СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по исторической грамматике

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по исторической грамматике для студентов Филоогических факультетов

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по исторической грамматике»

Контрольная работа по исторической грамматике русского языка

для студентов заочного отделения НГПУ (2016/2017 уч.г.)

Группа: ФО 14 ОЗО

ФИО:

Фонетика

1—2. Назовите важнейшие отличия вокализма древнерусского языка от старославянского.


Важнейшими отличиями являются следующие: тоническое ударение сменилось силовым (но не до конца) и пали редуцированные гласные.


3—4. Какие позиции редуцированных были сильными, какие слабыми?


Система гласных в древнерусском языке включает 10 фонем: 6 из них сохранились в современном русском языке. Сохранились гласные и, е, ы, а, у, о. Все эти гласные восточнославянского языка, они выступали как самостоятельные фонемы.

В древнерусском языке было 4 фонемы ě ь, ä, ъ, которые утратили свое значение.

Среди утраченных фонем следует отметить ě (узкое) (ѣ-ять). Эта фонема переднего ряда, среднего подъема, которая различала слова:

         сѣль        и       селъ

        [сěлъ]              [селъ]

       глагол сел        существительное сёл (от село).

В древнерусском языке были две гласные фонемы неполного образования, редуцированные, ослабленные гласные ъ (ер.) и ь

(ерь). [ъ] -  фонема заднего ряда, среднего подъема, приближенная по произношению к о(краткому), а [ь]-  переднего ряда, среднего подъема, близкая к [е].

У редуцированных гласных [ъ] и [ь] выделялись сильные и слабые позиции.

Сильными были положения под ударением и перед слогом со слабым редуцированным: [от’ьцъ - отец, сънъ –  сон]

Слабыми были следующие положения: 1) на конце слова cънь; 2) в слоге перед гласным полного образования: съна; в) в слоге перед сильным редуцированным: [жънъцъ – жнец].


5—6. Какова дальнейшая судьбы сильных и слабых редуцированных?


Во второй половине 12в. произошло падение редуцированных [ъ, ь] в древнерусском языке, т.е. процесс, в результате которого [ъ] и [ь] в сильной позиции перешли в [о], [е], а в слабой позиции исчезли из произношения. Этот процесс отразился в памятниках письменности.


7—15. Отметьте соответствующие позиции редуцированных в словах

пьсъ, сънъ, дъска, дъосоу, отьць, правьдьна, жьньць, съна (слабые редуцированные подчеркните одной чертой, сильные - двумя).


пьсъ, сънъ, дъска, дъосоу, отьць, правьдьна, жьньць, съна


16. Какова была судьба гласного е (исконного и развившегося из сильного редуцированного ъ) в положении под ударением после мягкого согласного перед твёрдым согласным (примеры: бєрєzа, пєтръ, пьсъ, льнъ)?



17.Как это помогает понять, в каких словах в древнерусском языке были звуки є, ь, а в каких ѣ?

18—32. Вставьте в корень исходного слова (исходной формы) е, или ь, или ѣ

дело - дѣло

село, сёл - село

пёс, пса - пьсъ

лесной, лес - лѣсъ

мёд, медовый - медъ

день, просторен, дён — дьнь

сено - сѣно

весло, вёсел - весло

лён, льна - льнъ

вечный—вѣчьнъ

плести, плёл - плести

тёмный - тьмь

мера - мѣра

весна, вёсен — весна

лестный, льщу - льсть

33—35. Какие современные личные имена передавали употребляемые в народной древнерусской речи имена ничипоръ, чюрило, жюрата?

Ничипоръ - Никифор, чюрило – Кирилл, жюрата – Юрий.

36. В каких словах в речи грамотных людей уже в древнейший период возможны были г, к, х перед гласными переднего ряда (примеры: схима, кедръ, келиЊ, георгии и под.)?

Могли встречаться только в греческих словах.

37—39. В чём состояли особенности употребления звука [ф] в древнейший период истории русского языка? Какими буквами этот звук передавался? Этот звук пришел с древнегреческими словами, но в русской речи заменялся буквами «п» и «х».

40—45. В результате какой из трёх палатализации заднеязычных согласных появились слова и формы рече (аорист 2—3 л. ед) ; на poyцѣ (местн. ед.) ; дѣвица ; мьрцати ; мрачьнъ ; доуша ?

рече (аорист 2—3 л. ед) - 1; на poyцѣ (местн. ед.) - 2; дѣвица - 2; мьрцати - 2; мрачьнъ - 1; доуша – 1.

Морфология

46—49. Перечислите основообразующие суффиксы I, II, III, IV склонений:
I скл.: мужского и среднего рода –ен-: ка- мы; II скл. среднего рода –ат-; III скл.: среднего рода –ес- ; IV скл.: женского рода с суффиксом –ер-.

50—54. Назовите основообразующие суффиксы следующих слов V склонения:
небо: -ес-; мати: - ат-; телѧ: - ат -; камы; - мы - ; дьнь – ен - .

55—60. Образуйте форму родит. ед. от слов:

Страна: страны, zемл ѩ: zемлене,

сынъ: сыноу , гость: гости,

мати: матере, любы: любъвє.

61. Объясните происхождения слова медведь: В старославянском оно выглядело медвьнъ. Таким образом и слово медведь легче поддается объяснению. Здесь тоже легко выделить две части: медв- и -ѣдь. И вот получается уже вполне понятное объяснение этимологии слова: который ест мед.


62. Приведите пример влияния Ш-го склонения на П-е:

63—66. Назовите 4 типа дейксиса указательных местоимений: 1-й тип:

2

2-й тип: _,

3-й тип: ,

4-й тип: .

67. Какова роль анафорического местоимения и, ia, к в истории русского языка?

  1. Назовите формы личного местоимения 1-го лица (именит.ед.), отмеченные в др.-рус. памятниках: _____

  2. Какие фонетические процессы характерны для каждого из этапов формирования полного прил-го *novajegoновдкго - ноьлсго (1) — ноьааго (2) — новаго (3)?

со ,

(2) : ,

(3) : •

70. Назовите два суффикса, с помощью которых в праславянском языке образовывалась

форма сравнительной степени прилагательного:
1) ,2) . _

71—82. Образуйте формы сравнительной степени в ед. числе (м. р., ж. р., ср. р.) от приведённых ниже прилагательных^

лнхъ: м. р. , ж. р. - -"".- - , ср. р. __________ ;-

Хоудъ: м. р. , ж. р. . ср. р. . ;

стдръ: м. р. , ж. р. , ср. р. ;

новъ: м. р. , ж. р. , ср. р. .

83—86. Назовите показатели тематических классов глагола:

I кл.) ; II кл.) ; III кл.) ; IV кл.) .

87—91. Перечислите нетематические глаголы:

92—93. Запишите две формы аориста 1 л. ед. ч. от глагола рецж:

  1. древний сигматический: ,

  2. новый сигматический: .

94—96. Дайте характеристику форм от глагола выти:

бых*: ,

б*Х^ ,

3

Перевод

97. кгдл чьтсши кннгы. Hf тъштн сд вгр^о иштисти до дроугыгд гллби^ны. нъ
порса о кдинон
глабн^н^ (Изборник 1076 года).

98. СловЪномъ бо живущимъ кресщеным и княземъ ихъ, Ростиславъ, и Святополкъ и Коцелъ послаша къ цесарю Михаилу, глаголюще: «Земля наша крЪщена, и нъхть в нас учитель, иже бы нас училъ и казалъ, и протолоковалъ святыя книгы (Пов. врем. лет).

99. Слаба тевй Ти црю нвсьныи. iako сьподобн л\а нлпнсатн 6углик се. почдхъ же с
пнедтн. ьъ A*fcT #s. ф. 2(д. А оконьчлхъ е ь-ь лФт. [#§.] ф. ge. Иапнсах^ же еуглне се.
рдвоу вжню иосифъ. а лмрьскы остромнръ. влн^окоу ежфоу н^АСлдьоу кгнд^оу
(Остромирово Евангелие 1056—1057 гг.). — -_ „- -. -

100. се га всеволодъ дллъ кслаь, блюдо сереврьно» въ »л» грвнъ сереврл» стмоу же
геюргневн вел'влъ кслаь. вити въ нк нл шб'бд'б колн игоулленъ иБткдлкть»даже кто
^апъртить или тоу дань и се блюдо» да соудитъ кллоу Б*ъ въ днь пришьствига
свокго и тъ стын георгин (Грамота вел. кн. Мстислава Володимировича и его сьша
Всеволода, около 1130 г.).

4