СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Маркеры игрового пространства в развивающей предметно - пространственной среде ДОУ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача дошкольного учреждения состоит в том, чтобы создать такую предметно - пространственную среду в группе, которая обеспечивала бы ребенка всевозможным материалом для его активного участия в разных видах деятельности. Решение той задачи невозможно без создания маркеров игрового пространства нового типа или маркеров воображаемого мира.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Маркеры игрового пространства в развивающей предметно - пространственной среде ДОУ»»

Консультация для воспитателей

«Маркеры игрового пространства в развивающей предметно - пространственной среде ДОУ»

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать Я. А. Коменский

В связи с введением в дошкольные образовательные учреждения ФГОС ДО педагогам дошкольных учреждений, необходимо соответствовать современным тенденциям. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее и, конечно, проявляет большие фантазии и воображения, чем во многих других ситуациях. Учитывая все это, необходимо разработать и внедрить в свою работу маркеры игрового пространства.

 Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.  А это значит, что игровое оборудование должно как-то видоизменяться, иметь множество функций. Кроме того, дети должны иметь возможность самостоятельно его передвигать в групповом пространстве. Поэтому необходимо создать универсальные маркеры для детских игр. 

«Маркеры (знаки) игрового пространства –  представляют собой предметы, указывающие на место событий, в которых разворачивается сюжет. Это наши традиционные центры (уголки). 

Для их изготовления обязательно использовать современные, доступные и безопасные для детей материалы: пластик разных размеров, ткань и наклейки, чтобы получились многофункциональные конструкции игрового пространства, которые легко складываются, переносятся и обрабатываются, что позволяет их использовать, как в помещениях, так и на улице. В сложенном состоянии маркеры занимают мало места, а в разложенном трансформируются в разнообразные масштабные объекты. Маркеры обыгрываются, дополняются предметами, атрибутами.

При игре с использованием маркеров реализуются следующие задачи:

  • Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности.

  • Развивать познавательную активность детей, осваивать средства и способы познания, обогащать опыт деятельности и представления об окружающем.

  • Обогащать сенсорный опыт детей, совершенствовать аналитическое восприятие.

  • Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

  •  Развивать умение самостоятельно организовывать игры и упражнения; воспитывать доброжелательное отношения со сверстниками в процессе совместной деятельности.

Маркеры обладают рядом достоинств и отвечают современным требованиям:

  • Легко трансформируются;

  • Многофункциональны;

  • Вариативны;

  • Развивают детскую фантазию и воображение;

  • Активизируют двигательную активность;

  • Рассчитаны на все возрастные категории от 3 до 7 лет;

  • Отвечают гигиеническим требованиям (легко моются, безопасны);

  • Имеют эстетичный вид;

  • Занимают мало места при хранении;

  • Выполнены из относительно недорогих и доступных материалов.

Разнообразные материалы, оборудование и инвентарь обеспечивают:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх.

  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.

  • возможность самовыражения детей: имеются необходимые атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, различные виды театров, одежда для ряженья детей, костюмы разных профессий и т.п.)

 С целью полифункциональности пространство группы разделено (условно) на три части:

«Спокойная» – для спокойной деятельности: настольных игр, рассматривания книг, картинок, творческой деятельности, уединения.  

«Активная», связанная с активным движением, возведением крупных игровых построек, сюжетно-ролевых, подвижных и других групповых игр.

«Рабочая» – для организации партнерских форм занятий детей.

Разделение группового пространства зависит от образовательной ситуации, вида детской деятельности, используемых материалов. Материалы могут использоваться как для игровой, так и для продуктивной и исследовательской деятельности.

Все части пространства обладают возможностью изменяться, имеют подвижные, трансформируемые границы. Пространство группы изменяется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

   Маркеры игрового пространства группы:  напольные ширмы – трансформеры, настольные маркеры, модульно – каркасный конструктор, игровую модульную мебель, мягкие модули, различные ширмы.

Такие составляющие РППС, не обладающие жёстко закреплённым способом употребления могут быть использованы в разных видах деятельности детей.

Все элементы РППС группы должны соответствовать требованиям по обеспечению комфортности, надёжности, безопасности их использования.

Маленький ребенок постоянно изменяется, развивается. И вместе с ним должно изменяться пространство группы, т.е. быть вариативным. В связи с этим игровой, дидактический, наглядный материал периодически изменяется (в зависимости от темы недели, времени года, интересов детей в данный период, реализации проекта, в соответствии со вкусами и настроением детей) с целью стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности детей.

Доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности должен быть свободный, функциональный, а не витринный, находиться на уровне роста детей: ребенку достаточно удобно их взять, перенести с места на место. Материалы для детских игр хранятся в удобных и практичных емкостях (пластиковых, картонных, деревянных коробках и т.п.) с яркими метками, облегчающими выбор.  РППС должна способствовать раскрытию индивидуальных возможностей детей, которые даны ему природой.

Правильно организованная РППС позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развития ребенка. Внесение маркеров игрового пространства в развивающую среду группы позволяет сделать среду гибкой, динамичной, удовлетворяя интересы ребенка здесь и сейчас. Дети становятся самостоятельными в преобразовании среды, активно используют маркеры для реализации собственных замыслов.