| Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Примечания |
2 | Организационный момент | | |
| Приветствие, положительный настрой на сотрудничество. Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку. Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи. | Приветствуют. Настраиваются на работу. Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку | |
| 2.Актуализация опорных знаний и умений учащихся Демонстрация схемы «Линия времени». Демонстрация схемы «Всеобщая история». Обобщая ответы учащихся, вывожу понятие история-наука,изучающая в хронологической последовательности ход развития человеческого общества и его закономерности.(в пер. с древнегреч.-рассказ о прошлом, познанном). Отечественная Всемирная | Ученики отвечают на вопросы фронтальной беседы: — Что такое история,что изучает данная наука? -Что изучает Всеобщая история? Отечественная история? — Какой раздел истории вы изучали в прошлом году? — Какие темы и почему вы особенно запомнили? — Какие события произошли до н.э.? Какие относятся к периоду н.э.? Формулирование проблемных вопросов урока. Почему важно изучать историю? Чему можно научиться на уроках истории? | |
| 3. Мотивация УД Мы продолжаем с вами путешествовать во времени. — В какой период истории мы отправимся в этом году? Однако среди ученых нет однозначного мнения относительно того, что собой представляют Средние века. 1. Средние века — это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе Крестовых походов, инквизиция, преследование еретиков — такова точка зрения гуманистов, просветителей. 2. Средние века — это период наивысшего прогресса человечества, совершенной нравственности, самодостаточного быта и благосостояния. Только в средневековом обществе народ Европы был носителем высшего суверенитета, и потому короли были ответственны перед народом. Только в Средние века человек был движим возвышенными мотивами и устремлениями — такова точка зрения романтиков. 3. Средневековье — неразвившееся настоящее, эмбриональное состояние современности — такова точка зрения историков-материалистов. | Ученики отвечают на вопросы. Задание: познакомьтесь с различными точками зрения на этот вопрос. — Кто же из них прав? — Можем ли мы сегодня ответить на этот вопрос? (Ученики выполняют задание.) Проблемное задание на весь период изучения курса истории Средних веков. Какими были Средние века в истории человечества? 1. Мрачными, темными, провальными (с варварскими разрушениями, инквизицией и пр.), как считали гуманисты. 2. Светлыми, давшими миру современную политическую карту Европы, ряд научных открытий и изобретений, расцвет средневековой архитектуры, университеты, книгопечатание и пр. | |
| 4.Постановка целей и задач урока | | |
| Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация) План урока 1. Средневековье как часть всемирной истории. 2. Основные этапы эпохи Средневековья. 3. Исторические источники, их типы и виды. 4. Путешествие по учебнику «История Средних веков». | Оформляют записи в тетради. | |
| 5.Изучение нового материала | | |
| 1. Средневековье как часть всемирной истории Ученые выделяют в истории большие периоды, или эпохи, сменяющиеся друг друга. Средние века — это эпоха в истории человечества, охватывающая период с падения Западной Римской империи (476) и до начала эпохи Великих географических открытий (1492), совпавшая в Западной Европе со складыванием и расцветом феодальных отношений. Само определение «средневековая» произошло от понятия «Средние века», введенного в XV в. итальянским гуманистом Флавио Бьондо. Этим понятием он обозначал период истории с V по XV в., т. е. период между Античностью и Новым временем. Некоторые ученые по-иному трактуют этот термин. Они рассуждают так: Античность и Возрождение — две точки взлета человеческого духа, апогей творческой мысли. А между ними — «провал» Средневековья, варварство, разрушение, темнота необразованности. «Темные века» — именно так воспринимали этот период люди Нового времени, именно они придумали термин «Средние века». Авторы учебника формулируют следующее суждение: «В древности Европы как единого исторического целого не было». Европа в Средние века Единый «исторический континент» Единый христианский мир Сходный образ жизни Появились языки, народы и государства, которые и сегодня существуют в Европе | Работа со словарем Задание: понятие «Средние века» предложили ученые, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. — Можно ли применить этот термин по отношению к истории Азии, Африки и Америки? (Ответы учеников.) Разделившись на две группы, выполните творческое задание. Задание для первой группы: работая с текстом учебника на с. 8, дайте представление об истории и особенностях Римской империи. Задание для второй группы: работая с текстом учебника на с. 8, дайте представление об истории и особенностях северных и восточных соседей Римской империи. (Группы презентуют свою работу. Проверка выполнения задания.) - Что же изменилось в Средние века? Задание: изучите предложенную схему и ответьте на поставленный вопрос. | |
| 7.Физминутка | | |
| Организация физминутки МАРТЫШКИ Мы - веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем , Гримасы все состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три! | Проводят групповую физкультминутку, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении. | |
| Продолжение изучения нового материала | | |
| Основные этапы эпохи Средневековья Этап | Характеристика | Первый этап. Раннее Средневековье | Хронологические рамки: с конца Удо середины XIв. Содержание: в процессе смешения народов и обычаев складывались основные черты эпохи | Второй этап. Развитое Средневековье | Хронологические рамки: с середины XIв. до конца XIIIв. Содержание: сложились феодальные государства-монархи | Этап | Характеристика | Третий этап. Позднее Средневековье | Хронологические рамки: период XIV—XVвв. Содержание: этот этап характеризуется новыми обстоятельствами и преобразованиями внутри общества; в конце XVпереход к раннему Новому времени | Проверка выполнения задания. | — Какие этапы в своем развитии прошли Средние века? Задание: работая с текстом учебника на с. 9, заполните таблицу «Основные этапы эпохи Средневековья». | |
| 3. Исторические источники Время, ход которого нельзя ни остановить, ни изменить, оставляет свои следы. Но следы времени нужно уметь читать. Эти следы в науке называются историческими источниками. Под историческим источником понимают всякий памятник прошлого, свидетельствующий об истории человеческого общества. • Письменные источники — летописи, хроники, грамоты, указы, дневники и воспоминания, а также различные надписи на камне и другом материале. • Устные источники - предания, сказания, легенды, былины, баллады, эпосы. • Вещественные источники — орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, оружие, гербы, здания и другие архитектурные сооружения. Источники: пословицы, храмы, монеты, саги, предметы быта, хозяйственные записи, притчи, письма, ювелирные изделия, до-говооы. мебель, сказания. | | | Проверка выполнения задания и заполнение таблицы.) | | Вещественные источники | Письменные источники | Устные источники | | | | | | Храмы, монеты, предметы быта, ювелирные изделия, мебель | Саги, хозяйственные записи, письма, договоры | Пословицы, притчи, сказания | | Каждый вид источников по-своему отражает исторические события и требует особых методов изучения. Есть историческая дисциплина, которая занимается разработкой методов использования исторических источников. | | Вспомогательная историческая дисциплина | Характеристика | | Историческая текстология | Занимается установлением подлинности текстов, точной даты их создания | | Палеография | Изучает древние рукописи, преимущественно их внешнюю сторону (способ написания, формы букв, особенности материала, на котором писали, и т. д.), с целью определения времени и места их создания | | Генеалогия | Занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных | | Эпиграфика | Изучает надписи на древних памятниках, зданиях, произведениях искусства, надгробиях, каменных стелах и плитах | | Нумизматика | Изучает монеты и другие денежные знаки | | Геральдика | Изучает гербы | | Топонимика | Изучает происхождение названий | | Ономастика | Изучает личные имена | | Фалеристика | Изучает ордена, медали и другие знаки отличия | | Хронология | Изучает системы летоисчисления | | Метрология | Изучает различные меры(длины, объема,веса) | | Групповая работа:ученики делятся на 3 команды, на доске записывают примеры источников истории с.в. (на «время и количество») При желании производят запись в тетрадь. Задание: изучите данные предложенной таблицы и охарактеризуйте исторические дисциплины. - Как эти науки могут помочь нам в изучении истории Средних веков? | |
| 8.Закрепление и систематизация знаний и умений учащихся. Выслушиваются мнения учеников | Частично закрепление пройденного материала проходило на каждом этапе урока. Возвращаемся к проблемным вопросам, поставленным в начале урока: -Почему важно изучать историю? -Чему можно научиться на уроках истории? Хронологическая задача: Используя «линиювремени» определи, сколько времени длилась эпоха средневековья? (1016 лет) | |
| 9.Рефлексия. Подведения итогов. Оценивание. | Творческое задание (работа в малых группах): -Используя прием «Реклама», придумайте рекламу и слоган предмета «История средних веков» | |
| Проверяю выполнение творческого задания, провожу оценивание учащихся |
| 10. Домашнее задание (дифференцированное). | 1.Для всего класса: проработать с. 2.Для сильных учеников-подготовить презентацию на тему «Известные события средневековой истории». 2.Для средних учеников – исследовать исторические источники ( на выбор). | |
| |