1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); | - Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Педагогическое требование - Методы формирования сознания: Беседа - Методы развития познавательного интереса: Формирование готовности к восприятию. | - Здравствуйте, ребята. - Наш урок начнется с музыки. Давайте послушаем её. (музыкальный интеллект) Звучит песня В.Шаинского «Песня о цирке». - Что вы услышали? - Кто из вас был в цирке? - Сегодня мы с вами погрузимся в атмосферу цирка, но для начала давайте проверим готовность к уроку. - Предлагаю проверить свою готовность к уроку – на столе должен лежать только учебник, пенал и дневник. - Кто готов приступить к уроку, может присаживаться. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция); коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли); |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: актуализировать знания детей об авторах и их творчестве, выйти на проблему урока, постановка цели и плана урока. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей). | Методы воспитания: Методы формирования сознания: Методы воздействия на мотивационную сферу: Методы обучения: Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль); Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта (Метод взаимной проверки) Методы развития психических функций, творческих способностей, личностных качеств детей (Постановка проблемы или создание проблемной ситуации). | - Итак, ребята. Для того, чтобы определить с каким рассказом мы сегодня будем работать давайте посмотрим на слайд. (на слайде показаны изображения, обучающимся необходимо выбрать какое произведение относится к теме цирка) - Какой рассказ относится к теме цирка? (девочка на шаре) (логико-математический интеллект) - Почему вы думаете, что это именно этот рассказ? (предположения) - Верно, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Девочка на шаре», т.к. с помощью этого рассказа мы сможем погрузиться в атмосферу цирка. - Что является главным в атмосфере цирка? (предположения) - Атмосфера цирка завораживает нас с детства. Ведь это совершенно иной, загадочный мир, в котором даже невозможные вещи становятся реальностью - Но для того, чтобы приступить к изучению данного рассказа, я предлагаю составить план урока. (незаконченные предложения) План урока: 1. Узнать … 2. Познакомиться … 3. Составить … - Предлагаю продолжить фразы, которые представлены на доске. - Как вы думаете, что мы можем узнать? (Предположения) - Первый пункт плана будет – узнать биографию В.Ю. Драгунского - С чем мы можем познакомиться? - Второй пункт плана – познакомиться с рассказом В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре». - В чем мы можем с вами поупражняться? - Третий пункт плана звучит так: Составить последовательность рассказа «Девочка на шаре» (план представлен на доске) План урока: 1. Узнать биографию В.Ю. Драгунского 2. Познакомиться с рассказом В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре» 3. Составить последовательность рассказа «Девочка на шаре» - Главный вопрос, на который нам нужно ответить сегодня на, уроке- о чем же автор хотел рассказать нам этим произведением? На этот вопрос мы с вами ответим к концу урока. - Для того, чтобы красиво и четко проговаривать слова при ответах, предлагаю поупражняться со скороговорками. На слайде вы видите данную скороговорку: - Давайте прочитаем ее вместе, для начала медленно. Затем попробуем проговорить в быстром темпе. - Мы с вами поупражнялись и готовы приступить к выполнению пунктов плана. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению), познавательные УУД (общеучебные: формулирование познавательной цели; осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей). |
3. Решение проблемы Задача: выявить пути решения проблемы, познакомить обучающихся с биографией и творчеством В.Ю. Драгунского, рассказом «Девочка на шаре» Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). | Методы воспитания: Методы формирования сознания: Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, беседа, Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований) | - Дима, прочитай пожалуйста первый пункт плана (1. Узнать биографию В.Ю. Драгунского) - После того, как мы будем выполнять каждый пункт плана. Я буду отмечать галочкой. (межличностный интеллект) - У вас на партах лежит лист с биографией В.Ю. Драгунского. Сейчас каждый читает про себя и затем один из вас задает своему соседу по парте вопросы. Каждый из вас задает по два вопроса. Биография: Драгунский Виктор Юзефович известный писатель-прозаик, поэт, автор известного детского цикла «Денискины рассказы». Родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Из-за тяжелого материального положения Виктор рано начал работать. В свободное время он увлекался литературой, посещал литературно-театральный кружок. Поступил в «Литературно-театральные мастерские», где учился актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (сейчас Театр им. Н.В. Гоголя). Позднее его пригласили в Театр сатиры. В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы. только будучи взрослым человеком Драгунский выпустил свою первую книжку для детей «Он живой и светится» (1961 год). Но основную известность принес цикл " Денискины рассказы", появившиеся в печати с 1959 года. За десятилетие активной творческой деятельности Драгунский создал более 90 произведений. На их основе были созданы сценарии к фильмам и постановкам, брали сюжеты для "Ералаша". Вопросы: 1. Кем является В.Ю. Драгунский? 2. Куда поступил Драгунский и чему учился? 3. Как называлась первая книга для детей? 4. Что принесло известность Драгунскому? - Влад, скажи пожалуйста, что вам сейчас необходимо сделать? (прочитать биографию и ответить на вопросы) - Верно. Есть вопросы по заданию? - Тогда давайте приступим на выполнение у вас есть 3 минут. - Ребята, вижу, что уже справились с заданием. - Василиса, прочитай пожалуйста первый пункт плана. (1. Узнать биографию В.Ю. Драгунского) - Мы выполнили этот пункт плана? - Тогда что я сейчас должна сделать? - Верно, поставить галочку, что мы уже выполнили этот пункт. - Ребята, мы выполнили с вами первый пункт плана и теперь может идти дальше. Но для начала я предлагаю вам размяться. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата), познавательные УУД (общеучебные: осуществление поиска и выделения информации; логические: владение логическими действиями анализа, обобщения, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |
5. Первичное закрепление Задача: способствовать умению воспринимать на слух художественный текст, умению рассказывать о героях произведения «Девочка на шаре», отражая собственное отношение к ним, умению выразительно читать эпизоды из произведения. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (логические: владение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). | Методы воспитания: Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: Методы формирования сознания: Методы обучения: Методы организации учебно-познавательной деятельности (Методы получения новых знаний: рассказ, объяснение, беседа, иллюстрация, работа с книгой; Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнение; Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа); Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; | - Ребята, мы с вами отдохнули и можем приступать к выполнению второго пункта плана. - Даша, прочитай пожалуйста второй пункт плана. (2. Познакомиться с рассказом В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре») - Спасибо. - Для того, чтобы выполнить данный пункт плана предлагаю вам открыть учебник на странице 130. - Прочитайте название рассказа. (лингвистический интеллект) - Как вы думаете, о чем может быть этот рассказ? - Рассмотрите иллюстрацию, которая изображена в учебнике. Что изображено? - Но для того, чтобы приступить к прочтению для начала нам необходимо с вами изучить слова, которые встретятся нам в рассказе. - у вас на столе лежат карточки со словами. Ваша задача записать значение слов и к некоторым словам приклеить картинки в свободные квадратики. (межличностный интеллект) - У вас есть вопросы? - Тогда давайте приступим. На сладе показаны слова и их значение. Словарная работа БРАВО – выражение чувства восхищения. ЭКВИЛИБРИСТКА – цирковая артистка, удерживающая равновесие на шаре, канате и др. предметах. АНТРАКТ – перерыв между выступлением. АРЕНА- круглая площадка с барьером, на которой выступают артисты. - Ребята, давайте разберем слова. - Первое слово прочитает Соня. Давайте проговорим все вместе. - Второе слова, Леша прочитай пожалуйста. Давайте проговорим слово все вместе. - Игорь, прочитай пожалуйста 4 слово. Проговариваем все вместе. - Тимофей, прочитай пожалуйста 5 слово. Проговариваем слово все вместе. - Ребята, мы разобрали с вами значение слов и теперь вам будет проще читать и понимать смысл данных слов. Чтение 1 части вслух по абзацам, комментарий по ходу чтения. (лингвистический интеллект) - Кто выступает в роли рассказчика? - Кто такая Аленка? - Почему Дениска мало что запомнил из посещения циркового представления. Вопросы к 1-й части: - Каким мы видим Дениску? - Какое настроение передается читателям? Когда вам было смешно? - Как рассказчик добивается улыбки читателя? (Переносит цирковое представление в реальную жизнь, события описываются глазами ребёнка). - Узнали ли мы что – нибудь о девочке на шаре? в) Чтение второй части про себя, выборочное чтение по вопросам: - Что понравилось Дениске в цирке? - Когда началась потеха? - Почему потеха перешла в суматоху? Вопросы и задания ко второй части: - Что мы узнали о вкусах Дениски? - Как надо читать отрывок о выступлении жонглёра? - Прочитайте его выразительно? - Что узнали про девочку на шаре? г) Чтение 3 части вслух. Вопросы и комментарии по ходу чтения. - Представьте себе эту девочку. Что в ней было особенного? - Какая музыка сопровождает выступление девочки? Почему тихая музыка и звон колокольчиков понравились Дениске, он же любил все веселое? - Какое открытие поразило Дениску? - Какое желание возникло у мальчика? Почему? - Почему Дениска “уже ни на что не хотел смотреть”? Вопросы и задания после чтения 3 части: - Почему же Дениску не развеселило выступление клоуна с петухом? - Спасибо за ваши ответы. - Миша, прочитай пожалуйста второй пункт плана (2. Познакомиться с рассказом В.Ю. Драгунского «Девочка на шаре») - Смогли ли мы выполнить данный пункт? Что тогда я должна сделать? - Мы с вами познакомились с рассказом «Девочка на шаре» и теперь можем приступить к следующему пункту плана. - Максим, прочитай пожалуйста последний пункт плана. (Составить последовательность рассказа «Девочка на шаре»). - Ребята, что мы будем сейчас с вами делать? (составим последовательность рассказа). - Сейчас ваша задача в парах составить из глаголов цепочку-последовательность действий в рассказе с целью определения ключевых событий / моментов. (логико-математический интеллект, межличностный интеллект) - Можете приступать к выполнению. Как будете готовы мы выполним с вами проверку. - Ребята, давайте посмотрим на наш план. Смогли ли мы выполнить 3 пункт плана? - Мы сделали последовательность рассказа «Девочка на шаре». План рассказа: Дениска с классом отправляется в цирк. Выступление жонглера. Выступление девочки на шаре. Дениска смотрит на номер не отрывая глаз. Девочка машет рукой Дениске. Вечером Дениска рассказывает о своих впечатлениях своему папе. Папа обещает сводить Дениску в цирк. Целую неделю Дениска ждал воскресенья. Папа не смог повести в цирк Дениску, так как у него были дела. Папа ведет Дениску в цирк. Девочки эквилибристки нет, она уехала в другой город. Дениска не хочет смотреть другие выступления и даже отказывается от мороженого. Папа понимает, что сын очень расстроенный. - Ребята, в начале урока у нас с вами стоял главный вопрос – о чем же автор хотел рассказать нам этим произведением? (О взаимоотношениях отца и сына, о взаимопонимании, о глубине чувств ребенка, о необходимости учиться понимать друг друга). - Теперь мы сможем с вами ответить на данный вопрос. - Верно, автор хотел нам сказать, что родители часто не замечают, что происходит в душе ребёнка, проблемы детей кажутся им мелкими, неважными. Главный герой впервые испытал сильное чувство восхищения: его поразила юная эквилибристка, которая выступала в цирке на шаре. Сначала отец не воспринимает отчаяние сына всерьёз, пытается отвлечь его внимание, но вскоре понимает, что для Дениски отъезд девочки — большая трагедия, а он ничем не может ему помочь. Отец чувствует свою вину, так как не смог пойти с сыном в цирк сразу, как обещал. Главная мысль этого произведения в том, что родители должны быть внимательны к своим детям, чтобы помочь им пережить не детские разочарования. - Мы смогли ответить на главный вопрос. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение планировать свою деятельность, овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации), познавательные УУД (логические: владение логическими действиями анализа, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений),коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение уважать мнение других людей в ходе обсуждения произведения, умение осмысливать собственное поведение и поведение окружающих). |
7. Подведение итогов. Рефлексия Задача: подвести итог урока, способствовать осуществлению у обучающихся оценки своей деятельности на уроке. Развивать у обучающихся: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осознание качества и уровня усвоения), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). | Методы воспитания: Методы стимулирования (поощрение); Методы воздействия на мотивационную сферу (поощрение); Методы воздействия на волевую сферу (требование). Методы обучения: Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности (Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение; Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль); Методы контроля и диагностики учебно-познавательной деятельности (Беседа). | - Ребята наш урок подходит к концу, и я предлагаю подвести итог урока. - Как называется произведение, которое мы сегодня с вами изучали? - Чему учит нас данное произведение? (лингвистический интеллект) - Можно ли придумать другое название данному произведению, которое бы выражало главную мысль? Поделимся впечатлениями: (внутриличностный интеллект) - взволновал меня … - навел на размышления… - произвело наибольшее впечатление… - я почувствовал, что…. - Мне бы хотелось похвалить ... за активность, внимательность на уроке. Надеюсь, что остальные будут также активно работать в следующий раз. - Спасибо вам за урок. | Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (волевая саморегуляция; умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осознание качества и уровня усвоения), коммуникативные УУД (умение слушать, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли). |