Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов «Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа в период кризиса ребенка 6-7 лет»»
Консультация для педагогов
«Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа
в период кризиса ребенка 6-7 лет»
Интерес к кризисным, переходным периодам развития ребенка является центральным в работе дошкольного психолога. Кризис, с которым сталкивается психолог, проявляется в период подготовки дошкольника, затем адаптации первоклассника к школе. Кризис 6-7 лет обнаруживается психологом в диагностической работе (выявление психологической готовности дошкольника к обучению в школе), консультативной практике с воспитателями и родителями. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни ребенка: к нему возникают новые общественно предопределенные требования, у него начинает иметь место новая социальная роль ученика, активизируется новый ведущий вид деятельности – учебная деятельность.
Кризисная симптоматика связана с переживанием ребенком переходного социально-возрастного статуса, выражается в характерном непредсказуемом, немотивированном поведении. Новообразованиями кризиса являются утрата детской непосредственности, возникающая дифференциация внешнего и внутреннего мира, появление обобщения и осознания ребенком собственных переживаний.
Психологическая помощь ребенку в проживании им кризисного этапа развития может быть оказана в индивидуальных и групповых формах коррекционно-развивающей работы.
Индивидуальная форма работы (игровые занятия) показана детям, не пережившим возрастной кризис, а также в случаях, когда протекание возрастного кризиса (чаще начальный его этап) сопровождается или частичной несформированностью ряда новообразований дошкольного периода (слабая произвольность, трудности осуществления знаково-символической деятельности, пространственной ориентировки и др.), или мотивационной неготовностью к обучению в школе (преобладание игровой мотивации). Программа индивидуальных занятий с ребенком строится на основе принципа комплементарности механизмов психического развития, т.е. одновременной представленности компонентов игровой и учебной деятельности, что позволяет, с одной стороны, организовать доформирование «прошлых» (дошкольных) новообразований, с другой – начать формирование таких «актуальных» новообразований младшего школьного возраста, как самоконтроль, самооценка, рефлексия присвоения учебно-игрового опыта.
Групповая форма работы (группы общения) показана детям, переживающим разные фазы возрастного кризиса, имеющим достаточный уровень сформированности интеллектуальных новообразований дошкольника (или прошедшим программу игровой психокоррекции), а также в тех случаях, когда кризис связан с ограничением сферы общения, дефицитом коммуникативных средств. Программа групповых занятий направлена на моделирование опыта освоения нового социально-возрастного статуса, формирование рефлексивной позиции ребенка, овладение средствами обсуждения переживаний по поводу внешних и внутренних событий жизни.
Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа с детьми 6-7 лет является эффективной и используется в практике дошкольных психологов.