СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов "Игры на развитие слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены игры и упражнения на развитие ритма, слоговой структуры слова на уровне звуков, слогов, слов.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов "Игры на развитие слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №16 «Вдохновение»















Консультация для педагогов

"Игры на развитие слоговой структуры слова

у детей старшего дошкольного возраста с ТНР»














Учитель - логопед: Пыркова Н.Б.












Юрга, 2024 год

Сегодня поговорим о нарушении слоговой структуры слова. Что это такое? А это то, что вы часто слышите у детей трехлетнего возраста.

Нарушения последовательности слогов в слове: перестановка слогов в слове («деворе» – дерево); перестановка звуков соседних слогов («гебемот» – бегемот).

В возрасте 3-х лет ребенок может произносить 2-х, 3-х сложные слова, соблюдая последовательность звуков в слове, но имеет право некоторые звуки произносить неправильно в малознакомых словах.

Но при речевой патологии нарушения к 3 годам не исчезают, а, наоборот, приобретают ярко выраженный стойкий характер. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.

Сегодня мы не будем говорить о причинах нарушения слоговой структуры слова. Я предложу Вам ряд игр, в которые можно поиграть.

Этапы работы над слоговой структурой слова

  • подготовительный, цель которого подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка; работа проводится на невербальном и вербальном материале;

  • коррекционный, цель которого непосредственная коррекция дефектов ССС у конкретного ребенка; работа ведется на вербальном материале.


Подготовительный этап включает работу по следующим направлениям:

формирование пространственных представлений и оптико- пространственной ориентировки; (Ориентировка в собственном теле, ориентировка в трехмерном пространстве, ориентировка по схемам)


развитие временно-пространственной ориентировки;


развитие динамической и темпо-ритмической организации движений.

Направления работы:

  • Совершенствование движений общей моторики

  • Совершенствование мелкой моторики

  • Развитие артикуляционной моторики

  • Развитие чувства темпа

  • Формирование чувства ритма

Коррекционный этап

Выделяются следующие уровни:

  • уровень гласных звуков;

  • уровень слогов;

  • уровень слов;

  • уровень коротких предложений;

  • уровень чистоговорок, стихов и других текстов.

Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.


Сейчас мы выполним ритмическую игру, которая поможет развить чувство ритма, различить и усвоить слоговой состав слова. Упражнение направленно на создание основы правильного членения слова на слоги, подготавливает речь к словесному ударению.

Для этого вы можете использовать любые музыкальные инструменты, ложки, банки, барабаны, молоточки, палочки, карандаши. и. т. д.

Ритмическая игра: «Дятел»

Ход: Внимательно послушайте и запомните, как стучит дятел.

Долбит дятел в лесу сук раздаётся!! ,

Долбит дятел в лесу сук раздаётся! ,

Долбит дятел в лесу сук раздаётся! ,

и. т. д.! ! !;! !;!! !;! .

Молодцы, очень точно повторили ритмический рисунок.

Игра на воспроизведение заданного ритма на слух «Заинька и ложки»

У взрослого в руках деревянные ложки. Взрослый напевает:

Заинька серенький в гости пошел. Заинька серенький ложки нашел. Ложки нашел, к дому подошел.

За спиной у ребенка стучат в ложки: тук — тук — тук. Ребенок спрашивает: «Кто там?» Взрослый отвечает: «Это я, Зайка, а ты кто?» Ребенок отвечает: «….» Взрослый продолжает: «Ну-ка, …, выходи, со мною в ложки постучи!» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // / и т.д.


Игры для работы со словом

Игра «Слоговые домики» (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: рак — 1 слог, петух — 2, лягушка — 3 слога).


Игра «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова

  • в вагон с одним окном — односложные слова, с двумя — двусложные и т.д.).


Работа должна вестись систематически в непринужденной игровой форме. И только тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей позволит получить положительный результат в роботе по формированию слоговой структуры слова.