Монтессори и Ваш ребенок
(руководство для родителей)
Маленький ребенок очень чувствителен. Ваш ребенок еще не научился контролировать свои чувства так, как это могут делать взрослые. И не умея выразить свое состояние, он может скрывать обиду, или выражать ее в противоречивом, раздраженном поведении. Считаете ли вы, что смогли бы, например, научиться играть в теннис, читая книгу, наблюдая за другими или слушая кого-то, рассказывающего вам об этой игре? Маленькие дети учатся, совершая действие. В то время как взрослые могут научиться некоторым вещам, читая, наблюдая или слушая информацию, ваш ребенок почти всему обучается только через собственное действие. Он активно развивается умственно и физически, интенсивно тренируя свое тело и ум. Ваш ребенок, обучается главным образом через подражание взрослым, которые ему близки. Для маленького ребенка родители - образец, которому он подражает в процессе познания жизни. Его отношение к родителям во многом, напоминает поклонение кумиру. Он копирует действия взрослых, и их взаимоотношения, а также запоминает многое из того, что видит, и это позже использует в своей взрослой жизни. Основные мотивации маленького ребенка совпадают с естественной необходимостью роста и развития.
Способность к становлению, росту - это способность жить. Ребенок должен исследовать мир, который абсолютно неизвестен ему. Каждый новый предмет, который он открывает и о котором узнает, помогает ему в его познании мира и взрослении.
Повторение - важный процесс, благодаря которому обучается ваш ребенок. Вполне естественно, что ребенок повторяет некоторые действия много раз подряд. Таким образом он может полностью овладеть ими. Он повторяет действия еще и потому, что они незнакомы и интересны ему. Он восхищен тем, что благодаря его усилиям, может что-то произойти, что он контролирует мир вокруг себя.
Ваш ребенок обладает от природы способностью концентрировать свое внимание на одном предмете. Благодаря этому своему качеству, ребенок может полностью погрузиться в изучение какой-то вещи, если его не прерывать, он будет заниматься самостоятельно достаточно долго.
Подготовлено
учителем- дефектологом
Некрыловой М.И.
В чем нуждается Ваш ребенок?
Вашему ребенку необходимы любовь, сердечное тепло, защита. Маленький ребенок во многом зависит от взрослых, но самое главное для него - чувствовать, что взрослые любят его и заботятся о нем. Проявления нежности, ласки выражают вашу любовь к ребенку и являются жизненно необходимыми для его развития. Эти знаки любви должны быть всегда естественными и никогда не навязываться ребенку.
Ребенку необходимее, чтобы к нему относились с уважением, чтобы его выслушивали взрослые. Ему необходимо видеть, что его собственные чувства и мысли считаются немаловажными и заслуживают внимания. Он должен чувствовать себя полноправным членом своей семьи. Это совсем не означает, что он должен "добиваться своего"; у ребенка нет стремления тиранить, а есть только желание участвовать в жизни семьи.
Вашему ребенку важно чувствовать, что вы его понимаете, хотя и не всегда можете согласиться с ним. Найдите время для того, чтобы выслушать ребенка, обдумать, а, возможно, и измениться в ответ на его мысли и чувства. Именно это помогает вашему ребенку развить чувство собственного достоинства, а его любовь и уважение к вам возрастает.
Ребенку необходима свобода для исследования окружающего его мира. Он нуждается в открытом пространстве как в доме, так и на улице, в котором можно передвигаться совершенно свободно. Ему необходима свобода для познавательной деятельности. В окружающей его среде должны быть такие предметы, которые ребенок мог бы свободно брать руками и манипулировать ими без помощи взрослых. Ваш ребенок нуждается в разумных правилах, и ограничениях, которые вводятся в его жизнь четко и последовательно.
Социальное общение ребенка невозможно без ваших знаний. Его нужно научить жить в согласии с другими людьми. Правила и ограничения должны быть разумные и гибкие, чтобы ребенок мог принять их и следовать им с легкостью. Обоим родителям необходимо согласовать эти правила и предложить ребенку для четкого соблюдения. Такие правила помогают ребенку чувствовать себя уверенно в отношениях с другими и в окружающей среде.
У вашего ребенка должно быть достаточно времени для исследования мира и развития самостоятельности. Ребенка не следует торопить, так как его восприятие времени отличается от восприятия времени взрослого. Позволяя ребенку исследовать его мир не торопясь, вы даете ему возможность изучать предметы и явления в естественном для него темпе. Ребенку необходимо достаточно времени для выполнения самостоятельных действий без вмешательства взрослых.
Для ребенка должно быть естественным ощущение успеха. Всякий раз, когда ваш ребенок в чем-либо преуспевает, у него возникает чувство удовлетворения, и это способствует дальнейшему развитию его ума и тела. Взрослые могут создать условия, чтобы ребенок был в состоянии, как правило, с успехом выполнять различные действия.
Ваш ребенок, нуждается в похвале и поощрении. Искренняя похвала и поощрение со стороны взрослых помогают вашему ребенку чувствовать себя уверенно. У него возникает чувство собственной значимости, которое побуждает его продолжать попытки в познании мира. Ребенку не требуется слишком, много похвалы или фальшивого восторга - все это только во вред. Но несколько искренних, теплых слов или жестов, оценивающих его усилия или личные качества очень важны для вашего ребенка.
Ваш ребенок нуждается в общении с людьми. Маленькому ребенку недостаточно только присутствия других людей, ему нужно общаться с ними, делать что-либо совместно. Ваш ребенок хочет, чтобы бы уважали его как личность и включали в свою жизнь. Ему необходимо, чтобы другие дети и взрослые были рядом. Благодаря этому, он становится более коммуникабельным и получает удовольствие от общения с разными людьми.
Ребенку необходима окружающая среда, которая стимулирует его развитие. Маленький ребенок проявляет безграничное любопытство, ему необходима развивающая окружающая среда, где бы он мог свободно исследовать и изучать. Такая среда создается преимущественно родителями. Они могут обеспечить ребенка соответствующими материалами дома, а также посещать с ним разные интересные места. Как и во всем, здесь важно сохранять чувство меры. Вашему ребенку необходимо время для того, чтобы исследовать что-либо, прежде чем он будет готов к изучению следующего, неизвестного предмета.
Чтобы развивать свой ум и тело, ваш ребенок нуждается в правильно организованной окружающей среде. Поскольку ваш ребенок познает мир, главным образом, посредством органов чувств, переходя от одного уровня сложности познания к другому, ему нужна окружающая среда, соответствующая потребностям его развития на данном этапе. Познание ребенком окружающего мира будет осуществляться естественно и без особых усилий, если вы знаете, какими предметами, материалами его следует обеспечить. Он будет обучаться самостоятельно при минимуме руководства с вашей стороны.
Подготовлено
учителем- дефектологом
Некрыловой М.И.
МДОУ «Детский сад комбинированного вида» № 167
Как вы можете помочь вашему ребенку?
Относитесь к вашему ребенку с уважением и пониманием. Когда ребенок хочет рассказать вам что-либо, будьте готовы выслушать его и старайтесь наклониться или сесть так, чтобы вы смотрели друг другу в глаза. Постарайтесь понять мысли и чувства вашего ребенка и принять их во внимание в вашей семейной жизни. Помните, что кажется незначительным для вас, может быть очень важным для вашего ребенка. Посвящайте, по возможности вашего ребенка в свои планы и решения. Дайте ему почувствовать, что он равноправный член семьи.
Руководство ребенком и его безопасность должны обеспечиваться четкими и разумными правилами. Вводя определенные правила, оставляйте место для свободы действий ребенка. Ребенка следует познакомить со всеми правилами, давая краткие разъяснения в случае необходимости. Если правила тщательно продуманы и регулярно выполняются ребенком, он принимает их без затруднений.
Если ребенок не принимает правил, их следует еще раз обдумать и внести возможные изменения. Очень часто семейные обсуждения правил, в которые участвует ваш сын или дочь являются хорошим средством усвоить их для ребенка.
Постарайтесь уделить ежедневно немного времени для совместной деятельности с вашим ребенком. Эти занятия должны быть спокойными и приятными для вас обоих. Рассчитайте время, чтобы ребенок смог довести начатое дело до конца. Если деятельность становится сложной или утомительной, вы можете помочь ребенка завершить ее, но никогда не выполнять что-либо за него.
Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать самостоятельно. Позволяйте ребенку действовать и поощряйте его выполнять то, к чему он готов и что может выполнить самостоятельно. Учите его самостоятельно есть, одеваться, выполнять несложную работу, например, вытирать пыль, собирать листья, поливать растения и т.д. Покажите ребенку каждое действие медленно и просто, употребляя как можно меньше слов. Разрешайте ему помогать вам по дому, если он того желает, но никогда не заставляйте делать что-либо насильно. Дети любят такую работу и обычно выполняют ее с удовольствием. Не переделывайте работу ваш, его ребенка в его присутствии, принимайте все, что он способен сделать, доброжелательно.
По возможности обеспечьте вашему ребенку свободу выбора. Родители, которые позволяют своему ребенку осуществлять собственный выбор, уважают индивидуальность ребенка и его потребность в свободе. Умение делать выбор - это важная часть становления личности. Создавайте вашему ребенку условия для достижения успеха. Хвалите ребенка за его удачи, не придавайте значения ошибкам и переделайте вещи, в работе с которыми ребенок испытывает затруднения. Часто вы можете руководствоваться интересом, который проявляет ваш ребенок к чему-либо; настоящий интерес - сильнейший стимул к обучению.
Постарайтесь быть доброжелательными во взаимоотношениях с вашим ребенком. Найдите другой путь общения с ребенком, отказавшись от употребления таких слов, как "не делай", "не мешай", "не надо", "нельзя" и "неправильно". Если, например, он стучит кулаками по столу, спокойно объясните ему, что стол предназначен для еды, а чтобы поупражнять свои руки, он может полепить из пластилина, и предложите ему это занятие. Ваши замечания делают ребенка неуверенным в себе; одобрение и похвала помогают ему чувствовать себя самостоятельным и способным человеком.
Когда вы разговариваете со своим, ребенком, ваша речь должна быть точной, лаконичной. Вы ощутимо разовьете способность ребенка правильно выражать мысли, если будете следить за своей речью. Маленький ребенок постоянно изучает новые слова, расширяя свой словарный запас и развивая способность общения. Помогите вашему ребенку изучить названия окружающих его предметов, употребляя их в своей речи. Вместо фразы: "Дай мне, пожалуйста, вон ту вещь, которая лежит вон там", вы должны сказать: "Дай мне, пожалуйста, красную книгу, которая лежит на краю стола".
Помните, что вы образец вам ваш ребенок подражает и у вас он учится. Ваш маленький ребенок проводит большую часть своего времени в вашем присутствии. Он учится, глядя на вас и подражая вам. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был любящим, честным, великодушным, аккуратным - будьте сами такими же.
Разрешайте вашему ребенку общаться с другими детьми. Ваш ребенок нуждается и получает удовольствие от общения с ровесниками и детьми другого возраста. До трех лет дети редко общаются друг с другом или показывают осведомленность о других как об отдельных личностях. Тем не менее, самостоятельное общение ребенка с другими детьми, даже до трех лет, может помочь вашему ребенку научиться ладить с другими и получать удовольствие от их общества. После трех-четырех лет такие контакты с другими детьми способствуют его интеллектуальному росту и необходимы для его социального развития.
Большинство экспертов отмечают огромное значение возрастного периода от рождения до шести лет в формировании личности. Установлено что родители и домашняя обстановка оказывают наиболее сильное влияние на жизнь ребенка, а хороший детский сад может существенно дополнить его воспитание и продвинуть в развитии.
Опытные профессионалы могут оказать специальную помощь, которая невозможна в семье, они могут уделить ребенку больше внимания, на которое у родителей не всегда хватает времени. В идеале, родители и дошкольное учреждение должны работать согласованно для пользы ребенка. Изучаемое в детском саду, должно закрепляться дома. Преемственность в работе семьи и детского сада помогает вашему ребенку чувствовать себя уверенно и быть способным понять мир и жить в нем.
Подготовлено
учителем- дефектологом
Некрыловой М.И.
Советы психолога
Установки могут навсегда искалечить жизнь ребенка. Часто мы не следим за собой и сами не понимаем подтекст сказанных нами слов. Для родителей, приучивших своего ребенка к окрикам, будут полезны заповеди Монтессори-группы:
Детей учит то, что их окружает.
Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребенку часто бывают снисходительны - он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.
Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны - он учится справедливости.
Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
Если ребенка часто одобряют - он учится хорошо к себе относиться.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.
Предлагаем родителям для проверки степени адаптированности детей (от 3 до 6 лет) ответить на ряд вопросов:
1. Легко ли рассмешить вашего ребенка?
2. Капризничает он реже одного или двух раз в неделю?
3. Ложится ли спать спокойно, не выводя всех домашних из себя?
4. Нормально ли он ест, не капризничает ли?
5. Есть ли у него друзья, с которыми он охотно играет?
6. Удается ли ему не мочиться в постель?
7. Отсутствует ли у него склонность сосать большой палец, часто хныкать или фантазировать?
8. Можете ли вы оставить его где-то одного, не опасаясь, что он расплачется, словно вы покидаете его навсегда?
9. Хорошо ли он ведет себя со сверстниками?
10. У него нет даже незначительных страхов?
Если вы можете ответить на все эти вопросы положительно, то у вас нет повода для беспокойства. В противном случае надо подумать над вашими отношениями с ребенком и возможно посоветоваться со специалистом о том, что необходимо.
Подготовлено
учителем- дефектологом
Некрыловой М.И.
Общая стратегия познавательно - речевого развития ребенка
Много рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства. Рассматривая фотографии ребенка, рассказывать ему об интересных случаях из его детства. Рассказывать о своей работе. Показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, и сопровождать показ рассказом об их свойствах, функциях.
Ходить со своими детьми на экскурсии, чтобы они получали непосредственные впечатления. Обращать внимание ребенка на различные конкретные объекты и явления природы (цветы, птицы, облака, дождь, снег, осенние листья и т.п.).
Собственными действиями и поступками демонстрировать ребенку бережное отношение к другим людям, конкретным представителям животного и растительного мира, объектам рукотворного мира.
Определить интересы, привязанности своего ребенка и учитывать их при планировании и проведении познавательно – развлекательных мероприятий в семье. В повседневной жизни предлагать своему ребенку различные развивающие развлечения.
Заучивать со своим ребенком стихотворения, рекомендованные педагогом. Создавать условия для сравнения по величине доступных наблюдению объектов. В общении с ребенком разъяснять различные параметры величины, использовать понятные определения, обогащать пассивный словарь, показывая образцы грамотной речи.
Содействовать накоплению пассивного и обогащенного активного словаря при определении формы предметов, их пространственного расположения, учить использовать в речи словесные обозначения временных и пространственных понятий.
Подготовлено:
учителем- дефектологом Некрыловой М.И.