СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей: Тема«Роль книжного и речевого уголка в развитии речи дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Книжный уголок в детском саду является важныи и главным в развитии речи у детей дошкольного возраста

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей: Тема«Роль книжного и речевого уголка в развитии речи дошкольников»»















Консультация для воспитателей групп старшего дошкольного возраста

Тема: «Речевое развитие дошкольников в условиях внедрения ФГОС»

«Роль книжного и речевого уголка в развитии речи дошкольников»























Уважаемые коллеги вашему вниманию предоставляется (Слайд №1) Тема: «Речевое развитие дошкольников в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта».

(Слайд №2) Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования речевое развитие включает в себя следующие цели, которые вы видите перед собой на экране: - обогащение активного словаря (расширение пассивного и введение новых слов в активный словарь); - развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (умение говорить, понимать речь других людей; научить слушать и задавать вопросы, правильно и точно выражать мысли); - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха (развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, формировать умения пользоваться высотой и силой голоса); - развитие речевого творчества (т.е. составление творческих рассказов, придумывание сказок и т.д.); - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; - формирование звуковой аналитика – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (умение выделять гласные и согласные звуки в слове, определять количество слогов и место звука в слове). (Слайд №3) Реализация образовательной области «Речевого развития» протекает через различные виды деятельности: ранний возраст – это общение с взрослыми и сверстниками в игре; дошкольный возраст – это восприятие художественной литературы и фольклора и коммуникационный вид деятельности. Одно из условий полноценного речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ. (Слайд №4) Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития. При создании речевой развивающей пространственной среды в каждой группе ДОУ необходимо учитывать возрастные особенности детей, закономерности психического развития, уровень речевого развития, а так же показатели эмоциональной сферы. Сейчас мы с вами проследим, как же изменяется литературный цент от младшего возраста к старшему. (Слайд №5)Первая и вторая младшая группа: в книжном уголке должно находиться немного книг 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг. Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам; книжки с динамическими элементами (двигающие глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.д.); музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев). Предметные картинки с изображение предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, животных и т. д.); сюжетных картинок с самыми простыми сюжетами. Средняя группа: в книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.д. Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками; портреты писателей: С. Маршак, В. Маяковский, А. Пушкин. Оформляться тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и т. д. Старшая группа: наполняемость 10-12 книг различной тематики и жанров. Портреты писателей: Горький, Михалков, Житков, Толстой, Носов, Чуковский; энциклопедии; книги - самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми; различные альбомы, наборы открыток с тематикой сказок, литературных произведений;. Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки книг, а так же выставки рисунков детей на заданную тему. В подготовительной группе: количество книг в уголке не регламентировано. Книги на различную тематику; стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребенка, знакомящие его с историей нашей родины. Издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Портреты известных детских писателей, поэтов. В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Мы переходим с вами к речевому центру. (Слайд №6) Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки театра для театрализованных игр. В них отводиться место для режиссерских игр с пальчиковым театром, настольного театра, костюмов для игр драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы бибабо, плоскостные изображения кукол, деревьев и т.д. Обратите внимание, что к старшему возрасту возрастает количество декораций для театрализованных игр. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развитие ее мелодика - интонационной стороны. (Слайд №7) Речевой центр располагается отдельно от литературного центра, так как его назначение предполагает проявление двигательной активности детей, что может помешать спокойному рассматриванию книжек в литературном центре. Для центра речевого развития необходимо свободное место, для смены положения ребенка. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. Это могут быть сюжетно - ролевые игры такие как: «Магазин игрушек», «Кафе», «День рождение куклы» и др. (Слайд №8) В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи. Для этого используются комплекты: - предметных картинок по основным лексическим темам («Грибы», «домашние животные», «Зима», «Лето» и др.); - различного вида лото («Зоологическое лото», «Звуковое лото» и др.); - серии картинок для установления последовательности событий; - разрезные сюжетные картинки; - набор кубиков с буквами. В центре речевого развития старшего дошкольного возраста должны находиться: - пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, мыльные пузыри, надувные шарики); - материалы для звукового и слогового анализа и синтеза слов, предложений (разноцветные фишки или магниты); - игры для совершенствования навыков языкового анализа («Определи место звука» и др.); - игры для совершенствования грамматического строя речи («Назови ласково», «Один – много» и др.). (Слайд №9) При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке к обучению грамоте. Это могут быть: - азбука в картинках, магнитная азбука; - кубики с буквами; - слоговая таблица; - звуковые домики, замки, звуковые линейки; - дидактические игры «Буква за буквой», «Буквы потерялись» и др. (Слайд №10) «Из всех знаний и умений, самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно и красиво говорить!». (В. И. Чернышев)

(Слайд №11) Спасибо за внимание!