СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей на тему: «Методы и технологии развития интеллектуальной сферы дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен педагогам при подготовке к семинарам и педсоветам.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей на тему: «Методы и технологии развития интеллектуальной сферы дошкольников»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ДЕТСКИЙ САД № 20 «ОСТРОВОК» Г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» _______________________________________


Подготовила воспитатель Турбина Светлана Александровна


Консультация для воспитателей

на тему:

«Методы и технологии развития интеллектуальной сферы дошкольников»


Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры.

Развитие интеллектуальной сферы происходит как в повседневной жизни, в ходе общения со взрослыми, в процессе систематического обучения на занятиях, но и в дидактических играх в дошкольных учреждениях. Важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый процесс развития интеллектуальной сферы.

Бондаренко А.К. даёт такое определение развитию интеллектуальной сферы: развитие интеллектуальной сферы — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных процессов. Основными задачами интеллектуального развития дошкольников являются: формирование правильных представлений об окружающем, о простейших явлениях природы и общественной жизни; развитие познавательных психических процессов — ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков; формирование простейших способов умственной деятельности. В дидактических играх создаются благоприятные условия для усвоения детьми достаточно сложных знаний, умений и навыков, для формирования различных способностей детей. Игровой метод обучения является наиболее эффективным в работе с детьми.

В настоящее время, появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Е.И. Радинова и М.И. Попова выделяют задачи, которые выполняют дидактические игры:

1) получение новых знаний;

2) как средство упражнения и закрепления знаний;

3) проверка знаний и умений детей;

4) проверка практической деятельности;

5) активизация познавательных процессов.

Организация дидактических игр осуществляется в трех основных направлениях подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ [3].

Проведение дидактических игр включает:

- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

- подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность [7].

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приёмов ее подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе [5].

Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам математики.

Определения словарей, поясняющие значение слова математика разнообразны. Словарь живого великорусского языка В.В. Даля: «Математика – это наука о величинах и количествах; все, что можно выразить цифрою, принадлежит математике; - чистая, занимается величинами отвлеченно; - прикладная, прилагает первую к делу, к предметам. Математика делится на арифметику и геометрию, первая располагает цифрами, вторая протяжениями и пространствами. Прикладная математика, по предмету зовется: механикою, оптикою, геодезиею и пр.» [10].

«Математика (от греч. mathema - знание, учение, наука), наука о количественных отношениях и пространственных формах окружающего нас мира. Понимание самостоятельного положения математики как особой науки возникло в Древней Греции в VI-V вв. до нашей эры. Математика объединяет комплекс дисциплин: арифметика (теория чисел), алгебра, геометрия, математический анализ (дифференциальное исчисление и интегральное исчисление), теория множеств, теория вероятностей и многое другое.

В основе интеллекта лежит развитое мышление. Процесс развития мышления методически состоит в формировании и развитии обобщенных приемов умственных действий (сравнение, обобщение, анализ, синтез, сериация, классификация, абстрагирование, аналогия и др.), что является общим условием функционирования самого мышления как процесса в любой - области познания, в том числе и в математике. Безусловным является то, что сформированности умственных действий является абсолютной необходимостью для развития математического мышления, не случайно эти умственные действия именуются также приемами логических умственных действий. Их формирование стимулирует развитие математических способностей ребенка. Одним из самых значительных исследований в этой области явилась работа швейцарского психолога Ж. Пиаже «Генезис числа у ребенка», в которой автор; достаточно убедительно доказывает, что формирование понятия числа (а также и арифметических операций) у ребенка коррелятивно развитию самой логики: формированию логических структур, в частности формированию иерархии логических классов, т.е. классификации, и формированию асимметричных отношений, т. е. качественных сериаций. Классификация, сериация являются приемами умственных действий, формирование которых невозможно без предварительного развития у ребенка операций сравнения, обобщения, анализа и синтеза, абстрагирования, аналогии и систематизации [9].

Математическое содержание оптимально для развития всех познавательных способностей (как сенсорных, так и интеллектуальных), приводит к активному развитию математических способностей ребенка [1].

Итак, математика - это особый язык и даже особый мир, в который мы, тем не менее «наведываемся» по сотне раз на дню - когда ходим в магазин, готовим обед, звоним по телефону, моем полы, купаем ребенка и т. д. Более того, стоит нам вытянуть вперед руки и взглянуть на пальцы, мы уже оказываемся в мире математики [8].

Таким образом, еще до того, как ребенок выучит первую цифру, он уже знает довольно много о базовых математических понятиях, таких как величина, количество, прибавление и убавление, сравнение, множество и т. д.

Развитие интеллекта идет через формирование представлений о количестве. К 2 годам ребенок наверняка знает, что у него есть «одна ручка и вторая ручка», а нос только один, что у него ладошки маленькие, а у мамы большие, что бывает много и мало игрушек, что можно взять (налить, принести) «еще», «еще немного», «еще больше». Можно взять (забрать) все, а можно только часть (не все), и т. д. дайте ему набор геометрических фигур, вырезанных из картона, и спросите, из чего лучше сделать кузов, а из чего кабину, и малыш, скорее, всего в первом случае выберет прямоугольник, а во втором - квадрат (хотя возможны варианты). Если вы попросите его положить в один конверт треугольники, а в другой - крути, то, скорее всего, он справится и с этим. Если же нет, он наверняка сумеет разложить по разным кучкам ботинки и перчатки, шапки и шарфики и т. д. А если вы поручите ему помочь вам накрыть на стол, он быстро поймет, что значит «чашек столько же, сколько блюдец», «ложек столько же, сколько тарелок», «одно блюдце лишнее», «одной ложки не хватает». Игра с матрешками или разноцветными стаканчиками поможет закрепить знания о том, что такое «больше, меньше (выше, ниже), большой, маленький (высокий, низкий), самый маленький, самый большой)» и т. д. На детской площадке, бегая по скамеечкам, ребенок поймет, что значит широкий и узкий, а обнимая деревья - что значит толстый и тонкий. Если вы считали с ним пальчики на руках, ступеньки на лестнице, чашки на столе, картошку в мойке, уточек в пруду и т. д., то вполне вероятно, что он умеет считать до 5 или до 10. Но это уже сверх программы. Психологи и специалисты по развитию детей не требуют таких знаний от двухлетних детей [4].

В возрасте 4-5 лет у детей развиты такие умения как:

- освоение количественного (сколько?) и порядкового (который по счету?) счета в пределах пяти с опорой на наглядный материал;

- сравнение чисел («четыре больше, чем три») на основе сравнения соответствующих групп предметов;

- сравнение предметов по размеру (одновременное сочетание сравнения по длине и ширине), упорядочивание группы предметов по размеру (в порядке возрастания и убывания);

- умение распознавать и называть прямоугольник;

- дальнейшая дифференциация пространственных и временных представлений [8].

В возрасте 5-7 лет у детей должны быть развиты такие умения как:

- считать до 10 (в прямом и обратном порядке);

- знать цифры от 0 до 9;

- понимать образование каждого числа из предыдущего (5 = 4 + 1) и из следующего (4 = 5 - 1);

- знать состав чисел первого десятка;

- решать простые задачи, при их решении осознанно выбирать арифметические действия сложения (+) и вычитания (-) с опорой на наглядный материал;

- уметь измерять и сравнивать размер предметов (длину, ширину, высоту) с помощью условной мерки;

- делить простейшие геометрические фигуры на 2,4 равные части, понимать отношения между целым и частью;

- иметь представление о многоугольнике;

- уметь разбивать геометрические фигуры на части и составлять из нескольких фигур одну большую [2].

Математическое содержание оптимально для развития интеллектуальных способностей, что приводит к активному развитию математических способностей ребенка. Итак, взаимосвязь математических и интеллектуальных способностей выглядит следующим образом в соответствии с психологическими особенностями усвоения детьми математических понятий, а также в соответствии с дидактическими принципами организации развивающего обучения.

Список литературы


  1. Белошистая А.В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004.

  2. Брунер Дж. Психология познания. - М.: Прогресс, 1977.

  3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: пособие для воспитателей / под ред. Е.И. Радиной, М.И. Поповой.-Изд. 2-е, -М.: Просвещение, 1972.

  4. Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей. - М.Педагогика, 1985.

  5. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры. - Дошкольное воспитание. 1995.


  1. Исаева И.Ю. Развитие социального интеллекта ребёнка в период дошкольного детства /– Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2011.

  2. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре — М., Просвещение — 1982.

  3. Первушина В.Е. Способности ребенка. Как выявить и проявить? - СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007.

  4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды.- М , 2004.

  5. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - тт. 1-4. — М., 1978 (репринт изд. 1880—1884).


Статьи

  1. Исаева И.Ю. Педагогическое сопровождение развития личности в образовании // Вестник кафедры процессуального права юридического факультета РГЭУ (РИНХ). Научно-практический журнал. – Ростов н/Д. 2010. № 1. – 0,5 п.л.


  1. Исаева И.Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка.// Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки – Ростов-на-Дону, 2011. - № 3.


  1. Исаева И.Ю. Теоретические аспекты проблемы педагогического со-провождения развития социального интеллекта ребенка-дошкольника.// Проблемы интеллектуального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Армавир, 2009. – Ч.1. – 0,5 п.л.


  1. Исаева И.Ю. Феноменология социального интеллекта ребенка дошкольника. // Ребенок дошкольного возраста в современном мире: сборник научных трудов по материалам Региональной научнопрактической конференции, посвященной 70-летию ЕГУ им. И.А. Бунина и 30-летию факультета педагогики и психологии (дошкольной) (25 сентября 2009 г.) – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2010. – 0,5 п.л.