СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов «Что такое педагогическая этика?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов "Что такое педагогическая этика?"

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Что такое педагогическая этика?»»

Консультация для педагогов

«Что такое педагогическая этика?»


Что такое педагогическая этика? Это совокупность норм и правил поведения педагога, обеспечивающая нравственный характер педагогической деятельности и взаимоотношений, обусловленных педагогической деятельностью.

Мы сегодня будем говорить о педагогической этике. На сегодняшний день ее соблюдение является обязательным для каждого педагога. Это закреплено на федеральном уровне в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022)

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует:

I. Требования к личности педагога.

II. Общение педагога с воспитанниками, коллегами и администрацией, родителями.

III. Принципы и стандарты внешнего вида сотрудников дошкольного образовательного учреждения.

 

       Давайте подумаем, каким должен быть «Современный педагог». Нарисуем портрет современного педагога.

 Проводится Игра «Составь портрет» - наиболее значимые качества воспитателя.

Инструкция: Уважаемые коллеги, на своих разноцветных листочках напишите наиболее на ваш взгляд значимое качество личности или умение воспитателя.

Прикрепите листочки к нашему дереву.

(Ум, благородство, культура, знания, профессионализм, любовь к детям, дисциплинированность, склонность к творчеству, коммуникабельность, активность, разносторонние интересы, организаторские способности, увлеченность, интеллигентность, чувство юмора, умение слушать, доброта, тактичность, справедливость, порядочность и т.д.)

Педагогам дается 1 минута на размышление. Свой ответ пишут на «листочке", из которых затем составляется «дерево».


I.    Требования к личности педагога

1. Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.

2. Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.

3. Для педагога необходимо постоянное обновление. Он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

4. Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.

5. Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.

6. Педагог несет ответственность за порученные ему администрацией функции и доверенные ресурсы.

 

II. Общение педагога

Неотъемлемым компонентом педагогической этики является общение педагога

проблема педагогической этики общения является центральной в установлении взаимоотношений между педагогом и другими участниками образовательного процесса:

С кем общается педагог в рамках своей профессиональной деятельности?

 Общение с воспитанниками

1)      Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с воспитанниками, основанный на взаимном уважении.

2)      В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

3)      Педагог выбирает такие методы работы, которые поощряют в его воспитанниках развитие положительных черт и взаимоотношений: самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.

4)      При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения. (учёт индивидуальных особенностей).

5)       Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим воспитанникам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку. При оценке достижений воспитанников  педагог стремится к объективности и справедливости (доброжелательность, объективность, справедливость ко всем детям).

6)       Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

7)       Педагог соблюдает дискретность. Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему  воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

8)        Педагог  толерантно относится к религиозным убеждениям и национальности своих воспитанников.




Общение с родителями

1) Педагог при общении с родителями (законными представителями) постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, грубых и оскорбительных фраз.

2) Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.

3) Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам родителей.

4) Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или мнение родителей - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.

5) Педагог не обсуждает с родителями (законными представителями) проблемы детского сада, личные проблемы и проблемы своих коллег, а также не участвуют в обсуждении и оценке других родителей воспитанников.

6) Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

7) На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями.

Общение с коллегами

1) Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

2) Педагоги избегают конфликты во взаимоотношениях (неконфликтность).

3) Деятельность педагога может подвергаться объективной критике, которая должна быть внутренней, т. е. не за пределами ДОУ. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических советах.

4)  В коллективе соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык.

 5) Неотъемлемой частью педагогической этики  является  умение профессионально (конструктивно) разрешать конфликтные ситуации, которые  довольно часто происходят между участниками образовательного процесса: родителями, детьми, коллегами. 

        

В высказываниях мудрых людей раскрывается сущность конфликта и тех, кто провоцируют его.

Например:

Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.

Конфликт возникает не из-за различий, а из-за неуважения этим различиям.

Если у человека есть конфликт с самим собой, он обязательно вступит в конфликт с окружающими.

Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта  найдется всегда.

Еще один компонент педагогической этики – это принципы и стандарты внешнего вида сотрудников дошкольного образовательного учреждения.

 

III. Принципы и стандарты внешнего вида сотрудников дошкольного образовательного учреждения.

 СТАНДАРТЫ ВНЕШНЕГО ВИДА СОТРУДНИКОВ

 1. Одежда

     Деловой костюм (брючный, с юбкой или платьем) классического покроя спокойных тонов (верхняя и нижняя детали костюма могут отличаться по цвету и фасону). Брюки стандартной длины.

       Допускается ношение строгой блузки с юбкой или брюками без пиджака или жакета.

      Платье или юбка предпочтительно средней длины классического покроя.

        Джинсы и одежда из джинсовой ткани классических моделей, однотонные, без стилистических элементов (крупные вышивки, бахрома, стразы, потертости, заклепки, дырки и т.п.)

        Аккуратное, привлекательное сочетание брюк, юбок, блуз, трикотажных джемперов или кофт. Блузки спокойных тонов с длинными или короткими рукавами. В теплое время года допускается ношение футболок без символики.

        В холодное время года допускается ношение теплых моделей свитеров, кофт, пуловеров и т.д. без ярких или экстравагантных элементов, отвлекающих внимание.

        Чулки и колготы телесного или черного цвета ровной фактуры без орнамента. Предпочтительно ношение колгот или чулок в течение всего года.

2. Обувь

Классические модели неярких тонов, гармонирующие с одеждой.

Предпочтение моделям с закрытым мысом и пяткой.

Высота каблуков туфель должна быть удобна для работы, но не превышать 10 см.

3. Волосы

Стрижка аккуратная (не экстравагантная).

Длинные волосы (ниже плеч): для сотрудников, ежедневно контактирующих с детьми, волосы должны быть заколоты.

Цвет волос предпочтительно естественных тонов.

4. Украшения

Допускается использовать украшения (кольца, серьги, браслеты, цепочки и т.п.), выдержанные в деловом стиле без крупных драгоценных камней, ярких и массивных подвесок, кулонов и т.п.

Пирсинг и тату допускаются только в том случае, если они скрыты одеждой.

5. Руки

Длина ногтей должна быть удобной для работы.

Лак для ногтей следует выбирать спокойных тонов, избегая ярких элементов маникюра и насыщенных цветов.

6. Гигиена и макияж

Макияж дневной, легкий, естественных тонов.

Парфюмерные и косметические средства с легким нейтральным ароматом.

 

Памятка для педагогов ДОУ

Правила «Педагогического общения»

  • Входи в группу детей с улыбкой.

  • Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.

  • Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.

  • Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов насилия.

  • Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.

  • Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.

  • В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.

  • Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.

  • Учись у своих коллег, родителей, детей.

  • Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.

  • Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.

  • Живи интересами детей и их надеждами.

  • Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.

  • Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.

  • Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.

  • Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка.

        Давайте пожелаем друг другу успехов в нашей интересной, сложной, ответственной работе!!!