СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-измерительные материалы по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет контрольно-измерительные материалы по  русской литературе для 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы по литературе»






Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе


Возрастающие требования к воспитанию молоде­жи, формированию у нее чувства ответственности, организованности и дисциплины требуют реши­тельного искоренения проявления формализма в оценке знаний учащихся, преодоления проценто­мании.

Большое воспитательное значение имеет объек­тивная, правильная и своевременная оценка зна­ний, умений и навыков учащихся. Она способст­вует повышению ответственности школьников за качество учебы, соблюдению учебной, трудовой, общественной дисциплины, вырабатывает требова­тельность учащихся к себе, правильную их само­оценку, честность, правдивость, в. то время как проявление либерализма, завышение и занижение оценки знаний учащихся порождают их неудовлет­воренность, способствуют воспитанию самомнения, зазнайства, ведут к переоценке своих возможнос­тей, формированию у некоторых школьников иж­дивенческой психологии, потребительского отно­шения к жизни.

В целях преодоления формализма, либерализма и процентомании необходимо при оценке знаний анализировать их глубину и прочность, проверять умение школьников свободно и вполне сознательно применять изучаемый теоретический материал при решении конкретных учебных и практических за­дач, строго следовать установленным нормативам.

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать оди­наковые требования к знаниям, умениям и навы­кам учащихся. В них устанав­ливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографиче­ской и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки зна­ний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за раз­личные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они ра­ботали или работают к моменту проверки.


Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных спо­собов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообще­ние на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководство­ваться следующими критериями: 1) полнота и пра­вильность ответа; 2) степень осознанности, понима­ния изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное оп­ределение языковых понятий; 2) обнаруживает по­нимание материала, может обосновать свои сужде­ния, применить знания на практике, привести не­обходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает матери­ал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последова­тельности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаружи­вает знание и понимание основных положений дан­ной темы, но: 1) излагает материал неполно и до­пускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глу­боко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непо­следовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаружи­вает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает ма­териал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последую­щим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаружи­вает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не толь­ко за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное вре­мя), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались от­веты учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.


Оценка сочинений

Сочинения – основная форма про­верки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения в 5-9 классах прово­дятся в соответствии с требованиями раздела про­граммы «Развитие навыков связной речи».

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1,0 страни­ца, в 6 классе – 1,0-1,5, в 7 классе – 1,5-2,0, в 8 классе – 2,0-3,0, в 9 классе – 3,0-4,0.

К указанному объему сочинений учитель дол­жен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обсто­ятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащих­ся, их общего развития.

С помощью сочинений проверяют­ся: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использо­вать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение язы­ковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается дву­мя отметками: первая ставится за содержание и ре­чевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивает­ся по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуаци­онных и грамматических.


Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полно­стью соответствует теме.

1. Фактические ошибки от­сутствуют.

2. Содержание излагается последовательно.

3. Работа отличается богатст­вом словаря, разнообразием используемых синтаксиче­ских конструкций, точно­стью словоупотребления.

4. Достигнуто стилевое един­ство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается: 1 орфографиче­ская, или 1 пунктуацион­ная, или 1 грамматиче­ская ошибка

«4»

1. Содержание

работы в ос­новном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).


1. Содержание в основном достоверно, но имеются еди­ничные фактические неточ­ности.

2. Имеются незначительные нарушения последователь­ности в изложении мыслей.

3. Лексический и граммати­ческий строй речи достаточ­но разнообразен.

4. Стиль работы отличается единством и достаточной вы­разительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содер­жании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются: 2 орфографиче­ские и

2 пунктуацион­ные ошибки, или 1 орфографиче­ская и 3 пунктуа­ционные ошиб­ки, или

4 пунктуацион­ные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 1 грамматиче­ские ошибки

«3»

1.В работе допущены сущест­венные отклонения от темы.


1. Работа достоверна в глав­ном, но в ней имеются от­дельные фактические неточ­ности.

2. Допущены отдельные на­рушения последовательнос­ти изложения.

3. Беден словарь и однооб­разны употребляемые син­таксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

4. Стиль работы не отличает­ся единством, речь недоста­точно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содер­жании и 5 речевых недочетов

Допускаются: 4 орфографиче­ские и 4 пункту­ационные ошиб­ки, или 3 орфографиче­ские ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуацион­ных при отсутст­вии орфографиче­ских ошибок

(в 6 классе 5 орфографических и 4 пункту­ационные ошиб­ки), а также 4 грамматиче­ские ошибки

«2»

1.Работа не соответствует теме.


1. Допущено много фактиче­ских неточностей.

2. Нарушена последователь­ность изложения мыслей во всех частях работы, отсутст­вует связь между ними, час­ты случаи неправильного словоупотребления.

3. Крайне беден словарь, ра­бота написана короткими од­нотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотреб­ления.

4. Нарушено стилевое един­ство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 7 орфографиче­ских и 7 пункту­ационных оши­бок, или 6 орфо­графических и 8 пунктуацион­ных ошибок, 5 орфографических и 9 пункту­ационных оши­бок, 8 орфографических и 6 пунктуацион­ных ошибок,

а также 7 грамма­тических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеется более 7 орфографиче­ских, 7 пункту­ационных и 7 грамматиче­ских ошибок


Примечания:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оцен­ку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше ука­занного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографиче­ских, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хо­тя по остальным показателям оно написано удовлетвори­тельно.

4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошиб­ках, а также о сделанных учеником исправлениях, приве­денные в разделе «Оценка диктантов».


Выведение итоговых оценок

За учебную четверть и учебный год ставится ито­говая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического мате­риала, овладение умениями, речевое развитие, уро­вень орфографической и пунктуационной грамот­ности.

Итоговая оценка не должна выводиться механи­чески, как среднее арифметическое предшествую­щих оценок. Решающим при ее определении следу­ет считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оцен­ки.

























Контрольно-измерительные материалы по курсу литературы

9 класс

Самостоятельная работа по "Слову о полку Игореве"

Задание 1

Выписать из текста "Слова о полку Игореве" рефрены в порядке их следования

Задание 2

Найти в "Слове о полку Игореве" сравнения битвы с полем, с жатвой; найти плач "жён русских".

Найти в былинах и повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" сравнение битвы с жатвой, с полем пшеницы; найти описание плача.

Задание 3

Выписать из текста "Слова.."

1) названия городов, рек, народов, стран;

2) явления природы, названия растений, животных и птиц;

3) имена языческих божеств, названия людей по роду занятий, возрасту, полу и т.п.


Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

1

Знание текста "Слова о полку Игореве"

1-3

2

Уметь сопоставлять произведения разных жанров

2

3

Умение ориентироваться в тексте памятника древнерусской литературы, работать со словом

2,3





Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося



Действия учащихся











1

Знают текст "Слова о полку Игореве"











Выписали рефрены в порядке их следования











Допустили ошибки в порядке следования рефренов











2

Нашли в тексте сравнения битвы с полем и жатвой











Не сумели найти сравнения











Нашли в тексте плач "жён русских"











Смогли найти сравнения битвы с полем и жатвой в былинах и тексте повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"











Не сумели найти сравнения битвы с полем и жатвой в былинах и повести Гоголя "Тарас Бульба"











Сумели найти описание плача











Не нашли описание плача в повести Гоголя











3

Выписали из текста "Слова..." названия городов, рек, народов и стран











Не сумели выписать из текста "Слова..." названия городов, рек, народов и стран











Выписали из текста "Слова..." явления природы, названия растений, животных и птиц











Не сумели выписать из текста "Слова..." явления природы, названия растений, животных и птиц











Выписали из текста "Слова..." имена языческих божеств, названия людей породу занятий, возрасту, полу











Не сумели выписать из текста "Слова..." имена языческих божеств, названия людей породу занятий, возрасту, полу











Сумма баллов











Отметка













Контрольная работа

"Характеристика русской литературы XVIII века"

Вариант 1

Вариант 2

1. Что такое классицизм?

2.Каковы основные черты сентиментализма?

3.Назовите жанры, соответствующие "низкому штилю".

4. Назовите авторов отрывков:


А) Ужасный чудными делами

Зиждитель мира искони

Своими положил судьбами

Себя прославить в наши дни;

Послал в Россию Человека,

Каков неслыхан был от века.

Сквозь все препятства он вознёс

Главу, победами венчанну,

Россию, грубостью попранну,

С собой возвысил до небес.


Б) Цари! Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья,

Но вы, как я подобно, страстны,

И так же смертны, как и я.


5. Выпишите из задания 4-а церковнославянские слова и объясните их.


6. Из какого произведения следующие строки?


А) К тому же бедная вдова, почти беспрестанно проливая слёзы о смерти мужа своего - ибо и крестьянки любить умеют! - день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать.


Б) Книга казначейская пошла на ревизию. но устерсами не пахнет.

1. Что такое сентиментализм?

2. Каковы основные черты классицизма?

3.Назовите жанры, соответствующие "высокому штилю".

4. Назовите авторов отрывков:


А) Не внемлют! Видят и не знают!

Покрыты мздою очеса:

Злодейства землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.


Б) И се Минерва ударяет

В верьхи Рифейски копием;

Сребро и злато истекает

Во всём наследии твоем.

Плутон в расселинах мятется,

Что росам в недра предается

Драгой металл его из гор.


5. Выпишите из задания 4-б церковнославянские слова и объясните их.


6. Из какого произведения следующие строки?


А) Желал я, чтобы земледелец не был пленник на своей ниве..


Б) Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его.


Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

1

Знание теории литературы

1-3

2

Знать различие между "высоким" и "низким штилем"

3

3

Знание авторов и произведения XVIII века

4, 6

4

Умение работать с лексикой в художественном произведении

5



Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося



Действия учащихся











1

Знают литературные направления, являющиеся основными в литературе ΧVIII века











2

Назвали основные черты литературных направлений ΧVIII века











3

Назвали жанры,

соответствующие "низкому" и "высокому штилям"











Допустили ошибки в определении жанров "высокого" и "низкого штилей"











4

Назвали авторов, предложенных отрывков











Допустили ошибки в определении авторов произведений











5

Выписали церковнославянские слова и объяснили их значение











Не сумели выписать из отрывка церковнославянские слова











Не объяснили значение церковнославянских слов











Допустили ошибки в толковании значения церковнославянских слов











5


Назвали авторов, предложенных отрывков











Допустили ошибки в определении авторов произведений











Сумма баллов











Отметка
















Контрольная работа

по романтической лирике начала 19 века, комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина


Вариант1

Вариант 2

1. Расскажите о работе Грибоедова над комедией "Горе от ума". что в комедии было созвучно декабристским настроениям?

1. Расскажите об изменениях в жизни и творчестве Пушкина в 1830-1836 г.г.какие вечные проблемы отразились в его произведениях 1830-х г.г.?

2. Из каких произведений эти строки:

А) Невыразимое подвластно ль выраженью...

Б) И он мне грудь рассёк мечом...

В) Счастливые часов не наблюдают...

2. Из каких произведений эти строки:

А) Созвездие маневров и мазурки...

Б) О, не знай сих сташных снов...

В) Вьюга злится, вьюга плачет...

3. Перечислите центральные образы стихотворения А.С.Пушкина "Пророк"

3. Перечислите центральные образы баллады В.А.Жуковского "Светлана"

4. Назовите 3 "внесценических" образа комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"

4. какими словами характеризуют Чацкого Софья, Лиза, Фамусов?

5. Назовите основные признаки жанра баллады

5. Назовите основные признаки жанра оды

6. Проанализируйте один из монологов комедии "Горе от ума". как в нём отразилась картина нравов русской жизни начала XIX века? какие особенности языка помогают выявить основные черты говорящего?

6. Расскажите о чувствах лирического "я" стихотворения Пушкина о любви. В чём благородство его нравственной позиции? Какими способами даётся облик влюблённого?

7. Какие нравственные ценности провозглашаются в лирике Пушкина? (4-6 предложений)

7. Какие вечные проблемы отразились в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"? (4-6 предложений)



Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

1

Знание фактов биографии и творчества А.С.Грибоедова и А.С.Пушкина

1

2

Знание содержания изученных литературных произведений

2-4

3

Уровень усвоения теоретико-литературных понятий

5

4

Умение воспринимать и анализировать художественный текст

6

5

Навыки монологической речи

7



Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося



Действия учащихся











1

Знают факты биографии и творчества Грибоедова и Пушкина











2

Сумели назвать произведения, из которых взяты предложенные отрывки











Допустили ошибки в определении произведений, из которых взяты предложенные отрывки











3

Перечислили центральные образы поэтических произведений











Не смогли назвать центральные образы











4

Назвали "внесценические" образы пьесы "Горе от ума" (1 вариант)











Не назвали "внесценические" образы пьесы "Горе от ума"











Смогли найти лексическую характеристику Чацкого (2 вариант)











Не сумели найти лексическую характеристику Чацкого (2 вариант)











5

Назвали основные признаки жанра











Допустили ошибки при характеристике жанра











6

Проанализировали художественный текст











Не сумели проанализировать художественный текст











7

Сумели дать развёрнутый ответ на поставленный вопрос












Не смогли дать развёрнутый ответ на вопрос











Сумма баллов











Отметка













Контрольная работа

по лирике М.Ю.Лермонтова, роману "Герой нашего времени"


Вариант 1

Вариант2

1. Каково воспитание и образование М.Ю.Лермонтова? Какие темы и мотивы характерны для его поэзии до 1837 года?

Причины первой ссылки на Кавказ. Какое место занимает Кавказ в творчестве Лермонтова?

1. Жизнь Лермонтова в Петербурге и Москве. Почему 1837 год считают рубежом в творчестве поэта?

Вторая ссылка Лермонтова на Кавказ. Какое место занимает Кавказ в романе "Герой нашего

2. 1.Из каких произведений эти строки?


А)Много красавиц в аулах у нас,

Звёзды сияют во мраке их глаз.

Сладко любить их, завидная доля;

Но веселей молодецкая воля.


Б) Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и жёлтые листы

Шумят под робкими шагами.


В) Зачем я жил? Для какой цели я родился?




2.2. Назовите три стихотворения Лермонтова о жизни и смерти. Запишите строки из них, где автор говорит о философском отношении к этой проблеме.


2.3. Какая тема объединяет стихотворения "Как часто пёстрою толпою окружён...", "Родина", "Выхожу один я на дорогу..."?


2.4. Назовите основные периоды, темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. Перечислите главные произведения на каждую тему.


2. 1.Из каких произведений эти строки?


А) Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остаётся жить...


Б) Я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных, из горнила их я вышел твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, - лучший цвет жизни. И с той поры сколько раз я уже играл роль топора в руках судьбы!


В) Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость ушедшую мою.


2.2. . Назовите три стихотворения Лермонтова о поэте и поэзии. Запишите строки из них, где автор говорит об отношении его современников к поэзии.


2.3. Какая тема объединяет стихотворения "Завещание", "Сон", "Валерик"?


2.4. Назовите стихотворения М.Ю.Лермонтова, связанные с молитвой. В чём специфика его отношения к молитве как способу духовного общения?


3. Проанализируйте одно из стихотворений Лермонтова о любви, обратив внимание на образный ряд, ритмику, лексику, синтаксис, поэтические интонации текста. Что сближает это произведение с другими стихами Лермонтова о любви?

3. Проанализируйте одно из стихотворений Лермонтова, лирический герой которого страдает в бездуховном мире. Как в стихотворении отражается стремление лирического "я" к светлой и прекрасной жизни? Какие положительные идеалы являются для поэта непреложными?

4. Проанализируйте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку в романе "Герой нашего времени" ("Княжна Мери", запись от 12 июня). Какие особенности текста показывают психологическое состояние Печорина и Мери? Согласны ли вы с мнением, что в этом эпизоде Мери нравственно выше Печорина? Аргументируйте свою точку зрения

4. Сопоставьте два портрета Печорина в романе "Герой нашего времени". Какие элементы текста показывают, что для Максима Максимыча Печорин - загадка, а рассказчик пытается разобраться в его характере? Какие авторские оценки в этих эпизодах помогают в понимании образа Печорина?

5. Каковы взгляды М.Ю.Лермонтова на миссию поэта? (4-6 предложений)

5. Каковы идеальный и реальный образ Родины в поэзии М.Ю.Лермонтова? (4-6 предложений)


Кодификатор

№ умения

Проверяемое умение

№ задания

1

Знание фактов и биографии

1, 2.4

2

Знание основного содержания произведений

2

3

Умение анализировать лирическое произведение

3

4

Умение анализировать фрагмент прозаического произведения

4

5

Навыки монологической речи

5



Схема анализа

№ задания

Фамилия, имя учащегося



Действия учащихся











1

Знают факты биографии и творчества Лермонтова











2.1

Сумели назвать произведения, из которых взяты предложенные отрывки











2.1

Допустили ошибки в определении произведений, из которых взяты предложенные отрывки











2.2

Назвали три стихотворения предложенной тематики











Сумели привести строки, которые помогают раскрыть тему произведения











2.3

Сумели сопоставить предложенные стихотворения











Не смогли сопоставить произведения











2.4

Назвали особенности творчества и произведений Лермонтова











Не сумели назвать произведения и определить особенности творчества Лермонтова











3

Проанализировали стихотворение Лермонтова











Не сумели проанализировать поэтическое произведение











4


Проанализировали эпизод из прозаического произведения











Не сумели проанализировать эпизод











5

Сумели дать развёрнутый ответ на поставленный вопрос











Не смогли дать развёрнутый ответ на вопрос











Сумма баллов











Отметка












Контрольная работа

зачетное занятие по произведениям второй половины 19 и 20 века

1 вариант

2 вариант

1. Проанализируйте сцену объяснения Любови Гордеевны и Мити из пьесы А.Н.Островского"Бедность не порок" (д.2, явл.2) Охарактеризуйте конфликт этого диалога. как речевые характеристики помогают понять образы положительных героев? Какой смысл имеют в этой сцене авторские ремарки?

1. Проанализируйте речевой строй финальной части ночи четвёртой из романа Ф.М.Достоевского "Белые ночи" от слов: "Говоря это, мы ходили оба как будто в чаду..." до слов "...оба они исчезли из глаз моих". какими способами автор раскрывает читателю душевное состояние героев эпизода? Чем эта сцена напоминает "Бедную Лизу" Н.М.Карамзина?

2. Проанализируйте рассказ А.П.Чехова "Смерть чиновника", обратив внимание на то, как нарастает беспокойство чиновника. Какие ценности являются истинными для героя рассказа, а какие- ложными?

2. Проанализируйте рассказ А.П.Чехова "Тоска. каково авторское отношение к современному ему "маленькому человеку"?

3.Проанализируйте кульминационный эпизод рассказа М.А.Шолохова "Судьба человека" от слов "На четвёртый день прямо из совхоза...." до слов "...тут всем радоваться надо, а вы плачете...". Как помогает понять смысл рассказа его композиция?

3.Проанализируйте кульминационный эпизод рассказа М.А.Шолохова "Судьба человека" от слов "На четвёртый день прямо из совхоза...." до слов "...тут всем радоваться надо, а вы плачете...". Что общего вы заметили в образах автора, рассказчика и Андрея Соколова?

4. Чем удивителен образ Матрёны из рассказа А.И.Солженицына "Матрёнин двор"? Чем этот образ близок лучшим героям русской литературы XIΧ века?

4. Что в истории жизни Матрёны из рассказа А.И.Солженицына "Матрёнин двор" явилось отражением судьбы России? Почему этот рассказ назвали притчей?



Зачет//тест по русской лирике 20 века

1. Дайте свою интерпретацию изученного стихотворения А.А.Блока "О, я хочу безумно жить...". Как в нём воплощены образы времени, Родины, мира?

2. Проанализируйте стихотворение В.В.Маяковского "А вы могли бы?", лирический герой которого переживает тревогу, душевное смятение. Какими способами поэт изображает настроение лирического "я"?

3. Проанализируйте стихотворение С.А.Есенина о России ( "Разбуди меня завтра рано...").

Какие ключевые образы являются для поэта сокровенными, особенно любимыми.


Критерии

Баллы

1. Глубина раскрытия темы работы и убедительность суждений



а) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию

(при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости

формулирует свою точку зрения;

убедительно обосновывает свои тезисы;

фактические ошибки и неточности отсутствуют


3

б) экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию

(при анализе стихотворений учитывая авторский замысел), при необходимости

формулирует свою точку зрения,

но

не все тезисы убедительно обосновывает;

и (или) допускает 1–2 фактические ошибки


2

в) экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне,

не опираясь на авторскую позицию (анализируя стихотворения без учета

авторского замысла);

и (или) не обосновывает свои тезисы;

и (или) допускает 3–4 фактические ошибки.


1

г) экзаменуемый не раскрывает тему сочинения;

и (или) допускает более 4-х фактических ошибок

0

2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями



а) экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа

произведения; ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют


2

б) экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия,

но

не использует их для анализа произведения,

и / или допускает не более 2-х ошибок в их употреблении

1

в) экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия;

или допускает более 2-х ошибок в их употреблении.

0

3. Обоснованность привлечения текста произведения


а) текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и

обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их

оценкой, ссылки на текст произведения)


2

б) текст привлекается,

но

не всегда обоснованно (т.е. вне прямой связи с выдвинутым тезисом)


1

в) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются

0

4. Композиционная цельность и логичность изложения



а) сочинение характеризуется композиционной цельностью, части

высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет

необоснованных повторов и нарушений логической последовательности


2

б) в сочинении есть нарушения композиционной цельности: части

высказывания логически связаны между собой,

но

мысль повторяется;

и (или) есть нарушения в последовательности изложения (в том числе внутри

смысловых частей высказывания);

и (или) есть отступления от темы сочинения


1

в) в сочинении не прослеживается композиционного замысла;

и (или) допущены грубые нарушения в последовательности изложения;

и (или) нет связи между частями и внутри частей


0

5. Следование нормам речи



а) допущено не более 2-х речевых ошибок

3

б) допущены 3 речевые ошибки


2

в) допущены 4 речевые ошибки


1

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет

понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок).


0

Максимальный балл 12



Выявление уровня литературного развития учащихся (зачет//тест).

1. Главная тема "Слова о полку Игореве"

  1. единство и укрепление границ Руси

  2. ответственность за совершаемые деяния

  3. мужество и героизм русских воинов

2. "Путешествие из Петербурга в Москву " написано А.Н. Радищевым в жанре:

  1. психологического очерка

  2. путевых заметок

  3. повести

3.Н.М.Карамзин является основоположником русского...:

  1. классицизма

  2. сентиментализма

  3. романтизма

4. Первая баллада, созданная В.А.Жуковским

  1. "Людмила"

  2. "Светлана"

  3. "Кубок"

5. Основной конфликт комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума":

  1. столкновение взглядов Чацкого и "фамусовского" общества

  2. драматическая история любви Чацкого и Софьи

  3. взаимоотношения отцов и детей

6. Действие в пьесе А.С.Грибоедова происходит в течение:

  1. одних суток

  2. одного вечера

  3. двух суток

7. В 1825 году А.С.Пушкин написал произведение "К морю" в жанре:

  1. элегии

  2. послания

  3. оды

8. Поэтический манифест А.С.Пушкина в стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." звучит так:

  1. И славен буду я, доколь в подлунном мире/ Жив будет хоть один пиит

  2. Что чувства добрые я лирой пробуждал

  3. Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой

9. Жанр произведения "Евгений Онегин"

  1. повесть

  2. поэма

  3. роман

10. Татьяна Ларина для А.С.Пушкина

  1. загадочный образ

  2. типичная деревенская барышня

  3. идеал русской женщины

11. Пушкин одного из своих героев назвал "добрый мой приятель". Речь идёт:

  1. об Онегине

  2. о Дубровском

  3. о Гринёве

12. Имя М.Ю.Лермонтова стало известно после стихотворения:

  1. "Поэт"

  2. "Смерть поэта"

  3. "Кинжал"

13. Лирический герой стихотворения М.Ю.Лермонтова "Дума":

  1. не причисляет себя к поколению, о котором пишет

  2. рассказывает о поколении отцов

  3. говорит о своём поколении

14. "Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его...", - говорит о себе...

  1. Печорин

  2. Вернер

  3. Вулич

15. Для Печорина характерны:

  1. склонность к самоанализу, самопознанию

  2. надменность, презрительность

  3. легкомысленность, бесцельность

16. Род литературы, к которому относится произведение Н.В.Гоголя "Мёртвые души"

  1. эпос

  2. лироэпос

  3. драма

17. Покупая у помещиков мёртвые души, Чичиков надеялся:

  1. укрепить материальное благополучие своих будущих детей

  2. выгодно жениться

  3. получить на службе высокую должность

18. Образ помещика, данный в развитии:

  1. Плюшкин

  2. Манилов

  3. Собакевич

19. Произведения "Мёртвые души" Н.В.Гоголя, "Полтава" А.С.Пушкина и "Мцыри" М.Ю.Лермонтова относятся к одному жанру, а именно:

  1. романа

  2. поэмы

  3. драмы

20. Образ Петербурга есть в произведении:

  1. А.С.Пушкина "Дубровский"

  2. А.С.Грибоедова "Горе от ума"

  3. А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

21. Несколько рассказчиков выступают в роли повествователя:

  1. в "Герое нашего времени" М.Ю.Лермонтова

  2. в "Юности" Л.Н.Толстого

  3. в "Бедной Лизе" Н.М.Карамзина

22. Говорящие фамилии не использует

  1. Н.В.Гоголь ("Мёртвые души")

  2. А.С.Грибоедов ("Горе от ума")

  3. Ф.М.Достоевский ("Белые ночи")

23. Выберите хронологически верную последовательность:

  1. романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм

  2. классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

  3. реализм, романтизм, классицизм, сентиментализм


24. Перескажите эпизод, в котором главный герой произведения даёт нравственную оценку своему поведению и поступкам.

25. Дайте развёрнутый ответ на вопрос: "Какие нравственные вопросы помогло мне решить изучение русской литературы в 9 классе"?

26. Напишите о литературном герое, который вызывает ваше восхищение (сочувствие, осуждение).


Ответы на тестовые задания:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

а

б

б

а

а

а

а

б

в

в

а

б

в

а

а

б

а

а

б

в

а

в

б



0