Конструктор для сочинения по направлению
«Природа и культура в жизни человека»
Тема: «Чему человек может научиться у природы?»
План
1.Вступление. Об актуальности темы сочинения
2.Значение природы в жизни человека.
3.Толкование понятия «природа»
4.Формулировка тезиса сочинения
5. Первый довод к тезису и литературный пример
6. Второй довод к тезису и литературный пример
7 Заключение
1. ВСТУПЛЕНИЕ – 1 страница (20 строчек) Из них
1)Эмоциональная часть (5 строчек) Например, «Согласитесь, выбранная мною тема чрезвычайно важная и актуальная. …»
2)Связка - основное средство связи текста (1-2 строчки)
Например, «Дам толкование понятию, предложенному нам…
3)Определение тематического слова (6-7 строчек) Например, «Природа – это…»
4)Связка (1-2 строчки) Например, «Сформулирую тезис своего сочинения»
Тезис (2-3 строчки)
НАПРИМЕР:
Согласитесь, выбранная мною тема чрезвычайно важная и актуальная. Природа и человек - вечные союзники и противники.
Человек всегда пытался укротить природу, подчинить ее себе, забывая о том, что он сам часть природы. Наш организм работает по определенным биологическим часам: человек рождается, мужает, стареет. Но нам так хочется сохранить молодость и здоровье, продлить жизнь! К каким только медицинским процедурам мы не прибегает, чтобы изменить законы природы, но чаще всего человек проигрывает, природу не обманешь. Человек практически все , что потребляет в пищу, берет у природы: воду, овощи, фрукты, рыбу – все, но при этом мало заботится о сохранении плодородной почвы, чистоте воды, воздуха. Мы сами засоряем и уничтожаем природу, а за это она нам мстит болезнями, потрясениям, гибелью. А огромные запасы полезных ископаемых! Всегда ли мы их рационально используем? Разливы нефти, угольные карьеры, урановые рудники наносят непоправимый вред природе. Вот почему сегодня вопросы экологии стали самыми важными. Они обсуждаются даже на уровне президентов разных стран. Мы учимся жить в гармонии с природой, чтобы сохранить нашу планету и себя.
Что же такое природа? Дам толкование понятию. Природа- это человек и все, что нас окружает, но не создано руками человека. Березка за окном, поле, лес- все это природа. Выгляни в окно! Полюбуйся голубым небом, золотым убором деревьев, прислушайся к голосам перелетных птиц, насладись тишиной леса. Почувствуй гармонию, испытай наслаждение.
Обратимся еще раз к теме сочинения: «Чему человек может научиться у природы?» Попробую сформулировать тезис своего сочинения. Человек может научиться у природы творчеству, может черпать у нее вдохновение, может почувствовать гармонию и выразить ее словами.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 3 страницы (60 строк) Из них 2 страницы (40 строк) – литературные примеры, а 1 страница (20 строк) – доводы к примерам.
Связка 1 (1-2 строчки) Например, «Приведу первый довод к своему тезису»
Довод 1 (7-8 строчек) Например, «С точки зрения вечных, нравственных, духовных ценностей, пришедших к нам из глубокой древности, …»
Литературный пример 1 (20 строчек) Например, «В произведении (И.О.Ф. автора, название произведения ) мы видим пример того, как…
Связка 2 (1-2 строчки) Например, «Приведу второй довод к своему тезису…»
Довод 2 (7-8 строчек) Например, «С точки зрения социальных, общественных, материальных ценностей, волнующих каждого современного человека…»
Литературный пример 2 (20 строчек). Например, «В произведении (И.О.Ф. автора, название произведения ) мы видим пример…»
НАПРИМЕР.
Приведу первый довод к сформулированному тезису и литературный пример..
С точки зрения вечных, нравственных, духовных ценностей, пришедших к нам из глубокой древности, отношение человека к природе характеризует его с точки зрения культурного развития. Умение видеть и описывать прекрасное в природе признается как высшая степень таланта.
В качестве примера приведу стихотворение С. Есенина «Береза». Лирический герой, проснувшись утром, увидел под окном березу в зимнем снежном уборе. Он восхитился красотой пушистых веток, блеском снежинок, красотой румяной утренней зари. Природа пробудила творческое воображение автора. Природа в этом стихотворении как бы оживает: береза с удовольствием демонстрирует свой переливающийся огнем наряд. Даже изумленная заря не может оторвать глаз от такой красоты. Природа- источник творческого вдохновения.
Приведу второй довод к сформулированному тезису и литературный пример.
С точки зрения социальных, общественных, материальных ценностей, волнующих каждого человека, природа учит нас тонко чувствовать переживания близких людей.
В качестве примера приведу стихотворение А.Пушкина «Зимний вечер». Лирический герой слышит за окном завывания бури, шум непогоды и замечает, что его подруга (нянюшка) приуныла, загрустила. Непогода утомила ее. Лирический герой хочет приободрить ее, порадовать, предлагает выпить вина, вспомнить лирические песни юности. Чувствуется, что природа навеяла горестные воспоминания, от которых хочется забыться, хочется обратить внимание, как герой привязан к няне, как нежно и ласково обращается к ней. Совместное переживание снежной бури сближает героев стихотворения. Поэтическое произведение, навеянное природой, передает самые разные оттенки чувств, побуждает читателя сопереживать
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ – ½ страницы – 10 строчек. Заключение должно содержать смысловое приращение к тезису – личное впечатление. Например, «Работа над сочинением дала мне возможность еще раз подумать о том, что … »
НАПРИМЕР
«Работа над сочинением помогла мне ещё раз подумать над тем, что такое природа, какое воздействие оказывает на человека, его чувства, переживания, как природа вдохновляет поэтов, окрыляет, будит их творческое воображение. На уроках литературы я всегда с удовольствием читаю стихи о природе. Они побуждают меня по-настоящему любить родную землю, наслаждаться ее красотой, видеть в малом великое.»
Сергей Есенин Берёза Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. | Зимний вечер Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Сердцу будет веселей. |
Шаблон для сочинения по направлению
«Природа и культура в жизни человека»
Тема: «Чему человек может научиться у природы?»
План
1.Вступление. Об актуальности темы сочинения
2.Значение природы в жизни человека.
3.Толкование понятия «природа»
4.Формулировка тезиса сочинения
5. Первый довод к тезису и литературный пример
6. Второй довод к тезису и литературный пример
Заключение
1.ВСТУПЛЕНИЕ – 1 страница (20 строчек)
Согласитесь, выбранная мною тема чрезвычайно важная и актуальная. Природа и человек - вечные союзники и противники.
Человек всегда пытался укротить природу, подчинить ее себе, забывая о том, что он сам часть природы.
Что же такое природа? Дам толкование понятию. Природа- это
Обратимся еще раз к теме сочинения: «Чему человек может научиться у природы?» Попробую сформулировать тезис своего сочинения. Человек может научиться у природы творчеству, может черпать у нее вдохновение, может почувствовать гармонию и выразить ее словами.
Приведу первый довод к сформулированному тезису и литературный пример..
С точки зрения вечных, нравственных, духовных ценностей, пришедших к нам из глубокой древности,
В качестве литературного примера приведу стихотворение С. Есенина «Береза».
Приведу второй довод к сформулированному тезису и литературный пример.
С точки зрения социальных, общественных, материальных ценностей, волнующих каждого человека, природа учит нас тонко чувствовать переживания близких людей.
В качестве примера приведу стихотворение А.Пушкина «Зимний вечер».
Работа над сочинением помогла мне ещё раз подумать над тем,