Консультация для родителей:
« Учим детей употреблять предлоги».
Составитель: Учитель-логопед Самородова Е.В.
Чтобы речь ребенка была грамматически правильной, ему нужно помочь освоить предлоги.
В норме к четырем годам ребенок правильно употребляет простые предлоги: в, на, под, над, из, около, за, у, с, многие дети затрудняются в точном употреблении предлогов и часто их путают. Смысл предлогов понять сложно, поскольку в обычной речи они сливаются с другими словами и «теряются» Поэтому при выполнении упражнений с предлогами произносите их раздельно и внятно.
Прежде всего, важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи.
Надо постепенно объяснять ребёнку, что обозначают маленькие слова:
НА – это значит на поверхности чего-то
В – это означает внутри чего-то и т. д.
Поскольку игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, то пополнять словарный запас предлогами нужно через игру.
Игра №1. Употребление предлогов на, по. (Употребление существительных в падежах)
1.Мама: Смотри у нас мишка стоит на столе. Хрюша стоит на столе. Зайка стоит (где?)… Ребенок: на столе. Зайка стоит (где?)… Ребенок:
на столе.
Мама: Смотри они стоят и не двигаются.
2.Мама: А теперь смотри. Миша пошел… Где он пошел? По столу. Теперь стоит.
Мама: Хрюша пошла … по столу. Теперь стала.
Мама: Зайка (заяц) поскакал…. по столу.
Зайка поскакал…. по столу (обогащение словаря ребенка глаголами)
Объясняем ребенку, когда игрушки стоят, мы говорим на … столе, а когда начинают двигаться мы говорим по. Они двигаютcя (где? ) по столу. Зайка поскакал по столу. Обезьянка поскакала по столу.
Миша пошел по столу и т.д.
Игра №2. Употребление предлогов на, с/со. (Употребление существительных в падежах)
1.Мама: Смотри, куда я ставлю свинью? На стол.
Мама: Куда я поставила зайку? Ребенок: На стол.
Куда я поставила мишку? Ребенок: На стол.
Куда я поставила мартышку? Ребенок: На стол.
2.Мама: А теперь, скажи, где стоит свинья? Ребенок: на столе. И т. д.
3.Мама: А теперь, я буду игрушки брать. Откуда я буду игрушки брать? Со стола. И т. д.
Игра №3. Употребление предлогов в, из. (Употребление существительных в падежах)
1.Мама: смотри у тебя машинка и нам нужно покатать зверей. Посади зайку в машину и хрюшу посади в машину. Где они сидят: в машине.
Мама: где сидит зайка? Ребенок: В машине.
Где сидит хрюша? Ребенок: В машине.
Мама: К хрюше и зайке (белке) пришли мишка и ежик и решили спрятаться в мешке.
Мама: где спрятался мишка? Ребенок: В мешке.
Мама: где спрятался ежик? Ребенок: В мешке.
2.Мама: Откуда вылез мишка? Из мешка.
Мама: Откуда вылез ежик? Ребенок: Из мешка.
Игра №4. Рассказывание сказки с предлогами.
Жили-были хрюша и зайка. И решили они поехать в гости к мишке. Они собрали грибы, положили их в мешок, сели в машину, взяли гостинец и поехали по дороге. Приехали к дому. Вышли (откуда?) из машины. Вошли (куда?) в дом к мишке, а машину поставили (куда?) в гараж. Что они делали в гостях, как ты думаешь? Наступил вечер и животным пора возвращаться домой. Они вышли из дома. Машина выехала из гаража. Хрюша и зайка (белка) сели в машину, поехали (где?) по дороге и вернулись домой.
Игра №5 . «Где шагает коза?» Употребление предлога по и дательного падежа.
Мама: Сейчас закрой глазки и почувствуй, где будет « шагать коза».
Мама: Где шагала коза?
Ребенок: По ноге.
Мама: Где шагала коза?
Ребенок: По щеке… и т.д. По руке ( можно спросить по какой руке: левой или правой?).
Важно следить не только за употреблением предлога, но и за окончанием в словах.