Консультацию подготовила
учитель-логопед 1 квалификационной категории
Белова Елена Юрьевна
Родители маленьких болтунов сокрушаются по поводу неиссякаемого потока речи, который ребенок обрушивает на них день за днем. Но те, в чьих семьях растет молчун, напротив, готовы на все, чтобы крохотный «партизан» наконец заговорил. Вы - одни из них? Тогда данная статья для Вас!
Наверняка, знакомые убеждают вас, что «мальчики всегда начинают говорить позже» или рассказывают истории о детях, которые в 6 лет внезапно заговорили целыми фразами, забыв про годы молчания. На практике много детей, которые «попадают» в руки логопеда в 5 - 6 лет с ограниченным словарным запасом, искаженной слоговой структурой, грубо нарушенным грамматическим строем речи, не говоря уже о многочисленных проблемах звукопроизношения. И даже после начала коррекционной работы положительная динамика проявляется очень медленно. В то же время, если с детьми, имеющими отставание в раннем речевом развитии, занятии по активизации речи начинать в 2-2,5 года, у большинства из них уже через несколько месяцев может наблюдаться увеличение словарного запаса, использование новых грамматических форм.
Начинать занятия с логопедом необходимо с момента обнаружения отставания в речевом развитии. Не стоит отпускать речевые проблемы на самотек!
Существует несколько несложных правил которые помогут развить речь ребенка и заодно укрепят эмоциональную связь между мамой (папой) и малышом. Это касается только детей, психическое развитие которых проходит нормальными темпами и физический слух сохранен. В противном случае необходимо обратиться к специалистам.
Правило 1. ГОВОРИТЕ!
Есть мамы и папы, которые полагают, что разговоры с ребенком-молчуном – пустая трата времени, ведь он все равно не вступает в диалог. Наоборот, чем чаще и дольше вы разговариваете с малышом, тем больше у него поводов усвоить новые слова и понятия и захотеть вам ответить! При любом удобном (и неудобном) случае беседуйте: рассказывайте, как работает пылесос, что вы кладете в суп, озвучивайте действия свои и ребенка. Только не стоит употреблять много искаженных «детских» слов (бибика, ававка и т.п.). Лучше говорить с ним, используя простые, но правильные слова.
Правило 2. ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ!
Общение с ребенком вы должны сделать деловым, т.е. преследующим какие-то цели. Часто родителям маленьких «молчунов» советуют на время перестать «понимать» ребенка, чтобы у последнего возникла необходимость заговорить. Это часто дает неплохие результаты. Не случайно, начав посещать детский сад, у детей часто значительно активизируется словарь, они начинают больше говорить. Ребенок попадает в новый для себя круг общения, к незнакомым «тетенькам», которые действительно не могут по отдельным звукам «пи» понять, что малыш хочет в данный момент – пить или в туалет. У ребенка возникает мощный мотив – объяснить свои желания окружающим.
Если вы видите, что ребенок готов зареветь – отвлеките его внимание на что-то другое. Вновь продолжите свои попытки позже.
Правило 3. НАБЕРИТЕСЬ ТЕРПЕНИЯ!
На самом деле, ребенку совершенно все равно, во что и какими игрушками играть – лишь бы вы принимали в этом активное участие. Просто будьте рядом, делайте что-нибудь вместе, терпеливо и настойчиво говорите, несмотря на то, что вам пока не отвечают. Пройдет какое-то время – и малыш порадует вас первыми словами.
Правило 4.ИГРАЙТЕ!
Чем активнее вы будете увлечены игрой, тем лучше. «Озвучивайте» игрушки, просите показать тот или иной предмет, где «спрятался» котенок и т.п. Игра – самая важная форма деятельности для малыша. Если он увлечен действиями с игрушкой, то для него совершенно естественным является кормить ее, укладывать спать. Простые слова «На!», «ешь!», «спи!», «ай-яй-яй», обращенные к игрушке, получаются у малыша намного легче, чем если бы вы требовали: «Скажи как я!», «Повторяй!»
Включайте свой артистизм на полную! И слова «играючи» начнут входить в активный словарь ребенка.
Правило 5. ЖЕСТИКУЛИРУЙТЕ!
Используйте общеупотребительные жесты совместно с речью – говорите «на», протягивая открытую ладонь, и отрицательно качаете головой, произнося «нет»; разводите полукруглые руки в стороны – «большо-о-о-й»; приближаете ладони – «ма-а-а-ленький». Короткие стихотворные тексты, сопровождаемые такими жестами, превращаются в маленький кукольный театр.
У медведя дом бо-о-ольшой (руки широко над головой),
А у зайки ма-а-аленький (приближаем ладони).
Мишка шел к себе домой … ой-ой-ой!
(«шагаем» игрушкой-мишкой)
Прыгал зайка маленький – ай-яй-яй!
(«прыгаем» игрушкой-зайкой)
Правило 6. ПОМОГАЙТЕ!
Пусть малыш на первом этапе использует любые доступные ему средства общения: звуки, жесты, движения. Если ребенок указывает на игрушку, озвучьте его желание «Хочешь поиграть с мишкой?». При этом требуйте ответной реакции: пусть кивает головой, или, наоборот, мотает. Не бойтесь задавать наводящие вопросы и намеренно создавать ситуации, требующие речевого общения. Хорошо в этом помогает совместная деятельность: лепка, рисование, аппликация – советуйтесь с ребенком по поводу каждого действия.
Правило 7. ТРЕНИРУЙТЕ ПАЛЬЧИКИ!
Не забывайте о необходимости совершенствования мелкой моторик. Специалисты не зря отмечают тесную связь между ее развитием и становлением речи: доказано, что около трети всей площади двигательной коры мозга занимает проекция ладони. С самыми маленькими детьми в этом вам помогут разнообразные игрушки-вкладыши, книжки с окошками. Дети постарше – более сложные игрушки, конструкторы и т.п. И, конечно, пальчиковые игры – короткие стихотворные тексты, сопровождаемые движениями кистей и пальчиков. Маленьким детям эти игры проводят в режиме «пассивной» гимнастики – загибает, отгибает, растирает пальчики на маленькой детской ладошке сам взрослый. Но уже через некоторое время ребенок сам начинает выполнять элементы пальчиковой игры.
(Ладонь ребенка раскрыта, лежит на ладони взрослого):
«Этот пальчик – дедушка (загибаем большой палец),
Этот пальчик – бабушка! (загибаем с указательный),
Этот пальчик – папочка (средний палец),
Этот пальчик – мамочка (безымянный палец),
Этот пальчик наш малыш, а зовут его …
(загибаете в кулачок мизинец и называете имя ребенка).
Правило 8. ПОВТОРЯЙТЕ!
У малышей сильно развиты механизмы подражания: они сейчас напоминают обезьянок, и этим можно замечательно воспользоваться в целях развития речи. Говорите достаточно громко и четко артикулируйте. Через некоторое количество повторений движений рук ребенок начнет произносить вместе с вами отдельные звукоподражания или даже слова.
Классический пример таких игр – знакомые с детства «Ладушки», «Сорока-ворона», «Коза рогатая» и др. Наши бабушки и прабабушки пользовались этими потешками с большим успехом. Самое важное – чтобы игра нравилась вашему малышу. Тогда ему будет не лень повторять ее многократно, а все знают, что «повторение – мать учения»!