СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт организации образовательной деятельности пересказ художественного произведения "Косточка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пересказ художественного произведения "Косточка"

Цель: Формирование интереса и воспитание любви к чтению художественной литературы в процессе ознакомления с произведением «Косточка» и пересказа произведения

Просмотр содержимого документа
«Конструкт организации образовательной деятельности пересказ художественного произведения "Косточка"»

Конструкт организации образовательной деятельности

по ПМ.03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

Парамоновой Валерии Сергеевны

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «Б»)

Дата: 05.11.2024

ДОО: №5

Группа: старшая группа (5-6 лет)

Методист: Сульженко Наталия Вячеславовна

Руководитель практики: Сульженко Наталия Вячеславовна

Тема: Пересказ художественного произведения «Косточка»

Образовательная область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Вид НОД: приобщение к художественной литературе.

Форма НОД: пересказ

Виды деятельности: игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Планируемый результат:

  • Дети проявляют желание слушать новые художественные произведения

  • Дети проявляют желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками

  • Дети демонстрируют бережное отношение к книге в процессе ознакомления с произведением «Косточка»

  • Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа произведения «Косточка»

  • Дети вовлечены в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок

  • Дети ознакомлены с художественным произведением «Косточка»

  • Дети понимают значение фразеологизмов: «Покраснел как рак», словами горница, сочла, побледнел, могут употреблять их в речи;

  • Дети проявляют умение рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного героя.

Цель: Формирование интереса и воспитание любви к чтению художественной литературы в процессе ознакомления с произведением «Косточка» и пересказа произведения

Задачи совместной образовательной области

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать желание слушать новые художественные произведения

  • Воспитывать желание делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками

  • Воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с произведением «Косточка»

  • Воспитывать желание честно оценивать свои поступки

Развивающие задачи:

  • Развивать связную (диалогическую и монологическую) речь детей в процессе пересказа произведения «Косточка»

  • Вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок

Обучающие задачи:

  • Познакомить детей с художественным произведением «Косточка»

  • Учить рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного героя

  • Познакомить детей с новым литературным жанром - быль

  • Обогащать словарный запас детей фразеологизмом: «Покраснел как рак», словами горница, сочла, побледнел, могут употреблять их в речи.

Степа – развивать умение отвечать полным предложением.

Список использованных источников:

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847).

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155

Принципы дошкольного образования (ФГОС): Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального подъема создание ситуации успеха.

Принципы обучения: принцип научности и доступности; принцип наглядности; принцип систематичности и последовательности; принцип индивидуального подхода; принцип осознанности и активности, принцип обеспечения активной языковой практики, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи; принцип толкования новых слов.

Методы воспитания: Поощрение, беседа, чтение.

Методы: обучения:

Словесные: чтение, беседа, художественное слово, рассказывание.

Наглядные: иллюстрация, демонстрация.

Практические: упражнение, показ.

Средства обучения: книга – с рассказом «Косточка», опорные картинки для пересказа

Предварительная работа:

Цель: развитие у детей зрительной памяти в процессе игры.

- Ребята, посмотрите на стол, перед вами игрушки. Запомните их, кто за кем идет. Какие игрушки вы видите?

Ответы детей. (мишка, слон, обезьянка, кукла, заяц, цыпленок)

Дети внимательно смотрят на игрушки, запоминают их.

- Теперь закрывайте глаза, а когда я скажу открывать, должны догадаться какой игрушки не хватает.

- Закрыли?

Воспитатель убирает одну игрушку (слон).

- Открывайте, какой игрушки не хватает?

Ответы детей (слона)

- Молодцы! Сейчас будет посложнее. Закрывайте глаза.

Воспитатель убирает 2 игрушки (зайца, цыплёнка)

- Открывайте глаза, кого не хватает?

Ответы детей (зайца, цыпленка).

- Молодцы, ребята!

Игра повторяется 2-4 раза с разными уровнями сложности, в зависимости от особенностей детей.


Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Собери картинки»

Цель: формирование умений собирать из сюжетных картинок рассказ «Косточка»

Ход:

- Настя, посмотри, у меня кто-то перепутал весь порядок рассказа «Костчокаа»

- Мне нужна твоя помощь, попробуй, соедини эти картинки в правильной последовательности, как говорится в рассказе.

Ребенок собирает последовательность картинок.


Ход

Этапы деятельности

Методы

обучения

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Мотивация

Задачи:

мотивировать детей на предстоящую деятельность.

Воспитывать бережное отношение к книге в процессе ознакомления с рассказом «Косточка»

Эмоциональное стимулирование;

беседа

Воспитатель эмоционально стимулирует детей. Воспитатель заносит посылку в группу.

Ребята, посмотрите за окно.

- Какое сейчас время года?

- Какое настроение у вас вызывает это время года?

- От чего у нас может быть веселое настроение?

- А грустное?

- Почему могут расстроиться ваши родители?

-То есть у людей меняется настроение в зависимости от поступков других людей.

- Я вас познакомлю с новым литературным жанром –былью. Быль – это рассказ о том, что было на самом деле. То есть, это не выдумка и не сказка, а пересказ о действительном событии, происшедшем достаточно давно. Такое произведение написал Л.Н.Толстой. Оно называется «Косточка»

- Хотите его послушать? (да)

- Примите удобное положение на ковре и слушайте внимательно

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы


Дети мотивированы на предстоящую деятельность.

Дети демонстрируют бережное отношение к книге в процессе ознакомления рассказом-былью «Косточка»


2. Чтение русской народной сказки и беседа

2.1 Первичное чтение произведения без установки на пересказ (запоминание)

Задачи:

Познакомить с рассказом-былью «Косточка»

Воспитывать желание слушать новые сказки

Художественное слово

выразительное чтение

иллюстрация

демонстрация

Воспитатель читает сказку, заменяет непонятные детям слова синонимами

После чтения воспитатель показывает иллюстрации в книге

-Рассказ - быль, называется «Косточка», написал его Лев Николаевич Толстой

-Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит:

— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали:

— Нет. Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:

— Нет, я не ел. Тогда отец сказал:

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал:

— Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Дети слушают сказку

Дети ознакомлены с рассказом-былью «Косточка»

Дети проявляют желание слушать новые сказки


2.2 Работа над текстом. Беседа

Задачи:

Вовлекать детей в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок

Обогащать словарный запас детей фразеологизмом: «Покраснел как рак», словами горница, сочла, побледнел, учить детей понимать их значение.

Учить рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного героя.

Беседа

эмоциональное стимулирование

Воспитатель задаёт вопросы, побуждает детей к высказыванию, комментирует высказывания. Инициирует общее обсуждение.

-Про кого этот рассказ? (Про мальчика Ваню)

-А сейчас я посмотрю, как вы внимательно слушали рассказ.

-Ребята, когда мать хотела дать детям сливы? (Мать хотела дать детям сливы после обеда)

-Где лежали сливы? (сливы лежали на тарелке)

-Почему Ваня всё нюхал сливы? – (они очень ему нравились. Ваня никогда не ел сливы, ему очень хотелось попробовать их. Он всё нюхал их…Он всё ходил мимо слив…)

-Смог ли Ваня удержаться? – (Ваня не смог удержаться)

-А что он сделал? – (пока никого не было в горнице (в комнате) он взял сливу и съел. не просто взял, он схватил одну сливу и съел.)

-Как вы думаете, почему он именно схватил сливу, а не просто взял ? (он схватил сливу, что бы никто не увидел)

-Как мама узнала ? (Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.)

-Что спросил за обедом отец? (Отец спросил, не съел ли кто одну сливу)

-А что ему ответили дети? (Дети ответили, что не ели сливу)

-А Ваня признался ? (Нет, Ваня не признался)

-А как он себя повёл? (Покраснел, как рак, сказал что не ел)

-Почему он покраснел как рак? (Ване стало стыдно, лицо у него покраснело от стыда, как вареный рак.)

-А почему ему стало стыдно? (ему стало стыдно, потому – что он соврал, взял без спроса, и сказал, что тоже не ел.)

-А что отец сказал дальше? (Отец сказал, что боится, если кто-то проглотит косточку от сливы, то через день умрёт.)

-А что же случилось с Ваней после таких слов отца? Что сказал Ваня? (он побледнел испугался и сказал, что косточку бросил за окошко)

- А что же произошло дальше? – (все засмеялись, а Ваня заплакал.)

-Почему все засмеялись? –(потому что Ваня выдал себя, сказав, что косточку выбросил за окошко)

- А как вы думаете, почему Ваня заплакал? (ему стало стыдно)

-А кто – же ему помог признаться? –(испуг -папа )

-Конечно, папа помог ему признаться. Он не стал его сразу ругать, а схитрил и придумал. Что от косточки можно умереть, если её проглотить. Ведь от того, что съешь косточку умереть нельзя. Но Ваня, то этого не знал. И от страха Ваня смог признаться.

-Видите, какой хороший, умный у Вани папа. Конечно, папа любит Ваню и он дал ему урок, он помог ему признаться.

- Как вы думаете, а как поступит Ваня в следующий раз ? – (В следующий раз он признается. - В следующий раз Ваня не будет врать, не возьмет без спросу)

- Ребята, можем ли мы осуждать Ваню? (–да , нет)

-А почему? (потому что он не удержался и съел)

-Я не осуждаю Ваню ведь никогда не ел слив и очень, очень хотел их попробовать и не смог сдержаться. Такая ситуация как с Ваней может случиться с каждым. Но мы должны помнить, что если так произойдёт что нужно сделать? –(попросить прощения, а лучше спросить разрешение у взрослого)

- Молодцы!

Дети слушают педагога, отвечают на вопросы

Дети вовлечены в разговор во время беседы, рассматривания иллюстраций, картинок

Дети знают фразеологизмы: «Покраснел как рак», сова: горница, сочла, побледнел

Дети рассказывают о своём восприятии конкретного поступка литературного героя.

Физминутка

Задача:

Снять мышечное напряжение, подготовить к дальнейшей деятельности

Показ

упражнение

Воспитатель наблюдает за детьми во время выполнения упражнений, корректирует в случае необходимости

Открывай скорее книжку!

(Развести руки в стороны)

В книжке мошка, мышка, мишка,

(По тексту)

В книжке мячик круглый бок,

Вверх, вниз, прыг, скок.

В книжке зонт, открой и пой,

(Поднять руки вверх над головой)

Дождик льёт, а ты сухой!

(Пальчиками по коленям)

Киска в книжке близко – близко

(Поглаживание рук)

На цветной картинке киску

Долго глажку я рукой –

Ведь у киски мех такой.

Дети выполняют упражнения по образцу.

Дети проявляют физическую активность

Снято мышечное напряжение. Дети готовы к дальнейшей деятельности

2.4 Повторное чтение с установкой на запоминание

Задачи:

Воспитывать умения слушать новые рассказы

Формировать интерес к чтению

Выразительное чтение

иллюстрация

Воспитатель читает второй раз сказку и раскладывает картинки, обозначающие последовательность действий

Дети внимательно слушают сказку,

рассматривают картинки, запоминают сказку


Дети проявляют желание слушать новые рассказы

Дети проявляют интерес к чтению


2.5 Пересказы детей

Задача:

Развивать связную (диалогическую и монологическую) речь детей в процессе пересказа рассказа «Косточка»

Пересказ

рассказывание

поощрение

иллюстрация

Воспитатель эмоционально вовлекает в слушание пересказов.

-Ребята, ко хочет попробовать рассказать нам рассказ Л.Н.Толстого «Косточка», по картинкам?

-Хорошо, Марк начинает первый пересказывать текст прочитанного рассказа по картинкам, а мы все будет ей помогать

-С чего начинается рассказ? Марк, посмотри на картинки, вспомним вместе

-Правильно, «купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их»

-Что сделал Ваня потом? (не удержался и съел сливу)

- Что было дальше?

-Верно, отец спросил у семьи, кто съел сливу

-Что все дети ответили отцу?

-Действительно, все сказали, что сливы никто не ел. И Ваня сказа, так же, но покраснел как рак

-Кто помнит, что после этого сказал отец?

-Верно, отец сказал Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.

-Что после этих слов произошло с Ваней?

-Точно, он испугался, и сказал, нет, я косточку бросил за окошко

-И чем ж закончился рассказ?

-Правильно, все засмеялись, а Ваня заплакал

-Молодцы! Какой отличный у нас с вами получился пересказ.

Дети начинают пересказывать сказу с опорой на картинки

Дети демонстрируют связную (диалогическую и монологическую) речь в процессе пересказа рассказа «Косточка»

2.6Дидактическая игра «Кто это?»

Задача:

Развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением.

Беседа, игра

- Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Собери правильно». На столе лежат разрезанные картинки, вам нужно будет собрать их в правленой последовательности, а потом рассказать, что у вас получилось


Дети слушают педагога, играют в дидактическую игру «Собери правильно» отвечают на вопросы полным предложением

Дети демонстрируют умение отвечать на вопросы полным предложением


3. Рефлексия.

Задачи:

Формировать умение анализировать деятельность и оценивать результаты своей деятельности

Беседа

Воспитатель задаёт вопросы, обсуждает их с детьми.

-Что вам показалось самым сложными? (ответы детей)

- Что больше понравилось? (дети высказываю свое мнение)

-Ребята, а кто запомнил, как называется рассказ, который мы сегодня читали ? (Косточка) 

- Правильно, а кто автор этого рассказа? (Лев Николаевич Толстой великий, русский писатель)

- Чему же научил вас этот рассказ,  («этот рассказ учит нас о том, что главное, это найти в себе силы признаться в плохом поступке, сказать правду и попросить прощение.)

Ребята, есть такая пословица «Тайное всегда становится явным», как вы думаете она подходит к нашему рассказу?(да )

- Почему? (Потому что Ваня съел сливу, думал никто не узнает об этом, но все узнали, и ему стало стыдно.)

-Думаю, если с вами случиться такая ситуация, вы обязательно поступите правильно


Дети слушают педагога, отвечают на вопросы, отвечают полным предложением


Дети анализируют деятельность и оценивают результаты своей деятельности

4.Открытость

Задача:

Ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Беседа

- Ребята, я предлагаю вам в свободное время нарисовать картины, которые подойдут к этому рассказу Вы согласны?

(ответы детей)

- Замечательно

Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы

Дети ориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах