СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через пластилинографию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов ДОО

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через пластилинографию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Центр развития ребенка" - детский сад №16 "Вдохновение"



















Консультация для воспитателей


Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через пластилинографию










Составитель:

Шевелева Е.И.













2024 г.



Мелкая моторика начинает развиваться естественным образом с самого раннего возраста, вырастая из общей моторики. Первоначально ребенок учится схватывать предметы, затем появляются навыки передачи предметов из руки в руку, так называемый "пинцетный захват" и другие. К двум годам он уже способен рисовать, управлять кисточкой и ложкой. В дошкольном возрасте моторные навыки становятся более сложными и разнообразными, требуя согласованных действий обеих рук.

Развитие мелкой моторики играет важную роль в подготовке ребенка к школе и овладении учебными навыками. Согласно Сухомлинскому, разум ребенка зависит от мастерства его рук. Движения рук учат ребенка аккуратности, точности и ясности мышления, стимулируя развитие мозга.

Для достижения гармоничного развития интеллектуальных и речевых способностей, а также сохранения психического и физического здоровья ребенка, необходима система работы по развитию мелкой моторики, включая пластилинографию.

Пластилинография — это техника, которая помогает развить умелость и силу рук у ребенка, согласованность движений обеих рук и дифференциацию пальцев. Это подготавливает руку ребенка к письму и обеспечивает мышечную нагрузку для пальцев.

Раннее знакомство ребенка с пластилином как художественным материалом помогает его развитию. При выборе материалов для пластилинографии необходимо учитывать их безопасность - чистые цвета, мягкость и нетоксичность пластилина, а также удобство основы для работы.

При обучении пластилинографии детей важно не задавать слишком сложных задач, чтобы не испугать их, и создавать радость и интерес к творчеству. Начинать лучше с простых заданий и постепенно увеличивать сложность.

В детском возрасте дети учатся использовать различные техники работы с пластилином, такие как надавливание, придавливание, размазывание пластилина пальцем. Они также владеют способом отщипывания кусочка пластилина и скатывания шарика между пальцами, а также учатся работать на ограниченном пространстве.

По мере взросления дети начинают учиться не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин разных цветов и создавать работы из пластилиновых шариков.

В подготовительной к школе группе дети улучшают свое мастерство в размазывании, делают работы с использованием тонких пластилиновых жгутиков, а также осваивают технику «слоеный пирог». Они учатся решать творческие задачи, выбирать рисунок и приемы для его выполнения.

Очень важно, чтобы дети хорошо усвоили основы работы с пластилином на начальном этапе обучения. На занятиях они учатся надавливать пластилин подушечкой пальца и размазывать его для создания различных фигур. Если у ребенка возникают трудности, воспитатель помогает ему.

Затем дети учатся новым навыкам, таким как размазывание пластилина кончиком пальца и работа с несколькими цветами. Они также используют специальные предметы для улучшения своих работ.

На следующем этапе дети улучшают свои навыки рисования и работают над созданием изображений из пластилина. Они также учатся создавать композиции с использованием различных видов техник и материалов. Для придания выразительности своим работам они используют различные предметы в качестве украшений.

Работая с пластилином, дети могут создавать разнообразные предметы и сюжетные композиции.

В процессе совместной творческой деятельности мы можем:

* Дать детям возможность выразить свои эмоции через лепку, освободиться от негативных чувств.

* Способствовать развитию у них чувства свободы и радости, а также вызывать удивление и восторг от взаимодействия с податливым материалом.

Чтобы заинтересовать детей результатами своего труда, рекомендуется использовать игровые мотивации. Например, в конце занятия можно предложить детям обыграть свои поделки, задавая наводящие вопросы.

Работа с пластилином способствует речевому развитию детей, формированию положительных навыков коммуникативного общения со сверстниками. Она развивает волевое усилие, так как дети тратят больше времени на выполнение задания и стремятся довести его до конца. Кроме того, формируются элементарные навыки самоконтроля: дети учатся организовывать своё рабочее место, убирать его после завершения работы и контролировать своё поведение. Постепенно у них появляется устойчивый интерес к различным видам художественно-творческой деятельности, в которых они отражают свои впечатления от окружающего мира.

Техника пластилинографии не только развивает мелкую моторику и координацию движений обеих рук, но и служит важным инструментом для познания окружающего мира, развития фантазии, творческого воображения и пространственного мышления.


Работа с пластилином также способствует формированию у детей навыков сотрудничества и совместной деятельности. Когда малыши создают свои произведения в группе, они учатся делиться идеями, обсуждать и принимать во внимание мнения других. Это развивает их умение не только выражать свои мысли, но и слушать остальных, что является важным шагом к эффективному общению.

Кроме того, использование пластилина предоставляет детям возможность экспериментировать с цветами, формами и текстурами, что расширяет их восприятие эстетики и красоты. Каждый творческий процесс становится для них экспериментом, помогая развивать креативное мышление. В результате они начинают осознавать не только физические качества материалов, но и эмоциональные аспекты своего творчества.

Не стоит забывать и о том, что результаты их труда вызывают радость и гордость. Дети учатся ценить собственные достижения, а также становятся более уверенными в своих силах. Эти положительные эмоции укрепляют желание заниматься творчеством и дальше, обогащая их внутренний мир и разнообразя досуг.













































Список литературы

1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография для малышей». - Скрипторий, 2008.-48 с.

2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа»- М.:КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА: Творческий центр "СФЕРА", 2007.- 158 с.

3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bspu.by/bitstream/doc/2495/1/.pdf