СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конструкт урока литературного чтения 2 класс "Принцесса на горошине"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт урока литературного чтения 2 класс Школа России "Принцесса на горошине" тип урока: урок открытия новых знаний

Просмотр содержимого документа
«Конструкт урока литературного чтения 2 класс "Принцесса на горошине"»


Конструкт урока литературного чтения

Класс: 2

УМК: Школа России

Тема урока: сказка Ганса Христиана Андерсена «Принцесса на горошине»

Цель: формирование предметных умений через чтение и анализ произведения Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине».

Планируемые результаты:

  • Личностные: проявляют интерес к уроку литературного чтения, интерес к чтению, творческую активность.

  • Метапредметные:  обучающиеся проявляют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Проявляют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, самоконтроль. Проявляют познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Проявляют коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • Предметные: знакомы со сказкой Ганса Христиана Андерсена «Принцесса на горошине»; продолжают развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; совершенствуют связную речь, навыки беглого и выразительного чтения, обогащают словарный запас, умеют ориентироваться в тексте.

Задачи:

  • Воспитательные: Воспитывать любовь к уроку литературного чтения, интерес к чтению, творческую активность.

  • Развивающие: обучающиеся проявляют личностные УУД: действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Проявляют регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, самоконтроль. Проявляют познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Проявляют коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • Образовательная: знакомы со сказкой Ганса Христиана Андерсена «Принцесса на горошине»; формировать умение переводить зрительную информацию в словесную; совершенствуют связную речь, навыки беглого и выразительного чтения, обогащают словарный запас, умеют ориентироваться в тексте.

Принципы воспитания и обучения:

  • принцип деятельности;

  • принцип непрерывности;

  • принцип целостного представления о мире;

  • принцип минимакса;

  • принцип психологической комфортности.

Методы воспитания и обучения:

По источнику получения знаний:

Словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой). Наглядные (демонстрация, иллюстрация). Практические (упражнение, практическая работа).

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Методы получения новых знаний (объяснение, беседа). Методы закрепления и повторения материала (повторение).

По дидактическим целям:

Методы приобретения новых знаний: проблемно – поисковый.

Методы стимулировании учебно-познавательной деятельности:

Методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха), использование игровых форм; метод сравнения, метод фактов, метод исследования, метод прогнозирования.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: компьютер; электронная доска; электронная презентация (приложение 1), горошинки (желтая и зеленая х18шт) – (приложение 2); изображение полянки (приложение 3); мультфильм «Принцесса на горошине» (Америка – 2002 г.) – (приложение 4).


Методы развития речи:

  1. Имитационный (поисковая деятельность, (на 2 урок пересказ, по плану)

  2. Коммуникативный (создание речевых ситуаций)

  3. Конструктивный (словарная работа, упражнение опирающееся на теорию текста)


Тип урока: открытие новых знаний

Структура урока по Е.Л.Мельниковой: Этапы урока по технологии проблемного диалога



  1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

  2. Выдвижение версий решения проблемы.

  3. Актуализация имеющихся знаний.

  4. Составление плана решения проблемы.

  5. Физминутка

  6. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

  7. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

  8. Информация о домашнем задании.

  9. Рефлексия учебной деятельности.


Список литературы:

  1. ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2016 год/ Министерство и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2016

  2. Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты Л 64 уроков 2 класс: Пособие для учителей общеобр. Учрежд./ М. В. Бойкина, Л. С. Илюшин, Т. Г. Галактионова, Н.И. Роговцева. – М.; СПб.: Просвещение, 2012. -88 с.

  3. Литературное чтение. 2 класс. Учеб.для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 80 с. : ил. – (Школа России).

  4. https://infourok.ru/konstrukt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-syamarshak-avtobus-nomer-dvadcat-shest-klass-2460139.html - Крупнейший образовательный интернет-проект в России






Ход урока

Этапы урока, задачи

Методы, приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя и обучающихся

Планируемые результаты

1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками.

Задача: мотивировать детей на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на работу, создать положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.


Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности:

  • Педагогическое требование;

Методы развития познавательного интереса:

  • Формирование готовности к восприятию

  • Беседа

Методы обучения

Методы получения новых знаний:

  • Беседа, объяснение;

Методы эмоционального стимулирования:

создание ситуации успеха.

- Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

- Сегодня на уроке мы с вами изучим необычное произведение, чтобы узнать его название, попробуем разгадать литературный кроссворд.

1) О каком произведении идет речь?

Три собаки под землей,

Охраняли свой покой.

Сундуки монет под ними,

Были медно-золотыми.

2) Из какого произведения Г. Х. Андерсена этот отрывок?

«Он восседал в своём золочёном кресле, читал – читал и поминутно кивал головой – ему очень приятно было читать похвалы своей столице, дворцу и саду».

3) О каком произведении идет речь?

Героиня этой сказки всем нравится.

Полюбила она принца красавца.

И в любви безответной тоскуя,

Превратилась в пену морскую.

Всем известна эта сказочка.

А название её

4) О каком произведении идет речь?

Эта девочка маленькая и хрупкая.

Уместиться смогла в скорлупке.

От того она хороша,

В ней живёт большая душа.

Пусть и меньше она напёрсточка,

Всем нам очень мила

Деятельность обучающихся:

- Огниво.

- Соловей.

- Русалочка.

- Дюймовочка.


Личностные УУД: самоопределение;, положительное отношение к школе, принимают образец «хорошего ученика».

2.Выдвижение версий решения проблемы.

Задача: обеспечить мотивацию к выдвижению гипотез по проблеме.


- Что объединяет эти сказки? (Все эти произведения написал Г. Х. Андерсен)

- Совершенно верно. Внесем в кроссворд имя автора этих сказок.

- Внесем в кроссворд имя автора.

- Посмотрите на выделенное слово (горох). - Догадались ли вы, какое произведение Г. Х. Андерсена мы будем изучать?

- «Принцесса на горошине».

- Сформулируйте тему и цель урока.

- Верно, тема нашего урока сказка Г. Х. Андерсена«Принцесса на горошине» и сегодня на занятии мы будем изучать это произведение.

Личностные УУД:

-самоопределение

-смыслообразование.

Регулятивные УУД:

-целеполагание

-контроль

Познавательные УУД:

-умение структурировать здания

-анализ и синтез.

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3.Актуализация имеющихся знаний.

Задача: обеспечить мотивацию обучения обучающихся. Подвести детей к теме урока с помощью диалога, актуализировать знания и способы действия.


Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности:

  • Рассказ;

  • Объяснение.

Методы обучения

Методы получения новых знаний:

  • Беседа, объяснение, рассказ;

Методы контроля и диагностики познавательной деятельности:

  • Беседа


- Прежде чем начать читать эту сказку, я хочу вам немного рассказать об авторепроизведения, портрет которого вы видите

на слайде.

- В небольшой стране Дании есть маленький остров Фюн, а на нём город Оденсе. В этом городе 2 апреля в 1805 году родился Ганс Христиан Андерсен. Он был единственным сыном сапожника и прачки. Отец читал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь», водил сына в театр. В 14 лет мечтавший стать актёром Андерсен отправилсяв Копенгаген. Работал танцором, певцом, ведь он обладал замечательным голосом. Тогда же появились его первые произведения. Его сочинения долго никому не нравились. Только в 1835 году Андерсен написал сказку «Огниво».

«У меня масса материала, - писал Андерсен, иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!» И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них».

- Сборники сказок Андерсена мгновенно стали известны, их перевели на разные языки. Андерсен стал всемирно знаменит. - Обратите внимание на выставку книг Г.Х. Андерсена. Он написал более 170 сказок.

- Ребята, какие произведения Г. Х. Андерсена вы уже читали?

- Ребята, давайте подумаем, какой должна быть настоящая принцесса?

- Прежде чем начать чтение произведения Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине», предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма по мотивам книги «Принцесса на горошине».

Чтение текста учителем

- Итак, в тексте нам встретились новые слова. Значение некоторых слов мы узнаем из словаря в учебнике, но некоторых слов в этом словаре нет, поэтому заранее я уже нашла в толковых словарях значения слов: «принцесса», «гагачий», «почивать». А вам предлагаю найти слова в словаре учебника: «тюфяк», «перина», «Кунсткамера».

Обсуждение лексического значения словарных слов.

Физминуткадля глаз.

- Итак, ребята, приготовились к чтению. Но помните, что сказку нужно читать выразительно, тогда её будет интересно слушать. При чтении обратите внимание, будет ли меняться интонация во время чтения.


Личностные УУД:

-самоопределение

-смыслообразование.

Регулятивные УУД:

-целеполагание

-контроль

Познавательные УУД:

-умение структурировать здания

-анализ и синтез.

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

4.Составление плана решения проблемы.

Задача: составить план по решению проблемы.


- Для начала представьте себе, как должна выглядеть настоящая принцесса, а после просмотра видеофрагмента ответим на вопрос, сошёлся ли образ вашей принцессы с образом из мультфильма.

Просмотр мультфильма.

Вопросы по мультфильму:

- Как вы представили себе принцессу? Сошелся ли образ вашей принцессы с образом принцессы из мультфильма?

- Чем принцесса отличается от простой девушки?

- Подумайте, почему никто не поверил, что девушка в мультфильме настоящая принцесса?

- Итак, ребята, давайте теперь посмотрим, как Г. Х, Андерсен описывает принцессу в совей книге. Сейчас я буду читать произведение. Ваша задача – по ходу чтения следить за текстом и найти слова, значение которых вам не понятно. Приготовились.











Личностные УУД:

-самоопределение

-смыслообразование.

Регулятивные УУД:

-целеполагание

-контроль, коррекция

Познавательные УУД:

-умение структурировать здания

-анализ и синтез.

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

5.Физминутка

Задача: снять мышечное напряжение


Как солдаты на параде.

Мы шагаем ряд за рядом.

Левой — раз, правой — раз.

Посмотрите все на нас.

Все захлопали в ладошки —

Дружно, веселее!

Застучали наши ножки —

Громче и быстрее!

Завертелись наши ручки,

Снова опустились.

Мы на месте покружились

И остановились.



6. Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

Задача: разобрать пункты плана.

Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности:

  • Педагогическое требование;

  • Объяснение.

Методы стимулирования деятельности и поведения:

  • Поощрение.

Создание ситуации успеха

Чтение.

Вопросы по содержанию:

- Почему принц никак не мог жениться?

- Опишите как выглядела принцесса в тот вечер? Можно ли по ее виду было догадаться, что это настоящая принцесса?

- Как королева решила проверить принцессу?

- Расскажите, как спалось принцессе?

- Что помогло всем понять, что принцесса настоящая?

- Что случилось с горошиной?

Личностные УУД:

-самоопределение

-смыслообразование.

Регулятивные УУД:

-целеполагание

-контроль

Познавательные УУД:

-умение структурировать здания

-анализ и синтез.

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

7. Выражение решения проблемы и применение нового знания на практике.

Задача: обеспечить подтверждение или опровержение гипотез по проблеме.

Методы воспитания:

Методы формирования сознания личности:

  • Педагогическое требование;

  • Объяснение.

Методы стимулирования деятельности и поведения:

  • Поощрение.

Создание ситуации успеха

На доске: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

- Как вы понимаете пословицу?

- Как вы думаете, что в этой сказке вымысел?

В начале урока мы познакомились с двумя значениями слова «принцесса». Вспомните лексическое значение этого слова.

1. Титул;

2.(иронич.) о чересчурпривередливом и чувствительном к неудобствам.

- Как вы думаете, в каком значении употребляет Андерсен слово «принцесса»? Обсудите с товарищем. Объясните свой ответ.

- В каким ситуациях можно употребить выражение «принцесса на горошине»? Приведите примеры.

- Итак, ребята, мы с вами окончили читать сказку Г. Х. Андерсена «Принцесса на горошине».

- Докажите, что это произведение относится к жанру сказки.

- Какие события можно назвать реальными? А какие сказочными?

- Какова основная мысль сказки «Принцесса на горошине»? (Как вы думаете зачем Г. Х, Андерсен написал сказку «Принцесса на горошине»?)

- Что нам помогло понять это произведение?

Проявляют регулятивные УУД:  способность к волевому усилию, самоконтроль; познавательные УУД: (общеучебные): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

8.Информация о домашнем задании

Задача: дать инструктаж о д/з.


Перечитать произведение полностью.


9.Рефлексия

Задача: формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



- Посмотрите, у вас на парте лежат маленькие горошинки. Сегодня мы засеем ими нашу полянку. Если все на уроке у вас получалось, посадите зеленую горошину, если при чтении и анализе текста возникли трудности – желтую.

- Молодцы, ребята. За то, что вы хорошо работали сегодня на уроке, я дарю вам виртуальную игру викторину по сказкам Г. Х. Андерсена. Когда вы прочтете сказки Андерсена, вы сможете в классе поиграть в эту игру.

-Какую сказку мы читали на уроке?

-Кто ее автор?

-Чему вы учились на уроке?

- Понравилась вам сказка? Чем?

-Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...



Проявляют коммуникативные УУД: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.