмеряться с возможностями






















имеют представление об экономически обоснованных потребностях, как группы материальных вещей, которые необходимы человеку для поддержания его нормальной жизнедеятельности в окружающей среде

Заключительный этап

Рефлексия






Подведение итогов



Открытый конец



- Совенок спрашивает, что вам больше всего понравилось, запомнилось?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что такое потребности?

- Что такое желания?

- Всегда ли наши желания совпадают с возможностями?

- О чем вы сегодня расскажете маме и папе?-

- Понаблюдайте за членами вашей семьи, поговорите об их желаниях и интересах. Какие потребности у них есть? Подумайте, можете ли вы им помочь получить желаемое.

- Совенок предлагает нам стать артистами и поставить мини спектакль «Желание Волчонка Зубастика». Потом этот мини-спектакль мы с вами покажем ребятам в садике и родителям. Хотите? (Да)

Отвечают на вопросы педагога

Дети делятся впечатлениями



Проявляют желание продолжить свою деятельность

проявляют интерес к экономической сфере жизнедеятельности