Трудовое воспитание в детском саду и семье
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Основные понятия темы
- Трудовое воспитание в детском саду и семье.
- Задачи трудового воспитания.
- Формы организации труда.
- Условия воспитания дошкольников в труде.
Трудовая деятельность в дошкольном возрасте
Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты любой деятельности (цель, мотив, план, процесс, результат), но их формирование и развитие в дошкольном детстве своеобразны. Именно поэтому и возникает вопрос: можно ли говорить о том, что дошкольники занимаются трудовой деятельностью?
- Постановка цели . Дети младшего дошкольного возраста не могут ставить цель в труде, они не могут сказать себе: «Я сделаю это», «Я хочу сделать это», потом удержать эту цель и следовать ей в процессе выполнения задуманного. Младший дошкольник пока не умеет удерживать в памяти весь процесс и результат. Он сразу начинает действовать, его действия носят не целенаправленный, а процессуальный характер, т. е. он может подметать, стоя на одном месте, или мыть чашку, просто подставив ее под струю воды. Цель не имеет для маленького ребенка смысла, он формулирует ее только для обозначения сиюминутного действия.
Старшие дошкольники уже могут самостоятельно сформулировать цель своей деятельности и удерживать цель на протяжении всего процесса до получения результата. Правда, такие умения проявляются детьми на материале уже известного труда (по самообслуживанию, уборке помещения и др.), но, если ребенок встречается с незнакомым ранее содержанием труда, он испытывает те же трудности, что и малыши; ему нужна помощь взрослого.
Особенность данного компонента трудовой деятельности дошкольников — участие взрослого. Самостоятельность детей в постановке цели и ее осознание относительны.
- Мотивы трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.
- Трудовые действия. Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть чашку, подмести, убрать постель, вытереть пыль и т.д.), способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять.
- Планирование. К трудовой деятельности относится операция планирования последовательности действий. Она отсутствует у младших дошкольников и осуществляется с помощью взрослого старшими. Простые и известные действия ребенок может планировать, может рассказать, что и за чем он будет выполнять. Но при получении более сложного задания он испытывает затруднения. Однако при специальном обучении планированию дети овладевают этим навыком.
- Оценка. Эта операция сложна для малышей и более легко удается старшим дошкольникам. С помощью взрослого старшие дети учатся оценивать процесс выполнения и результат своей работы. Сначала они овладевают оценкой результата и лишь позже учатся предвидеть, к плохому или хорошему результату приведут их усилия.
- Результат. Результат видят все дошкольники. Однако младшим интересен лишь сам процесс выполнения трудовых действий, старшие стремятся к получению результата.
Таким образом , говорить о трудовой деятельности у младших дошкольников преждевременно, речь может идти лишь о формировании отдельных трудовых умений, действий. У старших дошкольников при некоторой условности можно допустить наличие элементов трудовой деятельности, но совершаемой вместе со взрослыми и с их помощью. Тем не менее следует отметить большую воспитательную роль даже самых простых трудовых навыков. Особенности труда дошкольников: связь с игрой, опора на помощь взрослого, отсутствие материально и общественно значимого продукта труда, нравственная мотивация труда.
Актуальность проблемы трудового воспитания дошкольников
- Снижение интереса к труду.
- Отсутствие у старших дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.
- Бедность, узость и бессистемность знаний детей о труде взрослых.
- Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста.
- В практике семейного и общественного воспитания распространена авторитарная модель руководства трудовой деятельностью, которая выражается в следующем:
- Насильственное включение ребёнка в трудовую деятельность, Чрезмерная регламентация действий ребёнка, Угроза наказания за плохое отношение к труду, Наказание трудом за плохое поведение, Недовольство неумением ребёнка.
- Насильственное включение ребёнка в трудовую деятельность, Чрезмерная регламентация действий ребёнка, Угроза наказания за плохое отношение к труду, Наказание трудом за плохое поведение, Недовольство неумением ребёнка.
- Насильственное включение ребёнка в трудовую деятельность,
- Чрезмерная регламентация действий ребёнка,
- Угроза наказания за плохое отношение к труду,
- Наказание трудом за плохое поведение,
- Недовольство неумением ребёнка.
Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение предметов природы для удовлетворения своих потребностей
Структура трудового процесса включает:
- Цель - мотив труда, Предмет - (материал) труда, Орудия труда (инструменты), Трудовые действия, Результат труда.
- Центральная связь понятия о труде – связь преобразования, создания продукта труда для удовлетворения потребностей людей.
Особенности детского труда
- Ребёнок не создаёт общественно значимых материальных ценностей.
- Труд детей носит воспитывающий характер.
- Близость труда к игре.
- Трудовые навыки и умения детей не профессиональны, они помогают ребёнку стать независимым и самостоятельным.
- Ситуативный, необязательный характер труда.
- Имея все структурные компоненты деятельности, труд ребёнка находится в стадии становления, поэтому необходимо руководство со стороны взрослого.
Направления развития трудовой деятельности
- ОБОСОБЛЕНИЕ ТРУДА ОТ ИГРЫ И ОФОРМЛЕНИЕ ЕГО КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- СТАНОВЛЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ОВЛАДЕНИЕ РЕБЕНКОМ ТРУДОВЫХ ПРОЦЕССОВ.
- СТАНОВЛЕНИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ТРУДА
Трудовое воспитание - совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам.
Цель трудового воспитания -
формирование ценностного отношения к труду, то есть умение ценить свой труд и труд взрослых, ценить результат труда, осознавать значимость труда, как первостепенной значимости для общества
Задачи трудового воспитания
Дошкольная педагогика выделяет следующие основные задачи трудового воспитания:
- Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему;
- Обучение простейшим трудовым умениям и навыкам;
- Воспитание интереса к труду, трудолюбия и самостоятельности;
- Воспитание общественно – направленных мотивов труда, умений трудиться в коллективе и для коллектива
Формы организации труда
Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах:
В форме поручений
В форме дежурств
В форме коллективной трудовой деятельности
Условия воспитания дошкольника в труде
Каждая группа детского сада обеспечивается оборудованием и материалами для организации детей.
Труд всегда связан с затратой физических сил, требуется напряжение внимания, поэтому необходимо всегда дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста.
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей
Игры для детей 3-5 лет
- Игра «Накроем стол для кукол»
- Игра «Кому это нужно?»
- Игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Игра «Накроем стол для кукол»
Цель. Учить детей сервировать стол, называть предметы, необходимые для справки. Знакомить с правилами этикета (встреча гостей, прием подарков, приглашение к столу, поведение за столом). Воспитывать гуманные чувства и дружеские взаимоотношения.
Ход игры
Воспитатель входит в группу с нарядной куклой. Дети рассматривают ее, называют предметы одежды. Педагог говорит, что сегодня у куклы день рождения, к ней придут гости – ее подружки. Нужно помочь кукле накрыть праздничный стол (используется кукольная мебель и посуда). Воспитатель проигрывает с детьми этапы деятельности (помыть руки, постелить скатерть, поставить в центр стола вазочку с цветами, салфетницу и хлебницу, приготовить чашки с блюдцами к чаю или тарелки, а рядом разложить столовые приборы – ложки, вилки, ножи). Затем обыгрывается эпизод встречи гостей, кукол рассаживают на места.
Детям старшего дошкольного возраста с целью закрепления навыков дежурства можно показать предметные картинки с изображением перечисленных выше предметов и предложить раскладывать их по порядку, определяя последовательность сервировки стола.
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей
Игры для детей 5-7 лет
- Игра «Угадайте, что я делаю?»
- Игра «Назови профессию»
- Игра «Кому без них не обойтись?»
Игра «Угадайте, что я делаю?»
Цель. Расширять представления детей о трудовых действиях. Развивать внимание.
Ход игры
Воспитатель и дети берутся за руки и встают в круг. В центр круга выходит ребенок. Все идут по кругу и произносят:
Что ты делаешь – не знаем,
Поглядим и угадаем.
Ребенок имитирует трудовые действия не только движениями, но и (по возможности) передавать звуками. Например, чистит пылесосом пол, забивает гвоздь, пилит, едет на машине, стирает, несет ведро с водой, протирает зеркало, рубит дрова, трет на терке, проворачивает что-то в мясорубке и т.д.
Дети угадывают действия.
Перспективный план занятий по трудовой деятельности в старшей группе
Срок проведения занятия
Тема
Сентябрь
«Обработка почвы»
Цели и задачи
Cентябрь
Виды деятельности
«Уборка территории участка от листвы»
1.Сформировать представления у детей об обработке почвы.
Показ и объяснение воспитателем способа обработки земли.
2.Развивать такие качества как трудолюбие, терпение, аккуратность.
Предварительная работа
1. Продолжать расширять представления детей о труде.
Выполнение детьми обработки почвы по образцу воспитателя.
3.Сформировать умение работы с сельскохозяйственным инвентарем.
Участок тщательно очищают от ботвы, листьев, сорняков и перекапывают на глубину 12-. При осенней обработке вносится в почву навоз на ту площадь, где предполагается выращивать с весны культуры, имеющие большую вегетативную массу (огурцы, кабачки)
Материал. Художественная литература
2. Продолжить закрепление знаний правил работы с инвентарем.
Напоминание правил работы с инвентарем.
Уборка участка от листвы.
-Лопаты
Воспитатель обучает детей правильному пользованию носилками: груз надо сбрасывать на ту сторону, где у носилок нет бортика, показывает, как одновременно нужно поднимать носилки с земли.
3. формировать ответственность за выполнения трудовых поручений.
- вёдра
- носилки
-навоз
-плетенные корзинки с двумя ручками
-перчатки
-метла, веник
-художественное слово
Октябрь
«Закреплять привычку ежедневно чистить зубы и умываться»
Октябрь
Рисование «Кто строит дом»
1. Продолжить формировать у детей навыки самообслуживания.
2. Закрепить знание последовательности действий при умыван ии и чистки зубов в соответствии с общепринятыми правилами гигиены.
1. учить детей передавать в рисунке труд строителей, создавать композиции в соответствии с эпизодом рассказа, передавать действия строителей: каменщик кладет кирпичную стенку, штукатур штукатурит, моляр красит, крановщик поднимает краном грузы.
Рассказ воспитателя о рациональном использовании воды.
Напомнить детям правила пользования водой. Напоминание последовательности действий.
3. Воспитывать аккуратность при использование воды и экономного ее использования.
Наблюдение труда строителей. Чтение книги, прослушивание песен.
2. учиться рисовать на середине листа.
Умывание детей, чистка зубов, мытье рук.
Наблюдение детей за работой каменщиков, штукатуров, маляров и т.д.
-зубная паста
3. уточнить знания о работе строителей, учить видеть красоту труда.
4. Повторить правила работы.
-зубная щетка
Чтение книг С. Баруздина «Кто построил этот дом?», А. Шибаева «Лучше дома не найти!». Рассматривание альбомов про строителей.
-альбомный лист
-мыло
-краски
-полотенце
-альбом про строителей
-художественное слово
-С. Баруздина «Кто построил этот дом?»
- А. Шибаева «Лучше дома не найти!».
Ноябрь
Ноябрь
«Дежурство по столовой»
1. Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол и убирать посуду после еды.
Аппликация «Машина милиции»
2. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.
Показ воспитателем образца правильной сервировки стола.
1. Продолжать учить детей передавать форму машины, применяя приемы вырезывания на глаз.
Рассматривание милицейских машин, изображенных на иллюстрациях.
3. развивать у детей желание помогать друг другу.
Беседа с детьми о трудовой деятельности.
2. Приучать добиваться отчетливой формы, развивать чувство композиции.
Экскурсия на улицу, рассматривание милицейских машин. Чтение книг.
Чтение книги М. Ильина «Машины на нашей улице»
3. Формировать умения оценивать работу в соответствии с требованиями задания.
-фартук
4. Воспитывать интерес к труду работников милиции.
-цветная бумага
-альбомный лист
-кисточка
-подставка
-клеенка
- ножницы
-клей
-книга М. Ильина «Машины на нашей улице»
Декабрь
Декабрь
«Уборка в игровом уголке»
1. учить помогать взрослым, поддерживать порядок в игровом уголке: протирать пыль, мыть игрушки, строительный материал.
Рисование «Край, в котором мы живём »
1.Развивать умения совместно планировать работу, задумывать содержание, сюжет на тему труда взрослых.
Объяснение воспитателем последовательности выполнения уборки игрового уголка.
2. приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в игровом уголке.
Мытье игрушек и строительного материала.
2. Формировать умение пользоваться различными материалам, учить подбирать нужный цвет.
3.продолжть формировать выполнение индивидуальных и коллективных поручений.
Беседа о родном городе.
Беседа о необходимости уборки уголка.
-тазик с водой
3. Воспитывать любовь к своему краю, людям труда.
Расстановка игрушек на свои места.
Рассматривание образца предложенного педагогом.
Предложить родителям рассказать детям об интересных местах края, рассмотреть открытки с изображением этих мест. Прочитать стихи поэтов-земляков.
-тряпочка
Показ способов выполнение рисунков.
-альбомный лист
Выполнение работы детьми.
-краски
Подведение итогов, анализ детских работ.
-кисть
-иллюстрации
Январь
Январь
«Уборка группового участка от с неге»
1.Учить детей сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, для горки или снежных построек.
« Ёлочная игрушка»
1. Научить детей выполнять ёлочные украшения.
Напоминание правил работы с инвентарем.
2. Учить детей доводить начатое до конца.
Дети могу самостоятельно убирать свой участок, а также помогать в уборке участка малышей. Дети должны знать, что нельзя затаптывать рыхлый снег на газонах или клумбах, катать на них снежные шары, раскапывать пещеры или сооружать какие-либо постройки.
3. Продолжить закрепление знаний правил работы с инвентарем.
2. Развивать желание заниматься ручным трудом.
Уборка участка от снега.
Беседа воспитателя о предстоящем празднике. Показ различных образцов ёлочных украшений. Выполнение ребёнком игрушки по замыслу.
Чтение художественной литературы. Рассказ о происхождении праздника.
-лопатки
4. Формировать ответственность за выполнения трудовых поручений.
3. Развивать мелкую моторику рук.
-альбомный лист
4. Учить экономично и рационально расходовать материал.
-ведро с песком
-кисточка
-цветная бумага
-подставка
-клеенка
- ножницы
-клей
Февраль
«Шапочка-колпак»
1. Научить детей работать с трафаретом, подбирать нужный угол к рисунку. (Рисунок сделан детьми накануне)
Показ образцов шапочек.
2. Научить протыкать шилом отверстия в картоне по отметкам на трафарете.
Сделать заготовки на каждого ребенка. Нарисовать с детьми накануне головку человечка. Повторить с детьми некоторые геометрические фигуры.
Изготовление эскизов по трафарету.
3. Дальнейшее закрепление знаний правил работы с изонитью.
Оформление шапочек. Подведение итогов. Анализ детских работ.
- конверт с трафаретами-треугольниками ----плотного картона
- шило с короткой иглой.
-цветная картонка
- пластина из пенопласта
-нитки (цветные)
-игла
-ножницы
- простой карандаш.
Март
Изготовление из бумаги объёмных фигур «корзинки, кубики »
Март
Аппликация «Мой город», «Моя улица»
1. Научить детей выполнять объёмные фигуры.
2. Формировать умение придерживаться последовательности при выполнении данной работы.
Показ различных образцов.
Продолжать учить детей передавать в аппликации впечатления от окружающей жизни, труда взрослых, правильно располагать изображение на листе бумаги: дома, людей, технику и т.д.
3. Развивать мелкую моторику рук.
Выполнение работы детьми.
Выполнить заготовки на каждого ребенка.
Развивать зрительный контроль за движением рук, координацией движений, умением планировать свою работу.
Наблюдение труда строителей. Чтение книги, прослушивание песен.
Воспитывать любовь к городу, уважение к строителям, построившим красивые, нужные людям здания.
Рассмотреть иллюстрации. Повторить с детьми некоторые геометрические фигуры.
Беседа « Мой город». Ознакомление детей с историей города: «Город раньше и теперь». Прослушивание песни «Строители» ( муз. С. Вольфанзова , слова Б.Заходера)
4.Закреплять умение содержать своё рабочее место в порядке.
- плотный картон
Подведение итогов, анализ детских работ.
-Песня «Строители»
- шило с короткой иглой.
-литература о родном городе.
-цветная картонка
- пластина из пенопласта
-нитки (цветные)
-игла
-ножницы
- простой карандаш.
Апрель
«Ремонт книг»
Май
1.Воспитывать бережное отношение к книге.
«Рыхление»
2.Научить детей правильно ремонтировать книги.
Показ воспитателем образца ремонта книг.
1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых.
3.воспитывать трудолюбие.
Предварительное посещение библиотеки.
Воспитатель предлагает детям показ, как они будут рыхлить землю, затем расставляет ребят по обеим сторонам гряды.
2. Научить правильно рыхлить почву.
3. Продолжать учить правильно пользоваться инвентарём.
Наблюдение за работой библиотекаря.
-книги для ремонта
В одно из посещений огорода воспитатель обращает, почему она вредна для растений. С помощью заострённой палочки показывает, как можно разлихлить поверхность почвы, не ковыряя землю. Каждому ребёнку отводится определенный участок гряды.
-заострённые палочки
-клей
- вёдра
-кисть
-подставка
-перчатки
Спасибо за внимание!