Консультация для родителей:
Вы любите сказки? Хотите с удовольствием и волнением погрузиться в мир волшебства и чудес? Почувствовать себя вдали от житейской суеты и трудностей, как в хорошей сказке? Тогда не бойтесь потратить ваше драгоценное время, вспомните, как наши предки посвящали вечерние часы сказке. И разве только дети были их слушателями? Приглашаю вас в гости к сказке, где вы окунетесь в ореол тайны и волшебства!
Предлагаю вам войти в мир сказки, полной волшебства, неожиданностей, переживаний, чудесных превращений! Я уверена: любой из нас понимает, что воспитание в детях доброты, любви к ближнему, умения сочувствовать и сопереживать, уважения к окружающим людям – процесс очень значимый.
Не будем забывать, что человек – существо социальное. Поэтому его надо научить не только читать и писать, но и взаимодействовать с другими людьми так, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, современные дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее отзывчивыми к чувствам других людей и поэтому не умеют гармонично взаимодействовать сами с собой и окружающими. А ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому работа, направленная на развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка актуальна и важна.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его душе.
Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания ребенка словами представить окружающую жизнь, людей, их поступки, судьбы и в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Сказка дает возможность за несколько минут «примерить» на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести.
Это уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами образовательной работы с детьми.
Что, как не сказка, позволяет развивать творчество и фантазию ребенка? Сказка дает возможность слушателю побывать в таких вымышленных ситуациях, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка способна перед каждым из нас открыть дверцу, за которой свои и чужие радости и горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца. Чужая душа перестает быть «потемками», а своя душа вдруг приобретает непривычные качества и свойства. Отчего у ребенка, а то и у взрослого текут слезы?
Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем не сравнимое настроение, вызывает добрые и серьезные чувства.
Привлекательность сказок для развития личности ребенка заключаются в следующем:
отсутствие в сказках дидактики, нравоучений;
неопределенность места действия и главного героя;
образность, метафоричность языка. Кладезь мудрости;
победа добра, психологическая защищенность;
наличие тайны и волшебства.
Опыт подсказывает: «Что посеешь, то и пожнешь». Поэтому сказки должны быть эмоционально экологичны, бережливы по отношению к хрупкому душевному миру ребенка, не нести мрачности и тревожности. Главное – не навредить сказкой! Слушая сказку, ребенок сопереживает происходящему, анализирует события и поступки героев, самостоятельно решает этические задачи, усваивает нравственные нормы.
Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица в сказке кажутся неправдоподобными. Истинные же сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко. Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь.
В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях героев, а не о внешних событиях, и действия часто противоречат обычной реальности. Но это только на первый взгляд. Например, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроился воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, то сказка, лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» – скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое содержание буквально.
Ребенок, услышав и представив подобные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в них и себе.
Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, приятное, доступное ребенку занятие, напротив, они – существенный механизм развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенности в своем будущем.
С помощью сказки можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся и личности. Например, каждому эгоистичному ребенку полезно послушать «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о двух жадных медвежатах»; пугливому и робкому – о «трусливом зайце», о «пыхе»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле – «Принцесса на горошине». Необходимо почувствовать и догадаться об эмоциональной проблеме малыша: почему он тревожен, агрессивен, капризен, и сочинить сказку, где герои, их приключения будут помогать решать ребенку его проблему (страх, грубость, одиночество).
Именно в детском возрасте личность интенсивно развивается. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют взрослого человека и способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
5