1. Мотивация Задачи: мотивировать детей на предстоящую деятельность. Воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с рассказом «Косточка» | Эмоциональное стимулирование; беседа | Воспитатель эмоционально стимулирует детей. Воспитатель заносит посылку в группу. Ребята, посмотрите за окно. - Какое сейчас время года? - Какое настроение у вас вызывает это время года? - От чего у нас может быть веселое настроение? - А грустное? - Почему могут расстроиться ваши родители? -То есть у людей меняется настроение в зависимости от поступков других людей. - Я вас познакомлю с новым литературным жанром –былью. Быль – это рассказ о том, что было на самом деле. То есть, это не выдумка и не сказка, а пересказ о действительном событии, происшедшем достаточно давно. Такое произведение написал Л.Н.Толстой. Оно называется «Косточка» - Хотите его послушать? (да) - Примите удобное положение на ковре и слушайте внимательно | Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы | Дети мотивированы на предстоящую деятельность. Дети демонстрируют бережное отношение к книге в процессе ознакомления рассказом-былью «Косточка» |
2. Чтение русской народной сказки и беседа 2.1 Первичное чтение произведения без установки на пересказ (запоминание) Задачи: Познакомить с рассказом-былью «Косточка» Воспитывать желание слушать новые сказки | Художественное слово выразительное чтение иллюстрация демонстрация | Воспитатель читает сказку, заменяет непонятные детям слова синонимами После чтения воспитатель показывает иллюстрации в книге -Рассказ - быль, называется «Косточка», написал его Лев Николаевич Толстой -Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: — А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали: — Нет. Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: — Нет, я не ел. Тогда отец сказал: — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: — Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал. | Дети слушают сказку | Дети ознакомлены с рассказом-былью «Косточка» Дети проявляют желание слушать новые сказки |
2.2 Работа над текстом. Беседа Задачи: Вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок Обогащать словарный запас детей фразеологизмом: «Покраснел как рак», словами горница, сочла, побледнел, учить детей понимать их значение. Учить рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного героя. | Беседа эмоциональное стимулирование | Воспитатель задаёт вопросы, побуждает детей к высказыванию, комментирует высказывания. Инициирует общее обсуждение. -Про кого этот рассказ? (Про мальчика Ваню) -А сейчас я посмотрю, как вы внимательно слушали рассказ. -Ребята, когда мать хотела дать детям сливы? (Мать хотела дать детям сливы после обеда) -Где лежали сливы? (сливы лежали на тарелке) -Почему Ваня всё нюхал сливы? – (они очень ему нравились. Ваня никогда не ел сливы, ему очень хотелось попробовать их. Он всё нюхал их…Он всё ходил мимо слив…) -Смог ли Ваня удержаться? – (Ваня не смог удержаться) -А что он сделал? – (пока никого не было в горнице (в комнате) он взял сливу и съел. не просто взял, он схватил одну сливу и съел.) -Как вы думаете, почему он именно схватил сливу, а не просто взял ? (он схватил сливу, что бы никто не увидел) -Как мама узнала ? (Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.) -Что спросил за обедом отец? (Отец спросил, не съел ли кто одну сливу) -А что ему ответили дети? (Дети ответили, что не ели сливу) -А Ваня признался ? (Нет, Ваня не признался) -А как он себя повёл? (Покраснел, как рак, сказал что не ел) -Почему он покраснел как рак? (Ване стало стыдно, лицо у него покраснело от стыда, как вареный рак.) -А почему ему стало стыдно? (ему стало стыдно, потому – что он соврал, взял без спроса, и сказал, что тоже не ел.) -А что отец сказал дальше? (Отец сказал, что боится, если кто-то проглотит косточку от сливы, то через день умрёт.) -А что же случилось с Ваней после таких слов отца? Что сказал Ваня? (он побледнел испугался и сказал, что косточку бросил за окошко) - А что же произошло дальше? – (все засмеялись, а Ваня заплакал.) -Почему все засмеялись? –(потому что Ваня выдал себя, сказав, что косточку выбросил за окошко) - А как вы думаете, почему Ваня заплакал? (ему стало стыдно) -А кто – же ему помог признаться? –(испуг -папа ) -Конечно, папа помог ему признаться. Он не стал его сразу ругать, а схитрил и придумал. Что от косточки можно умереть, если её проглотить. Ведь от того, что съешь косточку умереть нельзя. Но Ваня, то этого не знал. И от страха Ваня смог признаться. -Видите, какой хороший, умный у Вани папа. Конечно, папа любит Ваню и он дал ему урок, он помог ему признаться. - Как вы думаете, а как поступит Ваня в следующий раз ? – (В следующий раз он признается. - В следующий раз Ваня не будет врать, не возьмет без спросу) - Ребята, можем ли мы осуждать Ваню? (–да , нет) -А почему? (потому что он не удержался и съел) -Я не осуждаю Ваню ведь никогда не ел слив и очень, очень хотел их попробовать и не смог сдержаться. Такая ситуация как с Ваней может случиться с каждым. Но мы должны помнить, что если так произойдёт что нужно сделать? –(попросить прощения, а лучше спросить разрешение у взрослого) - Молодцы! | Дети слушают педагога, отвечают на вопросы | Дети вовлечены в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок Дети знают фразеологизмы: «Покраснел как рак», сова: горница, сочла, побледнел Дети рассказывают о своём восприятии конкретного поступка литературного героя. |
Физминутка Задача: Снять мышечное напряжение, подготовить к дальнейшей деятельности | Показ упражнение | Воспитатель наблюдает за детьми во время выполнения упражнений, корректирует в случае необходимости Открывай скорее книжку! (Развести руки в стороны) В книжке мошка, мышка, мишка, (По тексту) В книжке мячик круглый бок, Вверх, вниз, прыг, скок. В книжке зонт, открой и пой, (Поднять руки вверх над головой) Дождик льёт, а ты сухой! (Пальчиками по коленям) Киска в книжке близко – близко (Поглаживание рук) На цветной картинке киску Долго глажку я рукой – Ведь у киски мех такой. | Дети выполняют упражнения по образцу. Дети проявляют физическую активность | Снято мышечное напряжение. Дети готовы к дальнейшей деятельности |
2.5 Пересказы детей Задача: Развивать связную (диалогическую и монологическую) речь детей в процессе пересказа рассказа «Косточка» | Пересказ рассказывание поощрение иллюстрация | Воспитатель эмоционально вовлекает в слушание пересказов. -Ребята, ко хочет попробовать рассказать нам рассказ Л.Н.Толстого «Косточка», по картинкам? -Хорошо, Марк начинает первый пересказывать текст прочитанного рассказа по картинкам, а мы все будет ей помогать -С чего начинается рассказ? Марк, посмотри на картинки, вспомним вместе -Правильно, «купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их» -Что сделал Ваня потом? (не удержался и съел сливу) - Что было дальше? -Верно, отец спросил у семьи, кто съел сливу -Что все дети ответили отцу? -Действительно, все сказали, что сливы никто не ел. И Ваня сказа, так же, но покраснел как рак -Кто помнит, что после этого сказал отец? -Верно, отец сказал Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. -Что после этих слов произошло с Ваней? -Точно, он испугался, и сказал, нет, я косточку бросил за окошко -И чем ж закончился рассказ? -Правильно, все засмеялись, а Ваня заплакал -Молодцы! Какой отличный у нас с вами получился пересказ. | Дети начинают пересказывать сказу с опорой на картинки | Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа рассказа «Косточка» |
3. Рефлексия. Задачи: Формировать умение анализировать деятельность и оценивать результаты своей деятельности | Беседа | Воспитатель задаёт вопросы, обсуждает их с детьми. -Что вам показалось самым сложными? (ответы детей) - Что больше понравилось? (дети высказываю свое мнение) -Ребята, а кто запомнил, как называется рассказ, который мы сегодня читали ? (Косточка) - Правильно, а кто автор этого рассказа? (Лев Николаевич Толстой великий, русский писатель) - Чему же научил вас этот рассказ, («этот рассказ учит нас о том, что главное, это найти в себе силы признаться в плохом поступке, сказать правду и попросить прощение.) Ребята, есть такая пословица «Тайное всегда становится явным», как вы думаете она подходит к нашему рассказу?(да ) - Почему? (Потому что Ваня съел сливу, думал никто не узнает об этом, но все узнали, и ему стало стыдно.) -Думаю, если с вами случиться такая ситуация, вы обязательно поступите правильно | Дети слушают педагога, отвечают на вопросы, отвечают полным предложением | Дети анализируют деятельность и оценивают результаты своей деятельности |