1. Мотивация к учебной деятельности Задача: смотивировать детей на предстоящую деятельность, проверить готовность к уроку. | Методы обучения: 1. Методы эмоционального стимулирования: • создание ситуации успеха 2. Методы развития познавательного интереса: •формирование готовности к восприятию | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Татьяна Александровна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. -Проверьте готовность к уроку. На вашей парте должна лежать тетрадь, учебник русского языка, дневник, пенал. - У кого всё из перечисленного лежит на парте, просигнализируйте – показав класс. - Спасибо, вижу все готовы к уроку, можете тихонько присаживаться на места. - Ножки стоят на полу, спинка прямая, ручки лежат домиком на парте, все внимание на меня. -Послушайте стихотворение и скажите, какими надо быть на уроке. «На уроке будь старательным Будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говорите четко, внятно, Чтобы было все понятно. Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать». - Итак, ребята, какими надо быть на уроке? (старательным, спокойным, внимательным) -Верно, ребята, чтобы стать успешными на уроке русского языка, нам нужно стараться, нужно быть старательным, внимательным и тогда у вас все получится. | Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию) |
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихсяи выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося, тренировка соответствующих мыслительных операций, обеспечение развития познавательных и коммуникативных УУД. | Методы обучения: 1. По источнику получения знаний: • словесные: беседа • наглядные: демонстрация, организация наблюдения 2. Методы закрепления и повторения изученного материала: • беседа, повторение 3. Методы эмоционального стимулирования: • создание ситуации успеха • поощрение 4.Методы формирования ответственности и обязанности: •предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы воспитания: 1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: • поощрение | -Ребята, чему мы учимся на уроках русского языка? (правильно и аккуратно писать, соблюдая правила письма) - Для того, чтобы мы с вами аккуратно и правильно писали, предлагаю провести словарную работу. - А для того, чтобы узнать, какое слово мы сегодня будем писать, отгадайте загадку, слушайте внимательно Самый лучший день недели, Когда будни надоели. Спим подольше, пьём варенье, В выходной день … (воскресенье) - Верно, это воскресенье. - Сегодня мы с вами узнаем, как пишется слово воскресенье. (на слайде слово в_скр_сень_) - Ребята, как вы думаете какие буквы пропущены в данном слове? (о, е, е) - Почему пропущены данные буквы? (можем ошибиться в написании) - Как мы можем разделить слово воскресенье на слоги? (во-скре-сень-е) - Сколько слогов получилось? (4) - На какой слог падает ударение? (на 3 слог букву е) - Есть разница между тем, как мы произносим слово и как пишем? (да) - Чтобы в этом убедиться предлагаю на 3, 4 произнести слово воскресенье. (произносим) - Как мы произнесли слово воскресенье? (васкрисенье) - Есть разница между тем, что мы слышим и тем, что мы пишем? (да) - В этих пропусках можно легко ошибиться, потому что его нельзя проверить, так как оно словарное и его нужно запомнить, для этого я предлагаю вам записать слово воскресенье к себе в тетрадь. - Ребята, перед тем как мы с вами начнём писать, нам нужно размять пальчики, для этого предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику вместе со мной. Из гнезда торчат (большой палец с указательным) Клювы маленьких стрижат (большой палец со средним) Клювик раз (большой палец с безымянным) Клювик два (большой палец с мизинцем) Лапки, лапки (сжимаем и разжимаем кулачки) Голова. (крутим кистями рук). - Молодцы! Опустите ручки. - Помним про правильную посадку. - Сидим прямо, ровно, ножки подружим с полом, а ручки подружим с партой. Вижу каждый сел правильно, у всех спинка ровная, ножки стоят прямо. Обе ручки опираются о край стола, а локти выступают за край стола. Придерживаем тетрадь левой рукой - ручку возьмем правильно. (показываю) - Откройте свои тетради. От прошлой работы отступите 2 строчки вниз в третьей пишем дату, сегодня 14 апреля, не забывайте поставить точку в конце. Ниже в следующей строке пишем классная работа. - Кто записал – руку на локоток, глазки на меня. - Сейчас мы с вами каллиграфически правильно пропишем слово воскресенье, обратите внимание на слайд и посмотрите, как оно пишется. - Прописываем в строку 4 раза слово воскресенье. (прохожу смотрю) -Напоминаю вам: Расстояние между буквами, их ширина и высота должны быть одинаковыми, с одинаковым наклоном, на одинаковом расстоянии друг от друга, пишем красиво, стараемся. - Кто готов – ручки на локоток, глазки на меня. - Я вижу, что уже все закончили. - Теперь подчеркните простым карандашом буквы, которые выделены зелёным цветом. - Как вы думаете, почему они выделены зелёным цветом? (можем ошибиться в их написании) - Теперь поставьте точки вверху над теми буквами, которые похожи с образцом. - Кто готов – глазки на меня. - Ребята, я знаю, что вы на прошлом уроке изучали личные местоимения. Кто нам может напомнить, что такое местоимение? (это часть речи) - На что указывают местоимения? (указывают на предметы, но не называют их) - Ребята, для того, чтобы вспомнить личные местоимения предлагаю поиграть в игру. Если я называю личное местоимение, то вы хлопаете в ладоши, если это слово не относится к местоимению, то вы ничего не делаете. - Я (хлопают) До На Мы (хлопают) Ты (хлопают) Он (хлопают) От Вы (хлопают) Она (хлопают) За Они (хлопают) Из Оно (хлопают) - Молодцы, мы с вами вспомнили личные местоимения. - Для того, чтобы вспомнить, какие местоимения относятся к 1, ко 2 и к 3 лицу, я предлагаю заполнить таблицу, которая лежит у вас на парте. Вам необходимо распределить личные местоимения по колонкам. Местоимения: он, я, вы, ты, она, мы, они, оно - Кто готов – глазки на меня. - Давайте проверим. Обратите внимание на слайд, и сверьте свои ответы со ответами со слайда. - 1 лицо – я, мы. 2 лицо – ты, вы. 3 лицо- он, она, они. 1 лицо | 2 лицо | 3 лицо | Я, мы | Ты, вы | Он, она, они | -У кого всё правильно покажите класс. - Отлично, молодцы. - Ребята, сегодня мы продолжаем изучать местоимения, но, чтобы узнать тему нашего урока – обратите внимание на слайд. - Тема урока перепуталась и для того, чтобы узнать, как будет она называться предлагаю её собрать. (третьего лица Род местоимения единственного числа.) - Верно, тема нашего урока: Род местоимения третьего лица единственного числа. (прикрепляется на доску) - Ребята, обратите внимание на слайд, здесь представлены задачи урока, но они тоже перепутались, давайте попробуем их собрать. 1. род у местоимений 3-го л. ед.ч. Научиться определять 2. местоимения 3 – го л. в тексте. Научиться использовать 3. имена существительные на местоимения. Потренироваться заменять - Помним, что предложение начинается с заглавной буквы, а в конце предложения ставится точка. - Как будет звучать первая наша задача? вторая, третья? (прикрепляются на доску) Задачи: Научиться определять род у местоимений 3-го л. ед.ч. Научиться использовать местоимения 3 – го л. в тексте. Потренироваться заменять имена существительные на местоимения. | Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют её реализацию; контролируют, вносят коррективы в их выполнение); познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в устной форме; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи); коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять лицо местоимений. |
3.Открытие новых знаний и способов действий. Решение проблемы. Задача: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление обучающимися изучаемого материала. | Методы обучения: 1. По источнику получения знаний: • словесные: беседа, работа с учебником • наглядные: демонстрация, организация наблюдения •практические: упражнения 2.Методы эмоционального стимулирования: • создание ситуации успеха • поощрение 4. Методы развития познавательного интереса: •стимулирование занимательным содержанием Методы воспитания: 1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: • поощрение | - Ребята, у каких частей речи мы можем определить род? (у существительных, глаголов, прилагательных) - Верно, мы можем определить род у существительных и прилагательных. - Какая часть речи изменяется по родам? (прилагательные) - Для решения первой задачи, для того, чтобы научиться определять род у местоимений предлагаю выполнить задание. Но сначала нужно разгадать ребусы. - Первый ребус, кто догадался, что это за слово? (ручей) - Верно, первое слово ручей. (вывешиваю на доску слово) - Давайте попробуем разгадать второй ребус. - Кто разгадал ребус? (листва) - Верно, это листва. (вывешиваю на доску слово) - Следующий ребус: - Кто догадался, какое слово здесь зашифровано? (дерево) - Верно, это дерево (вывешиваю на доску слово) - Ещё раз обратите внимание на данный слова. - Мы можем определить у данных слов род? (да) - Слово ручей мы каким местоимением можем заменить? (он) – прикрепляется на доску - А слово листва мы каким местоимением заменим? (она) – прикрепляется на доску - Теперь обратим внимание на последнее слово – дерево, каким местоимением мы его можем заменить? (оно) - прикрепляется на доску. - Верно. - Эти местоимения, которые мы с вами заменили – какого лица? (3) – прикрепляется выше слов - А в каком числе эти местоимения? (единственном) – прикрепляется на доску - Местоимение он – это какой род? (мужской) – прикрепляется на доску - Верно. - А местоимение она – это какой род? (женский) - прикрепляется на доску. - Оно – это какой род? (средний) - прикрепляется на доску - Верно. - Ребята, какой мы можем сделать вывод о местоимениях 3 лица единственного числа? (он – местоимение мужского рода, она – женского, оно - среднего) - Какое местоимение 3 лица мы не назвали? (они) - прикрепляется на доску. - В каком числе это местоимение? (множественном) - Местоимение они – какого рода? (не можем определить) - Верно, в местоимении мн. ч. они - род не определяется. - Ребята, кто может сделать вывод о местоимениях 3 лица, опираясь на наглядный материал? - Давайте проверим ваши рассуждения, для этого откроем учебник на странице 95 и прочитаем правило вверху страницы. - Кто может прочитать правило? - Какие слова выделены в правиле? (изменяются по родам, он, оно, она) - Почему эти слова выделены в правиле? (мы должны запомнить эти местоимения, что они изменяются по родам) - Ребята, давайте обратимся к задачам нашего урока. Прочитай первую задачу. (научиться определять род у местоимений) - Мы выполнили её? (да) - Что мы для этого сделали? (заменяли сущ. на местоимения, определяли род местоимений, число, лицо) | Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, контролируют, вносят коррективы в их выполнение; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога); коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его). Предметный: демонстрируют знания о том, как определять лицо и род местоимений. |
5. Первичное закрепление Задача: выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся. | Методы обучения: 1. По источнику получения знаний: • словесные: беседа, работа с учебником • наглядные: демонстрация, организация наблюдения •практические: упражнения 2. Методы закрепления и повторения изученного материала: • беседа, повторение 3. Методы эмоционального стимулирования: • создание ситуации успеха • поощрение Методы воспитания: 1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: • поощрение | - Для того, чтобы потренироваться определять лицо местоимений единственного числа, предлагаю выполнить упражнение 161. - (Имя), прочитай задание. (определите лицо, число и род местоимений в единственном числе) - Обратите внимание, какие местоимения представлены. - Местоимение он какого рода? (мужского) - Местоимение она какого рода? (женского) - А местоимение оно какого рода? (среднего) - Местоимение они какого рода? (не определяется, т.к. во мн. ч.) - Верно. - Эти местоимения какого лица? (3) - Выполним задание под 2-ой точкой: соотнесём сущ. с местоимением. - Итак, какое первое слово представлено? (сирень) - (Имя), выходи к доске. - Записываем первое существительное – сирень, рядом в скобках местоимение и через тире род. Образец: Сирень (она) – жен. р. - Слово сирень мы каким местоимением можем заменить? (она) - Верно, записываем в скобках она. - Местоимение она это какой род? (женский) - Верно, записываем через тире жен. род. - (Имя), выходи к доске, записываем следующее слово – тополь ниже в столбик. - Слово тополь мы каким местоимение заменим? (он) (ОТВЕЧАЮТ ПОЛНЫМ ОТВЕТОМ) - Это какой род? (мужской) - Давай полным ответом. - Верно, записываем. - (Имя), выходи к доске, записываем следующее слово морковь ниже. - Слово морковь мы каким местоимение заменим? (она) - Местоимение она это какой род? (женский) - Верно, записываем. - (Имя), выходи к доске, запишем ещё одно слово имя. - Слово имя мы каким местоимением заменим? (оно) - Местоимение оно это какой род? (средний) - Верно, записываем. - Давайте сделаем вывод, как мы можем определить род у имён существительных? (чтобы легко определить род у имени сущ. необходимо заменить сущ. на местоимение) - Ребята, зачем в речи нам нужны местоимения? (чтобы предложения были красивые и правильные) - Для решения 2 задачи - Мы будем учиться использовать местоимения 3 лица в тексте, для этого мы выполним упражнение 164. - Вам необходимо в парах составить 2-3 предложения по рисунку устно, в одном из предложений нужно употребить местоимение 3-го лица. Предложения вы будете составлять в парах. 1 ряд составляет предложения по первому рисунку, 2 ряд по 2, 3 ряд по третьему рисунку. - Кому не понятно задание поднимите руку. На данное задание вам даётся 2 минуты. - Давайте послушаем друг друга, далее вы выберите любую картинку и запишите по ней предложения. - Кто желает представить свои составленные предложения с 1 ряда? со 2, с 3 ряда. (спрашиваю по одной паре с каждого ряда) - У вас получились замечательные предложения. - Теперь выберите любую картинку, составьте 2-3 предложения с использованием местоимения 3 – го лица, запишите эти предложения к себе в тетрадь. Вам даётся на это задание 3 минуты. - Кто готов глазки на меня. - Кто желает прочитать свои предложения? (слушаю 2 учеников) - Давайте обратимся к задачам нашего урока. Что было во 2 задаче? (Научиться использовать местоимения 3 – го лица в тексте) - Мы выполнили её? (да) - Что мы для этого сделали? (выполняли упражнение 164, составляли предложения, употребляя местоимения) | Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом); познавательные УУД (решают познавательную задачу осознанно; строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога); коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять род местоимений 3 л. ед. ч. |
6. Этап самостоятельной работы. Задача: обеспечить закрепление полученного нового опыта в решении практических задач. | Методы обучения: 1. По источнику получения знаний: • словесные: беседа, работа с учебником •практические: упражнения 2. Методы закрепления и повторения изученного материала: • беседа 3. Методы эмоционального стимулирования: • создание ситуации успеха • поощрение 4. Методы развития познавательного интереса: •стимулирование занимательным содержанием 5. Методы формирования ответственности и обязанности: •предъявление педагогических требований, оперативный контроль. Методы воспитания: 1.Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: • поощрение | - Ребята, для решения третьей задачи, для того, чтобы потренироваться заменять имена существительные на местоимения предлагаю выполнить упражнение 166. - В данном задании нам необходимо прочитать текст, найти повторяющиеся имена существительные и заменить одно из них местоимением. - Для начала предлагаю прочитать текст по цепочке по одному предложению, начиная с первой парты. - Как вы поняли, о чём текст? (о зоопарке) - Давайте вместе найдём повторяющиеся имена существительные и где нужно заменим их местоимениями. - Давайте начнём со 2-ой цифры. - (Имя), прочитай предложения под цифрой 2. (В пруду плавала уточка. Уточка подплыла к берегу и закрякала.) - Здесь есть повторяющиеся имена существительные? (да) - Какие? (уточка) - В каком случае мы заменим имя сущ.-уточка на местоимение? (во 2 предложении) - Почему во втором? (потому что в первом предложении уже говорилось о уточке ИЛИ потому что если мы заменим в первом предложении уточка на местоимение она, будет не понятно про кого говориться в предложении) - Верно. - Теперь попробуйте самостоятельно, записывая в тетрадь заменить имя существительное на местоимение. Первый ряд работает с предложением под цифрой 3, второй с цифрой 4, третий с цифрой 5. На данное задание вам даётся 2 минуты. - Кто готов глазки на меня. - (Имя), прочитай под цифрой 3, что у тебя получилось. (У клетки стоял павлин. Он распушил свой красивый хвост.) - У кого получилось также – покажите класс. - Молодцы! - Кто работал с цифрой 4? Что у вас получилось? (Мы вошли в здание. Оно было большое и тёплое.) - У кого получилось также - покажите класс. - Хорошо! - Кто работал с цифрой 5, что у вас получилось? (Здесь жил старый слон. Он обедал. Сначала он съел морковь, потом принялся за сено.) - У кого получилось также - покажите класс. - Молодцы! ы отлично справились с заданием. - Давайте обратимся к задачам нашего урока. Что нам нужно было сделать в 3 задаче? (потренироваться заменять имена существительные на местоимения) - Мы выполнили эту задачу? (да) - Что мы для этого сделали? (выполняли упражнение 166, в предложениях повторяющиеся сущ. заменяли на местоимения) - Какой мы можем сделать вывод, зачем нужны местоимения в тексте? (для замены повторяющихся слов) - Что обозначают местоимения? - Назовите местоимения ж. р…, м.р…, ср.р… (ж.р – она, м.р. – он, ср. р - оно) | Личностные: обучающиеся проявляют чувства любви и уважение к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознают себя носителем этого языка; демонстрируют становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимают необходимости учения. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом); познавательные УУД (осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога); коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение пользоваться местоимениями в речи. |
8. Рефлексия учебной деятельности. Задача: самооценка результатов деятельности. | Методы обучения: 1. По источнику получения знаний: • словесные: беседа 2. Методы эмоционального стимулирования: • создание ситуации успеха • поощрение 3. Методы развития познавательного интереса: •стимулирование занимательным содержанием Методы воспитания: 1. Методы самоопределения личности ребенка: • рефлексия 2. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: • поощрение | - Ребята, наш урок подходит к концу. - Давайте с вами подведем итог урока. - Какая была тема нашего урока? («Род местоимения третьего лица единственного числа») - Какие задачи мы ставили перед собой. Что нам нужно было сделать, чтобы решить первую задачу? (научиться определять род у местоимений) - Мы выполнили её? (да) - Что мы для этого сделали? (заменяли сущ. на местоимения, определяли род местоимений, число, лицо) -Что нам нужно было сделать, чтобы решить 2 задачу? (Научиться использовать местоимения 3 – го лица в тексте). - Что мы для этого сделали? (выполняли упражнение 164, составляли предложения, употребляя местоимения) - Что мы делали, чтобы решить в третью задачу? (тренировались заменять имена существительные на местоимения) - Что мы для этого сделали? (выполняли упражнение 166, в предложениях повторяющиеся сущ. заменяли на местоимения) - Теперь я предлагаю вам оценить своё настроение. На ваших партах лежат смайлики. Пусть каждый из вас выберет определённый смайлик и покажет его: радостный - "мне было интересно и у меня всё получилось", грустный - "мне было трудно и трудности я не преодолел", - Ребята, кто поднял грустный смайлик – не переживайте, можете дома ещё раз попробовать выполнить упражнения или вы можете обратиться ко мне, и я вам обязательно подскажу. - Ребята, мне сегодня очень понравилось с вами работать. Я хочу похвалить (Имя), за активность на уроке. (Имя), за правильные ответы на уроке. (Имя), за внимательность на уроке. - Мы сегодня все очень хорошо поработали, узнали много нового и интересного. Спасибо вам за урок! - До свидания. | Личностные: обучающиеся проявляют внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; способность к оценке своей учебной деятельности. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (осуществляют волевую саморегуляцию; принимают и сохраняют учебную цель и задачу, планируют её реализацию; контролируют, вносят коррективы в их выполнение; понимают выделенные ориентиры действий в заданиях учебника при работе с учебным материалом); познавательные УУД (осознают познавательную задачу, решают её (под руководством учителя или самостоятельно); осознанно строят речевое высказывание в устной форме; осуществляют анализ, синтез как составление целого из частей; строят несложные рассуждения; устанавливают причинно – следственные связи; делают выводы, формулируют их с помощью педагога); коммуникативные УУД (выражают свои мысли в устной форме; участвуют в диалоге, общей беседе; приходят к общему решению; высказывают своё собственное мнение, аргументируют его). Предметные: обучающиеся демонстрируют умение определять лицо, число, род местоимений и пользоваться местоимениями в речи. |