Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13» г. Пласт
Консультация для педагогов.
Тема:
«Использование игр, используемых в разных областях образовательной деятельности, инновационные формы»
Использование игр на математике.
Подготовил: воспитатель 1 категории
Кулова Марина Сергеевна.
Предмет математики так серьезен,
что надо не упускать случая
сделать
его занимательным.
Б. Паскаль.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математическое развитие направлено на формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т. е. умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.
В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников необходимо использовать разнообразные методы обучения: практические, наглядные, словесные, игровые.
В процессе образовательной деятельности и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Игры закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решают задачи учебно-воспитательного процесса. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Поэтому педагоги ДОУ должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Формирование начальных математических знаний у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект. В настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых более эффективных методов и разнообразных форм обучения математике. Одной из таких форм является обучение детей с помощью дидактических игр и упражнений с математическим содержанием.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Наиболее широко используются дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму, игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание.
Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений. Математические предметные и словесные игры проводятся как в процессе образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.
. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Такой игрой является дидактическая игра. В соответствии с современными требованиями, необходимо использовать дидактические игры для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления, а также занимательные упражнения, задачи, викторины, развлечения.
Дидактические игры необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».
Игры с математическим содержанием развивают внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, познавательные интересы, воспитывают самостоятельность, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.
Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника.
А.А. Столяр отметил, что особая роль математики в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Он объясняет это тем, что результатами обучения математики являются не только знания, но и определенный стиль мышления.
З.А. Михайлова считает, что обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений.
Б.П. Никитин отмечал, что математические игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности; классифицировать и систематизировать материал; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение.
Для, того чтобы организовать работу по ФЭМП детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями, необходимо использовать дидактические игры, для развития памяти, внимания, воображения, логического мышления.
С их помощью можно решить следующие задачи:
-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;
- формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
- формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, обще учебных умений;
- овладение математической терминологией; развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее развитие ребенка формирование простейших графических умений и навыков;
- формирование и развитие общих приемов умственной деятельности (классификация, сравнение, обобщение и т. д.);
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.
Дидактические игры включаются в организованную образовательную деятельность, как одного из средств реализации программных задач.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.
Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1.Игры с цифрами и числами;
2.Игры путешествия во времени;
3.Игры на ориентировку в пространстве;
4.Игры с геометрическими фигурами;
5.Игры на логическое мышление;
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
1. К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 5, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее – на нижней.
Играя в такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 5 и сопровождать словами свои действия.
Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, какой игрушки не стало?" и многие другие используются во время НОД, и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
Большое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в НОД и в свободное время, помогает детям усвоить не только программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают игры со сказочными героями.
2. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недел). Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник – второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.
3. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому предмету. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Это вызывает интерес у детей и организовывает их в образовательную деятельность. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя.
4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" используют с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
5. Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Все они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.
Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.
Счётные палочки:
Счетные палочки - с их помощью ребенка знакомим с формами. Дети строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям.
Головоломки предлагают детям в определенной последовательности: составить два равных треугольника из 5 палочек. Составить два равных квадрата из 7 палочек. Составить 2 квадрата и 2 треугольника из 9 палочек.
• Игры с использованием набора «Дары Фрёбеля»
Благодаря изобретению системы раннего развития Фребеля, основанную на 6 дарах, ребёнок получает представления о том «что лежит у него на душе, чем занята голова и чего хотят руки и ноги»
Палочки Кюизенера:
Счётные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет через руки ребёнка формировать понятия числовой последовательности, состав числа, отношения «больше», «меньше», «право», «лево» и т. д. Набор способствует развитию детского творчества, развитию фантазии и воображения.
Блоки Дьенеша:
Они помогают максимально раскрыть индивидуальный возрастной потенциал ребёнка. Также помогает достигать ряд задач с развитием познавательной сферы, формирование опыта практической, познавательной и творческой деятельности с учетом возрастных психофизических особенностей детей дошкольного возраста.
Работая с детьми младшего возраста воспитатель, должен сам включаться в игру. Вначале следует привлекать детей играть с дидактическим материалом (башенки, кубиками). Воспитатель должен вместе с детьми разбирать и собирать их, тем самым вызывать у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ним. Дети среднего дошкольного возраста уже имеют некоторый опыт совместных игр, но и здесь я - воспитатель должна принимать участие в дидактических играх. Задача дидактических игр заключается в упорядочении, обобщении, группировке впечатлений, уточнении представлений, в различении и усвоении названий форм, цвета, величины, пространственных отношений, звуков. Дидактические игры носят развивающий эффект, поэтому они необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.
Также условием успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является организация предметно – пространственной, развивающей среды в возрастных группах.
С целью стимулирования интеллектуального развития детей центр занимательной математики, состоит из развивающих и занимательных игр, создается центр познавательного развития, где расположены дидактические игры.
Создается и систематизируется наглядный материал по логическому мышлению, загадки, считалки, пословицы, поговорки и физкультминутки с математическим содержанием.
В заключение можно сказать: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста.
Рекомендуемые новаторские идеи и педагогические технологии следующих авторов:
1.Т.И. Ерофеева «Математика для дошкольников»
2.З.А. Михайлова «Математика от 3 до 7».
3.Т.М. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
4.И.А. Пономарёва, В.А. Позина «ФЭМП»