Консультация для родителей: «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»
Вся наша жизнь-игра! Правдивое высказывание, потому что игра сопровождает нас с детства и до почтенного возраста. Мы играем сами, с детьми и внуками. Именно в игре малыш с рождения всесторонне развивается, учится говорить первые слова, глядя на улыбающихся и ждущих чуда родителей, учится высказывать жестами, мимикой, голосом свои пожелания, усваивает гигиенические навыки и мн.др. Попав в детский сад, малыш продолжает воспитываться и обучаться посредством игры. Для того чтобы помочь ребенку легче социализироваться, педагоги ДОУ посредством игры формируют в воспитанниках умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Игры могут быть импровизированные и заранее спланированные. Задача воспитателя помочь детям выбрать из множества игр одну, распределить роли, играть по правилам, использовать различные способы взаимодействия в коллективе.
Такие игры как «Семья» и «Больница» учат малышей, заботься о своих близких, заниматься своими обязанностями и доводить начатое до конца. «Спасатели», «Моряки», «Военные» помогают формировать патриотизм и отвагу. «Магазин», «Строители» - формируют представление о профессиях, учат планированию и последовательности.
Многие специалисты не без оснований говорят о детских сюжетно-ролевых играх как о своеобразной репетиции вхождения детей во взрослую самостоятельную жизнь. Подражая взрослым в этих играх и наблюдая за тем, как это делают сверстники (пользуясь «другим», своим собственным опытом, перенятым у «других» взрослых), дети уточняют свои сведения о мире и моделируют своё поведение в обществе. Вот почему сюжетно-ролевые игры так важны для социально-коммуникативного развития и социализации дошкольников.
Игра - один из важнейших моментов в развитии детей в разном возрасте. Именно в игре ребёнок познает мир, определяет свою роль в мире, в семье, в коллективе. Игра не только вызывает у ребёнка положительные эмоции: радость, удовольствие, счастье, но и одновременно с эмоциями закладывает в ребёнке фундамент будущей жизни, основу поведения ребёнка в дальнейшем в обществе. Разные виды игр развивают у ребёнка и разные умения и навыки.
Один из основных видов игры в жизни ребёнка занимает сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре дети говорят с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. Сюжетно-ролевые игры это пласт социализации ребёнка; формирования самосознания, определения себя, как часть жизни и общества.
В сюжетно-ролевые игры дети начинают играть с самого малого возраста, Если мы вспомним наших детей совсем маленькими (даже, когда они ещё не умели ходить), они уже пытались подражать членам своей семьи. И уже в этом возрасте дети осваивают данный вид игры.
В детском саду очень важную роль отводят для сюжетно-ролевых игр. В младших группах они более простые, но к старшей и подготовительной группе эти игры значительно усложняются. Усложняются они не только воспитателем, но и самими детьми основываясь на собственном опыте, познании чего-то нового, освоении новых жизненных навыков, приобретённых не только в детском саду, но и в семье. Ведь семья это главное для каждого ребенку.
Очень важно, что бы и в семье ребенка не забывали про игры, особенно, про сюжетно-ролевые. В наше время-время новых технологий, родители посадили детей за компьютеры и различные гаджеты, забыв об игре-основе приобретения жизненного опыта каждого ребенку. Ведь социализация ребенку закладывается через игру, через непосредственный контакт с предметами, людьми, животными. Компьютеры и гаджеты это тоже часть нашей жизни, но время, которое дети дошкольного возраста проводят за ними несоразмерно велико в соизмерении с обычной игрой детей в куклы или машинки. Взрослые ни в коем случае не должны забывать, что их задача научить ребёнка играть, а главное самим участвовать в детских забавах. Родители ребёнка самые важные и значительные люди, которые занимаются только полезными и действительно важными делами. И для ребёнка будет очень показательно ваше участие в игре с ребёнком. Вы и сами получите огромное удовольствие, играя в какую либо игру с вашим ребёнком, не говоря уже о вашем малыше. Именно участие мамы и папы в игре наравне с ребёнком даёт малышу чувство «равенства» его и родителей, а значит им можно доверять.
Наблюдая за игрой ребёнка, вы можете больше узнать его. Кем он считает себя в обществе, в какой роли себя определяет, как ведёт себя в той или иной ситуации.
Сам ребёнок научиться играть в сюжетно-ролевые игры не сможет, а если сможет, то его игры будут бедные по содержанию и непродолжительные по времени. Это происходит из-за того, что ребёнок еще не освоил мир вокруг себя. У ребенку еще не сложились представления о том мире, в котором существуют взрослые. Чем больше вы будете играть и давать ребенку знаний о взрослой жизни, тем разнообразней, интересней будут его игры. Детям в возрасте 4-5 лет очень важно играть в ролевые игры: «в доктора», «в дочки-матери», «в продавца-покупателя». В процессе игры пополняется активный словарный запас, ребёнок учится излагать свои мысли, вести диалоги.
Родители должны помогать ребенку в игре, направлять его. Совсем не обязательно, что бы ребёнок всегда выигрывал или занимал главные роли во время игры. Надо ребенку дать возможность научиться спокойно относиться к поражению, к ни очень важной, по его мнению, роли в игре. Зато потом ему будет легче, когда в реальной жизни он окажется в более проигрышной ситуации, чем другие, ведь в жизни это неизбежно.
От взрослого зависит очень много: участие взрослого в игре ребёнка, оснащение материальной составляющей для игры детей. Именно взрослый, аккуратно корректируя игру ребёнка, может учить его изменять своё поведение в зависимости от развития сюжета выбранной игры ребёнка.
Уделите игре с ребёнком хотя бы полчаса в день. Попутно можете тренировать его в математике, например во время игры в магазин попросите у ребёнка-продавца три красных яблока, семь шоколадных конфет и шесть карамелек, пусть он разложит конфеты в два пакета поровну.
Можно поиграть в зоопарк. «Купите» билеты в кассе и проведите ребёнку экскурсию по зоопарку – расскажите, где и как живут птицы, млекопитающие, рыбы, чем они питаются. В ходе игры обратите внимание ребёнка на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними. Здесь ребёнок может претворять свои идеи в одиночку, что является неплохой тренировкой перед этапом коллективных игр, когда, взрослея, ребёнок копирует не только внешние действия и сходство с выбранным персонажем, но и внутреннее - начинает показывать, что этот персонаж сделал бы в такой-то или такой-то ситуации. В любом случае, игра направлена на обогащение и уточнение представлений о предметах окружающего мира, и, как правило, дети для игры объединяются по трое-четверо. С психологической стороны, такие совместные игры помогут проработать некоторые негативные моменты общения со сверстниками и закрепить навыки лидерского поведения.
Если ребёнок копирует, имитирует в основном действия отрицательных персонажей, не спешите расстраиваться. Вступите в игру положительным персонажем, объясните, как хорошо поступить. И помните, что в большинстве случаев ребёнок лишь отображает жизнь взрослых вокруг него. Постарайтесь следить, чтобы в вашем поведении не было отрицательных моментов.
Ну и, конечно же, игры в лётчика, продавца, шофёра, моряка и многие другие. Усложняйте правила игры, добавляйте несколько предметов и несколько действий.
Используйте более сложные сюжеты. У детей становится больше опыта, например, играя в больницу, у них уже ни один врач, который лечит, а принимают «специалисты». Есть пациент(ы), медсестры. Как правило, ребёнок уже вносит в игру свои предложения.
Дети объединяют несколько сюжетных игр в одну игру. Например, идёт игра «в семью», тут же «в семье» может возникнуть ситуация – «ребёнок заболел». Возникает следующий сюжет игры «Больница». А до «больницы» нужно «доехать», поэтому можно пригласить в игру «водителя скорой помощи». Или семья едет в гости. Развиваются сюжеты «путешествие», «гости», «хозяюшка». Активно развиваются ролевые диалоги.
Поиграйте с детьми, например в игру «Кино». Можно заранее приобрести проектор или подобрать «домашний кинотеатр». Ведущий взрослый заранее подбирает эпизоды из сказок, в которых особенно резко проявляются черты характера. Перед играющими детьми ставится задача озвучить этого персонажа, ярко выражая эти черты, так, чтобы другие сразу распознали, кто это. Затем можно ввести воспроизведение сюжета в виде небольшой сценки.
Девочки любят играть в парикмахерскую. Предложите кукле с длинными волосами сделать красивую причёску у ребёнка-парикмахера. Расскажите ребёнку об обязанностях парикмахера и работника салона красоты – стрижке, бритье, укладке волос в причёску, маникюре. В конце игры пусть кукла остаётся очень довольной, она скажет «спасибо» и пообещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую.
К 5 годам наступает расцвет ролевой игры. Дети активно взаимодействуют в игре, объединяются в группировки. Игровые интересы устойчивы. Они могут играть часами, днями, неделями в игры с одним и тем же сюжетом, причём каждый раз сначала (черепашки-ниндзя, гонщики, почта, поликлиника, кинотеатр, поход в гости и другие сюжеты).
Кстати, выбор соответствующей роли стимулирует ребёнка определить своё место в коллективе. Одни дети выбирают роли самостоятельно, другие предпочитают, чтобы »им дали роль», третьи отказываются играть. Понаблюдайте за своим ребёнком!
Совместные игры ребёнка с родителями обогащают игровой и нравственный опыт детей, повышают их эмоциональный настрой, положительно влияют на адаптацию детей в обществе, в новых коллективах. А взрослых такие игры с ребёнком делают их ещё ближе, помогают понять внутренний духовный мир ребёнка, запросы, потребности, а главное – помогает лучше изучить характер своего ребёнка, стать ему лучшим другом. Разве не это настоящее родительское счастье?
Будьте счастливы!