Организационный момент | Аудиозапись Проблемная ситуация Стимулирование занимательным содержанием | Слайд 1. На экране Совенок и Дима Звучит аудиозапись: «Здравствуйте, ребята! Я сегодня по дороге к вам встретил Диму. Он был очень грустный. Слайд 2. Мама дала ему 20 рублей и послала в магазин за хлебом, но в магазине он увидел вкусную шоколадку, и ему очень захотелось ее купить. Ребята, помогите Диме решить, как поступить». - Молодцы, ребята вы помогли Диме сделать правильный выбор! Предлагаю с вами поиграть в игру. Хотите? | Слушают аудиозапись Рассуждают Высказывают собственное мнение Проявляют интерес к предстоящей деятельности | проявляют дружеские отношения между детьми, желание помогать друг другу проявляют интерес к экономической сфере жизнедеятельности |
2. Основной этап | Упражнение Вопросы, стимулирующие процесс мышления Новые знания Вопросы, стимулирующие процесс Демонстрация Беседа Вопросы, стимулирующие процесс мышления | Игра-соревнование «Хочу – надо» Вам необходимо разделиться на 2 команды. У каждой команды свой комплект картинок и карточки, символизирующие понятия «хочу» и «надо». Вам необходимо определить к какому понятию относятся картинки, и прикрепить их к соответствующим карточкам. Выиграет команда, которая сделает это быстрее и без ошибок. - Молодцы, ребята, вы отлично справились! - Как вы думаете, как одним словом можно назвать вещи, которые вы отнесли к карточке «надо»? (Дети размышляют) - Ребята, это наши потребности. Потребности - это то, что человеку очень нужно, без чего он не может прожить. - А как называются вещи, которые мы отнесли к карточке «хочу»? (Дети размышляют) - Это наши желания. Желание – это то, что не является необходимым для жизни, а просто хочется иметь (например, дорогая игрушка). У всех людей есть желания. -Подумайте, когда Дима пришел в магазин, что из товаров было потребностью, а что желанием? Мультфильм «Уроки тетушки Совы» серия «Потребности и возможности» – Какие потребности могут быть у человека? – От чего зависят потребности человека? – Какая потребность была у Непослухи? – Ребята, а знаете ли вы сказки, в которых говорится о потребностях людей или животных? Слайд 3. Давайте вспомним сказку «О рыбаке и рыбке». Какие потребности были у старухи, а какие желания? Что на самом деле ей было необходимо? Слайд 4. Какие желания загадала Женя из сказки «Цветик-семицветик»? Какое было последнее желание? Это было желание или потребность? Чья потребность? Слайд 5. Вспомните сказку «Телефон» Корнея Чуковского. То, что просили животные у него, это были желания или потребности? Слайд 6. В сказке Малыш и Карлсон банка варенья была желанием или потребностью? | Выполняют поставленную перед ними задачу Выражают собственные мысли Получают новые знания Выражают собственные мысли Смотрят мультфильм Отвечают на вопросы педагога Выражают собственные мысли | понимают, что при трате денег необходимо, прежде всего ориентироваться на то, что «надо» и только в последнюю очередь на то, что «хочу» имеют представление об экономически обоснованных потребностях, как группы материальных вещей, которые необходимы человеку для поддержания его нормальной жизнедеятельности в окружающей среде |
| Чтение Проблемные вопросы Чтение Беседа Проблемная ситуация Продуктивная деятельность Вопросы, стимулирующие процесс Объяснение Вопросы, стимулирующие процесс | Ситуация «Что купить?» Антон взял с собой играть на улицу новую машинку. Во время игры у машинки сломалось колесо. Расстроенный Антон побежал к маме и стал просить деньги на новую игрушку. Мама ему отказала, сказав, что вещи надо беречь. Тогда Антон решил взять деньги из своей копилки и купить на них новую машинку. Проходя через комнату, мальчик встретил своего старого дедушку, который тщетно пытался справиться с пультом от телевизора и включить его. Дедушка сокрушался: «Совсем пульт сломался, теперь не посмотрю свою любимую передачу» - Как вы думаете, ребята, что было дальше? Что сделал Антон? Как бы вы поступили? -Хотите послушать продолжение истории? Через некоторое время Антон пришел к дедушке и подарил ему новый пульт для телевизора. «Так ты же хотел купить машинку», - удивился дедушка. Антон ответил: «Пульт тебе, дедушка, важнее, а машинку мы с папой вечером починим». - Как вы охарактеризуете поступок Антона? - Что в этой ситуации можно отнести к истинной потребности, а что к мимолетному желанию? - Когда вам Антон понравился больше: когда он просил новую машинку у мамы или когда он истратил деньги из своей копилки, чтобы купить пульт для дедушки? Почему? - Как вы думаете, какие чувства будут испытывать мама и дедушка Антона за его поступок? Игра-соревнование «Необитаемый остров» - Разделитесь снова на 2 команды. - Представьте, что вы попали на необитаемый остров. Перед вами карточки с изображением разных вещей. Вам нужно обсудить и выбрать 3 самые необходимые на ваш взгляд вещи. Объясните свой выбор. Выиграет та команда, которая сделает правильный выбор и объяснит, почему они выбрали именно эти вещи. Упражнение «Самое важное» - Садитесь на свои места. У вас на столах чистые листы бумаги и карандаши. Подумайте и изобразите на бумаге шесть самых важных для каждого из вас потребностей-предметов, которые вам необходимы. – Можете ли вы получить предмет, который вы нарисовали? При каких обстоятельствах это может случиться? - Все потребности могут осуществиться лишь при определенных условиях, когда наше «хочу» совпадает с «могу». Могу – значит, имею возможность что-то сделать, чего-то добиться. Человек не может получить все, что он хочет. Купить можно не все. Например, нельзя купить семью, дружбу, любовь, уважение. Обычно люди решают, что купить важнее, а какую покупку можно отложить. Сначала приобретается самое нужное, а потом все остальное. – Посмотрите еще раз на свои рисунки и подумайте, что вам нужнее всего. Определите всего две потребности, объясните почему. | Слушают Анализируют ситуацию Выражают собственные мысли Слушают Обсуждение Проявляют интерес к предстоящей деятельности Применяют полученные знания на практике Применяют полученные знания на практике Выражают собственные мысли Получают новые знания Выполняют поставленную перед ними задачу | понимают, что возможности покупок в семье ограниченны, поэтому желания должны соизмеряться с возможностями имеют представление об экономически обоснованных потребностях, как группы материальных вещей, которые необходимы человеку для поддержания его нормальной жизнедеятельности в окружающей среде |
Заключительный этап | Рефлексия Подведение итогов Открытый конец | - Совенок спрашивает, что вам больше всего понравилось, запомнилось? - Что нового вы сегодня узнали? - Что такое потребности? - Что такое желания? - Всегда ли наши желания совпадают с возможностями? - О чем вы сегодня расскажете маме и папе?- - Понаблюдайте за членами вашей семьи, поговорите об их желаниях и интересах. Какие потребности у них есть? Подумайте, можете ли вы им помочь получить желаемое. - Совенок предлагает нам стать артистами и поставить мини спектакль «Желание Волчонка Зубастика». Потом этот мини-спектакль мы с вами покажем ребятам в садике и родителям. Хотите? (Да) | Отвечают на вопросы педагога Дети делятся впечатлениями Проявляют желание продолжить свою деятельность | проявляют интерес к экономической сфере жизнедеятельности |